Дабы цивилизация, свойственная культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью. Закон 3
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или современных цивилизаций.
Закон 4
Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда и только тогда, когда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.
Закон 5
Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает непосредственно продолжителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.
Студент должен усвоить основную мысль данного фрагмента, которая заключается в том, что всемирной истории с различными периодами прогрессивного развития не существует. История состоит из саморазвития некоторых культурно-исторических типов, которые имеют свою внутреннюю дифференциацию по степеням развития. Культурно-исторический тип, или цивилизация, может быть преемственным или уединенным, или играть отрицательную роль разрушителя цивилизаций без собственной положительной работы для человечества. Студент должен усвоить, что собственно прогресс для Данилевского заключается в способности к многостороннему проявлению человеческого духа. Отрицая членение истории на периоды (древнюю, средневековую и Новую), Данилевский в то же время не отрицает возможности обобщений в истории. Итак, перед нами пример идеалистического понимания истории, в котором принципом членения истории выступает культура, религия и язык самостоятельно существующих цивилизаций, проходящих периоды зарождения, роста, цветения и смерти. Возможности развития этих культурно-исторических типов определяются их политическим положением – политической свободой или тоталитаризмом.
Контрольные вопросы
1. Что такое культурно-исторический тип, имеет ли он свои степени развития? Что такое цивилизация и исторический организм?
2. Назовите 10 культурно-исторических типов в истории. Опишите их вклад в историю человечества.
3. Назовите преемственные типы в истории.
4. Какие типы Данилевский считает уединенными в истории?
5. В чем заключается исторический прогресс? Кто такие отрицательные деятели человечества? Назовите народы, не достигшие исторической индивидуальности.
6. Какие три роли могут играть в истории человечества различные народы?
7. Признает ли Данилевский возможность обобщений в исторической науке?
8. Как Данилевский относится к периодизации всемирной истории, принятой в историографии?
9. Сформулируйте 5 законов исторического развития у Данилевского. Каковы критерии выделения культурно-исторических типов? Как влияет на цивилизацию политическое состояние народа? Возможно ли передать принципы одно культурно-исторического типа другому? Каков цикл прохождения цивилизацией своей жизни?
Домашнее задание
1. Составьте список литературы к реферату по теме «Теория культурноисторических типов Н. Я. Данилевского».
2. Сформулируйте затронутые в тексте проблемы.
3. Сравните точки зрения Данилевского и Поппера по вопросу о значении политической свободы для развития общества.
1. Специфика философии и философского познания.
2. Предмет философии, структура философского знания. 3. Х. Ортега-и-Гассет «Что такое философия?»
4. Миф как источник философского познания.
5. Основные идеи ранней греческой философии.
6. Учение о бытии в классической греческой философии.
7. Учение об обществе в классической греческой философии.
8. Этические идеи Сократа и Платона.
9. Этические идеи Аристотеля.
10. Этические идеи философов греко-римского периода.
11. Философия и религия. Религиозная картина мира.
12. Философия средневекового Запада.
13. Философия эпохи Возрождения.
14. Особенности философии Нового времени.
15. Научная революция 17 в. и особенности механистической картины мира.
16. Проблема метода в философии Нового времени.
17. Ф. Бэкон «Новый Органон».
18. Р. Декарт «Рассуждение о методе»
19. Проблема субстанции в философии Нового времени. Философия Просвещения.
20. Немецкая классическая философия.
21. И. Кант «Критика чистого разума» (Предисловие).
22. Г. Гегель «Феноменология духа» 23. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса.
24. Ф. Энгельс «Диалектика природы».
25. К. Маркс, Ф. Энгельс «Немецкая идеология» (гл. 1).
26.Особенности философии 19-20 вв. Рационализм и иррационализм.
27. Философия А. Шопенгауэра.
28. А. Шопенгауэр «Мир как воля и представление».
29. Философия Ф. Ницше.
30. Психоаналитическая концепция личности.
31.Основные положения философии экзистенциализма.
32.Философия неопозитивизма.
33.Т. Кун «Структура научных революций».
34. Философия постмодернизма.
35. Понятие материи.
36. Понятие идеального.
37. Основные концепции пространства и времени.
38. Движение и развитие. Диалектика.
39. Детерминизм и индентерминизм.
40. Динамические и статистические закономерности. 41.Субъект и объект познания. Познание и практика.
42. Чувственное и рациональное познание, их формы.
43. Проблема истины.
44. Особенности научного познания. Наука и преднаука.
45.Уровни научного познания.
46. Смысл человеческого бытия.
47. Проблема свободы.
48. Человек и общество как общественные формирования.
49. Движущие силы и закономерности социального функционирования и развития.
50.Данилевский Н. Я. «Россия и Европа».
51. Философское осмысление техники.
52. Философское значение глобальных проблем современности.
Словарь призван помочь читателю ориентироваться в материале данного учебного издания. В нем содержатся основные лексические сведения, необходимые студенту вуза, дается происхождение слов, что часто позволяет лучше понять их смысл, приводятся разъяснения, которые по тем или иным причинам было нецелесообразно включать в основной текст, но которые имеют важное значение для понимания истории философских проблем, взятых в их единстве (ср. материализм, идеализм и др.). В словаре используются следующие сокращения: гр. – греческое, лат. – латинское, фр. – французское.
Абстрагирование (лат. abstractio) – выделение, обычно мысленное, некоторых признаков предмета. Абстрагирование – это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция – это более бедный концептуальным содержанием термин, чем понятие. Распространенная лексическая ошибка состоит в том, что понятия называют абстракциями.
Агностицизм (гр. Agnostos – непознаваемый) – учение о реальности недоступных познанию вещей. Агностицизму противостоит учение так называемого гносеологического оптимизма, согласно которому все вещи познаваемы. Обе концепции страдают одним и тем же недостатком: в них речь идет о непознанном как существующем. Но без знания о вещи неправомерно постулирование ее существования. Философски оправданными являются рассуждения о надежде на рост знания. Термин агностицизм часто используется при характеристике философии Д. Юма и И. Канта. В нашем учебнике он не используется.
Аксиология (гр. axios ценный + logos учение) – учение о ценностях, развитое в конце XIX – начале XX в.
Антиномия (гр. anti + nomos закон) – противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории (см. также апория).
Антропология (гр. anthropos человек + logos учение) – учение о человеке.
Антропоцентризм (гр. anthropos человек + kentron центр) – принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.
Апория (гр. Aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.
Априори (лат. a priori – из предшествующего) — знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опыта).
Атараксия (гр. ataraxia) – невозмутимость мудреца, душевный покой. В отличие от атараксии апатия (гр. apatheia) есть состояние бесчуственности, равнодушия, доходящее порой до болезненного состояния.
Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.
Бытие символическое (знаковое) – все то, что интерпретируется на основе семиотики, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке, она есть поэтому символическое бытие человека. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия.
Верификация (лат. Verus – истинный + facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем.
Возвышенное – 1) категория эстетики, выражающая необычайный подъем эстетического переживания; 2) категория современного постмодернизма, стремящегося к преодолению интеллектуального понимания человека. Возвышенному придается не просто эстетический, а общефилософский смысл.
Воля – способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия.
Гедонизм (гр. Hedone – наслаждение) – учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение.