Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 29 из 45)

Прежде всего, студенту необходимо познакомиться с основными идеями философии Артура Шопенгауэра, родоначальника философии жизни, иррационалистического направления в европейской философии. Мир существует, во-первых, как представление человека, во-вторых, как безосновная свободная воля. Воля – начало всего сущего, обладает тождественностью, неизменностью и свободой. Воля проявляется в слепых силах природы и в обдуманной деятельности человека, они отличаются друг от друга, таким образом, только степенью проявления. Воля как вещь в себе существует вне пространства, времени и причинности. Воля проявляется (объективируется) во множестве вещей и явлений, низшей ступенью объективации воли выступает природа и ее силы. Как динамический принцип воля обеспечивает переход от одной ступени объективации к другой, во всех частях природы проявляется единая воля. Мир как воля – это вечное становление, бесконечный поток. Человек как наивысшая объективация воли не выражает ее сущности полностью. Из воли вытекает познание как средство к поддержанию индивидуума и рода. В отдельных индивидах познание может доходить до появления искусства. Воля не способна к конечному удовлетворению, к счастью. Шопенгауэр романтизирует смерть, доказывая, что страх перед смертью не разумен. В то же время он отвергает самоубийство. Гибель мирового зла возможна только в результате реализации всех заложенных в человеке возможностей. Итак, жизнь – это кара и преступление, поэтому страха смерти мы не должны испытывать. Напротив, смерть – это источник философии уже со времен Сократа. Смерть не приносит полного уничтожения, но и не дает бессмертия. Страх смерти – это оборотная сторона воли к жизни. Воля к жизни стоит в антагонистическом отношении к познанию.

Контрольные вопросы

1. Достижимо ли земное счастье, по Шопенгауэру? Почему и для чего жизнь нас обманывает?

2. Почему время – это оценка, которую природа дает всем своим существам?

3. Каким образом старость и смерть противоречат нашей воли к жизни?

4. Почему удовольствия имеют отрицательный характер, а страдание по своей природе положительно?

5. Почему бытие мира должно, скорее, печалить нас, чем радовать?

6. Как Шопенгауэр относится к Богу и религии?

7. В чем истоки беспощадного отношения к ближним?

8. Покажите хорошую сторону смерти как конца жизни, как это делал Шопенгауэр.

9. Почему мир не может оправдать себя из себя же самого? Что лежит в основе мира? Чему подчиняется слепая воля к жизни?

10. Какова природа страха смерти?

11. Какова роль познания для победы над страхом смерти?

12. Опишите жизнь как «кратковременное интермеццо эфемерного бытия» между двумя видами вечности – когда нас еще не было и когда нас уже не будет. Каким должно быть наше отношение к прошлому и к будущему?

13. Покажите, как воля к жизни бежит от смерти и познание ей не присуще, а только сопутствует ее объективациям в индивидах. Покажите, как волящая сторона нашего сознания отличается от познающей.

14. Покажите, как бессмертие во времени приносит череда смертей и рождений.

Домашнее задание

1. Составьте жизнеописание Шопенгауэра.

2. Сформулируйте основные затронутые в тексте проблемы.

3. Составьте вопросы к данному тексту.

О материалистическом понимании истории

К. Маркс, Ф. Энгельс

Предпосылки, с которых мы начинаем, – не произвольны, они – не догмы; это – действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это – действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем.

Первая предпосылка всякой человеческой истории – это, конечно, существование живых человеческих индивидов. Поэтому первый конкретный факт, который подлежит констатированию, – телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе. Мы здесь не можем, разумеется, углубляться ни в изучение физических свойств самих людей, ни в изучение природных условий – геологических, орогидрографических, климатических и иных отношений, которые они застают. Всякая историография должна исходить из этих природных основ и тех их видоизменений, которым они благодаря деятельности людей подвергаются в ходе истории.

Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь.

Способ, каким люди производят необходимые им жизненные средства, зависит прежде всего от свойств самих жизненных средств, находимых ими в готовом виде и подлежащих воспроизведению.

Этот способ производства надо рассматривать не только с той стороны, что он является воспроизводством физического существования индивидов. В еще большей степени это – определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством – совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.

Это производство начинается впервые с ростом населения. Само оно опять-таки предполагает общение [Verkeh] индивидов между собой. Форма этого общения, в свою очередь, обусловливается производством.

Прежде всего, студент должен усвоить, что работа «Немецкая идеология» написана Марксом и Энгельсом в 1845 г., и в ней они впервые выдвигают гипотезу материалистического понимания истории, а именно, что общественное бытие определяет общественное сознание. Наука марксология считает этот год годом эпистемологического разрыва (так его назвал современный французский марксист Альтюсер) со своим теоретическим прошлым, так как до 1845 г. Маркс стоял на позициях гегелевского идеализма, для которого действительная история есть история развития духа, сознания. Отсюда, как правильно подчеркивает Карл Левит, полемическая заостренность Маркса против философского идеализма (см. ст. «О смысле истории»). Однако материальное у Маркса – это не природа (он был против всякого натурализма в понимании истории), а способ ее присвоения. Живые телесные индивиды – это предпосылки всемирной истории, и отличают они себя от животных, как только начинают производить средства труда. Отдельные экономические эпохи отличаются друг от друга тем, как производят, какими средствами труда. В этой работе еще нет категории «общественные отношения», вместо нее Маркс употребляет термин «форма общения». Индивиды представляют собой то, что они производят и как они производят, говорит Маркс. Категории «способ производства» и «общественное бытие» здесь уже присутствуют.

Итак, в работе «Немецкая идеология» Маркс и Энгельс формулируют гипотезу материалистического понимания истории, которая найдет свое научное обоснование в «Капитале» Маркса на материале политической экономии капитализма.

Контрольные вопросы

1. Что выступает у Маркса и Энгельса предпосылкой и основой их рассмотрения истории?

2. Чем животные отличаются от людей?

3. В каком отношении друг к другу стоят способ производства и образ жизни людей в историческом материализме?

4. Чем определяются мораль, религия, политика, искусство и философия согласно историческому материализму?

5. Что такое идеология?

Домашнее задание 1. Найдите биографические данные Карла Маркса.