Гилозоизм (гр. Hyle – вещество + zoe – жизнь) – учение о всеобщей одушевленности универсума.
Гипотеза (гр. Hypothesis – предположение) – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку.
Гносеология (гр. Gnosis – знание + logos – учение) – философская теория познания. В западной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (гр. Episteme - знание).
Гуманизм (лат. Humanus – человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.
Дедукция (лат. Deduction – выведение) – умозаключение от общего – к частному, движение от абстрактного – к конкретному.
Диалектика (гр. dialektike) – 1) искусство ведения философского спора; 2) учение о всеобщем развитии.
Диалог (гр. dialogos) – обмен мыслями.
Добро – нравственно положительное.
Доказательство – обоснование истинности высказывания (мысли).
Достоверность знания – его максимально возможное обоснование.
Дуализм (лат. dualis) – признание двух несводимых друг к другу начал.
Противоположность дуализма – монизм.
Единичное – отдельное, индивидуальное.
Единое – начало и единственный исток всякого множества.
Жизнь (в «философии жизни») – интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту.
Знак – вещь или ее признак, указывающие на другую (другие) вещи, свойства и отношения.
Идеал (гр. Idea – идея) – совершенство или высшая цель стремлений.
Идеализм (гр. Idea – идеея) – философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли,
Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Проблематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что великие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир (см. также материализм).
Идеализация (гр. idea) – форма научного обобщения. Следует отличать от идеализации (от слова «идеал») – формы приукрашивания рассматриваемых явлений в соответствии с идеалами субъекта.
Идеальное (гр. idea) – совокупность идей. Иногда под идеальным понимают весь внутренний мир человека: и чувства, и установки, и ценности. Идея (гр. idea) – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что увидеть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие.
Изоморфизм (гр. Isos – равный, подобный + morfe – форма) – соответствие, существующее между элементами двух множеств.
Императив категорический (лат. Imperatives – повелительный и гр.
kategorikos) – безусловный принцип поведения.
Индукция (лат. Induction – выведение) – форма мышления, целью которой является выделение общего правила.
Интенция (лат. Intention – стремление) – направленность сознания на какой-либо предмет.
Интерпретация (лат. Interpretation – посредничество) – установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Устаревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация.
Иррациональное (лат. Irrationalis – неразумный) – не выразимое логическими свойствами.
Космос (гр. kosmos) – в греческой философии мир как структурно организованное целое.
Красота – главная (положительная) эстетическая ценность (см. прекрасное).
Культура (лат. culture) – «вторая природа»; все, что сделано человечеством; мир человеческих ценностей.
Либидо (лат. libido) – половое влечение, понятие психоанализа З. Фрейда.
Логос (гр. Logos – понятие, мысль, разум) – понятие древнегреческой философии, не обладающее ясным содержанием, имеется в виду разумное начало (мысль, закон, слово).
Материализм (лат. Materialis – вещественный) – философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется вполне приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Тем не менее материализм встречается с трудностями, ему не удается толково выразить относительную самостоятельность сознания, творческие способности человека. Существует немало разновидностей материализма (вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм). Наряду с диалектическим различают научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину. На наш взгляд, деление философов на два лагеря – материалистов и идеалистов – давно устарело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии.
Метод (гр. methodos) – способ, путь познания.
Методология – учение о методах.
Мировая душа – движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами.
Монизм (гр. Monos – один) – философские учения, признающие основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бог).
Противоположность дуализму и плюрализму.
Мысль – понятие, суждение, умозаключение.
Наука – выработка и теоретическая систематизация знания.
Ноосфера (гр. Noos – Разум) – сфера господства разума.
Нравственность – реализация моральных принципов в практической деятельности.
Объяснение – интерпретация чего-либо посредством мыслей.
Онтология (гр. On – сущее + logos – учение) – учение о бытии.
Пантеизм (гр. Pan – все + theos – Бог) – учение, отождествляющее Бога и природу.
Понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других.
Постмодернизм (лат. Post – после + фр. Moderne – современный) – новейшее течение в западной философии, согласно которому эпоха Нового времени завершилась, и необходимо пересмотреть все понятия и каноны философии.
Прагматизм (гр. Pragma – дело, действие) – направление в современной философии, согласно которому истинно все то, что полезно.
Практика (гр. Praktikos – деятельный, активный) – критерий истины, общественно-историческая деятельность людей.
Прекрасное – явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью и степенью красоты.
Принцип (лат. Principium – основа, начало) – основное положение теории, на основании котоого можно совершить переход к другому понятию или закону этой научной теории.
Провиденциализм (лат. providentia провидение) – убеждение в том, что миром правит провидение, божественный разум, предвосхищающий конечный итог всех человеческих стремлений. Понятие философии истории от стоиков до Гегеля.
Прогресс (лат. Progressus – движение вперед, успех).
Противоречие – в логике противоречием являются два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Что касается жизненных конфликтных ситуаций, то они должны описываться логически непротиворечивым образом.
Пустота (см. также вакуум, ничто) – в атомизме Демокрита и натурфилософии Ньютона среда, отличная от материи, представленной атомами.
Разум и рассудок – два уровня мыслительной деятельности.
Рационализм (лат. Rationalis – разумный) – течение в философии, связанное с именем Декарта, согласно которому наиболее достоверное знание может быть получено из разума..
Рациональность (лат. Ratio – разум) – доступное разумному пониманию действие в соответствии со стандартами и правилами.
Революция (фр. revolution) – коренной переворот, качественный скачек в развитии общества или природы.
Редукция (лат. Reduction – отодвигание назад, возвращение к исходному состоянию) – теоретическая процедура сведения высшего к низшему, живого к неорганическому и т. п.
Религия (лат. Religio – благочестие, набожность) – система представлений, включающих представление о Боге как трансцендентной силе.
Релятивизм (лат. Relativus – относительный) – некритическое абсолютизирование относительного характера познания.
Семиотика – наука о знаках.
Силлогизм (гр. syllogismos) – вид умозаключения, состоящий из двух посылок и заключения, сделанного по правилам вывода.
Синергетика (гр. Synergeia – сотрудничество) – наука о системах.
Система (гр. Systema – целое, составленное из частей) – совокупность элементов, объединенных общим свойством.
Субстанция (лат. Sybstantia – сущность) – самостоятельная сущность, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом, материальная или духовная основа всех вещей.
Суждение – связь нескольких понятий; мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.
Сущность – то же, что эйдос и форма, совокупность внутренних необходимых стон предмета.
Теология (гр. Theos – Бог + logos – учение) – наука о Боге, богословие.
Теодицея (гр. Theos – Бог + dike – право, справедливость) – богооправдание, оправдание зла в истории.
Теория (гр. Theoria – созерцание, исследование) – совокупность категорий. Законов и принципов, объясняющая опытно достоверные факты, наука в узком смысле слова.
Теоцентризм (гр. Theos – Бог) – принцип религии, ставящий в центр мира фигуру Творца.
Техника (гр. techne искусство, мастерство) – совокупность искусственных орудий труда и механизмов.
Умозаключение – связь суждений (см. Силлогизм).