Универсалии (лат. Universalis – общий, всеобщий) – общие понятия, в средневековой схоластике – предмет спора номиналистов и реалистов.
Утилитаризм (лат. Utilitas – польза, выгода) – течение в философии, согласно которому в основе человеческих стремелений лежит польза.
Феномен (гр. Phainomenon – являющееся) – явление, в том числе как отличное от сущности.
Форма (лат. forma) – сущность вещи, ее структура и организация.
Функция (лат. Function – исполнение) – специфическая деятельность, закономерность.
Хаос (гр. Chaos – полный беспорядок) – в синергетике источник порядка.
Ценность – положительная или отрицательная значимость предметов для человека.
Эйдос (гр. eidos вид, лик, образ) – то же, что идея, но более образное.
Этика – философское учение о морали и нравственности. Эстетика – философское учение о прекрасном.
БЭКОН ФРЭНСИС (1561–1626) – один из родоначальников английского материализма. В своих философских трудах критиковал схоластику и умозрительные построения в науке, противопоставив им «естественную» философию, базирующуюся на опытном познании. Считал, что наиболее эффективным методом научного познания является индукция, играющая ведущую роль в экспериментальном естествознании.
ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770–1831) – немецкий философ, создатель систематической теории диалектики как философского учения о развитии. По Гегелю, в основе мирового развития лежит творческая деятельность мирового разума, универсальная схема которой – «абсолютная идея» – осуществляется в бытии, истории и познании как внутренняя необходимость, отчуждая себя в ряде последовательных актов. Источником развития является внутреннее противоречие, т. е. единство взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих противоположностей, присущее абсолютной идее и, следовательно, реальности в целом. Поэтому для постижения сущности любого объекта необходим диалектический метод. Последовательно применяя его, Гегель переосмысливает все сферы культуры, создавая диалектическую философию права, религии, истории, эстетику и историю философии. Диалектическая логика Гегеля легла в основу современной теории познания.
ГОТТ ВЛАДИМИР СПИРИДОНОВИЧ (1912–1991) – известный советский философ, гл. редактор журнала «Философские науки». Автор многочисленных работ по философским проблемам физики, проблемам онтологии и теории познания. Занимался разработкой вопросов категориально-понятийного аппарата науки, прежде всего – физики.
ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885) – русский публицист, социолог, философ. Философско-социологические взгляды Данилевского изложены в работе «Россия и Европа». Он выдвинул идею разнородности цивилизаций, считая основным злом в истории любого народа потерю «нравственной народной самобытности».
ДЕКАРТ РЕНЕ (1596–1650) – французский философ, математик, физик. Представитель рационализма. Утверждал, что научное знание должно быть построено как единая система, большое значение придавал методу познания («Рассуждение о методе» – 1637 г.). Признавал наличие двух субстанций: телесной и мыслящей, т. е. стоял на позициях дуализма.
КАМЮ АЛЬБЕР (1913–1960) – французский философ-экзистенциалист, защищал учение о нужности человека в мире. Бессмысленность и безнадежность существования не могут быть, с точки зрения А. Камю, доказаны, они должны быть просто приняты. А. Камю считал, что место центрального философского вопроса должна занять проблема самоубийства, а задача философа – помочь человеку, который находится в пограничной ситуации – между жизнью и смертью – сохранить жизнь. Внешний мир враждебен человеку, тем не менее человек обязан заставить себя жить и творить самого себя.
КАНТ ИММАНУИЛ (1724–1804) – представитель немецкой классической философии. В соответствии с его априоризмом основные принципы научного знания и человеческого воления заимствованы не из опыта, но заданы изначально, т. е. всегда обладают свойством всеобщезначимости (например, геометрия Евклида). Стоическая этика служила для Канта предварительной ступенью его морального принципа – т.
н. категорического императива: индивидуум как масштаб нравственной деятельности всех.
КУН ТОМАС (р. 1922) – американский историк и теоретик науки, один из представителей постпозитивизма. Разработал концепцию парадигм нормальной науки и научных революций. Создание парадигмы означает достижение согласия относительно целей, теоретических установок, общепринятых методов и фактов. Переход от одной парадигмы к другой сопровождается коллективным изменением видения, т. е. интерпретации эмпирических фактов. Сравнение парадигм может происходить не на научном, а на естественном и философском метаязыке. Открытие аномальных фактов, не объяснимых в рамках господствующих воззрений, приводит, по Куну, к научным революциям, в ходе которых складываются новые парадигмы.
ЛЕВИТ КАРЛ (1897–1973) – немецкий философ. Испытал влияние феноменологии Гуссерля, антропологии Шелера, экзистенциализма. Основными понятиями современной философии Левит считает «жизнь» и «экзистенцию», открытые и разработанные Ницше и Кьеркегером. Точкой пересечения для обоих была проблема нигилизма. Постоянный импульс размышления Левита – это мысль о физической и метафизической бездомности современного человека внутри мира. Поиски решения – на путях историзма, экзистенциализма и религии. Христианский Бог, по Левиту, обнаружил себя не в небесном теле или священном животном, а в человеке и, таким образом, в истории.
ЛЕНИН ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870–1921) – известный политический деятель, основатель коммунистического движения в России и советского государства. Будучи последователем философии К. Маркса и Ф. Энгельса, в своих философских взглядах придерживался диалектического и исторического материализма. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» выступил с критикой позитивистской философии как субъективноидеалистической. В этой же работе дал предельно широкое понимание материи, которое позволяло, оставаясь на позициях материализма, преодолеть проблему «исчезновения материи», с которой столкнулись ученые-физики после открытия электрона.
Настаивая на необходимости творческого развития марксизма, выдвинул идею возможности построения коммунизма в одной стране (без мировой революции, как настаивали основоположники марксизма), возможности существования «научной идеологии» (в отличие от Маркса и Энгельса, которые никогда не применяли понятие идеологии к своей теории, трактуя идеологию как «ложное сознание»), разработал концепцию империализма как последней фазы развития капитализма.
ЛОКК ДЖОН (1632–1704) – английский философ-просветитель. Разработал эмпирическую теорию познания. Отрицал существование врожденных идей, все знание проистекает из опыта. Из простых идей, порождаемых в уме свойствами вещей, посредством соединения, сопоставления и абстрагирования, образуются сложные. Познание истинно настолько, насколько идеи сообразны с действительностью. Деист. В области социальной философии развивал теорию общественного договора: государству передается часть естественных прав (правосудие, внешнеполитическая деятельность) ради эффективной защиты остальных – свободы слова, веры и собственности.
МАРКС КАРЛ (1818–1883) – немецкий философ XIX в., создатель научного социализма, политической экономии капитализма, материалистической диалектики и материалистического понимания истории. В основе развития общества, по Марксу, лежат производственные отношения, которые определяют все другие виды отношений – политические, идеологические, моральные, религиозные и другие. Ввел категорию «общественно-экономическая формация». Выделил пять общественно-экономических формаций.
ОРТЕГА-и-ГАСЕТ ХОСЕ (1883–1955) – испанский философ, находился под влиянием Дильтея и Ницше. В центре его внимания стояли социальные проблемы. Впервые изложил основные принципы доктрины «массового общества». Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы. Это неизбежный результат демократической активности масс. Видит выход в создании новой аристократической элиты – людей, способных на произвольный «выбор», руководствующихся только непосредственным «жизненным порывом». Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем «массового общества». В эстетике выступал как теоретик модернизма.
ПАРМЕНИД (ок. 540 – ок. 470 до н. э.) – основатель элейской школы. Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Резко противопоставлял «учение истины» (о том, что истинное бытие едино, неделимо, вечно, неподвижно, неизменно) «учению мнения» (о том, что существует множество вещей – возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части). «Учение истины» достоверно, «учение мнения» лишь правдоподобно. Наивно материалистическая физика Парменида исходит из допущения двух начал: активного – огненного, светлого; и инертного – темного. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент рационализма.
ПЛАТОН (427–347 до н. э.) – греческий философ, учение о государстве, теория идей, этика и гносеология которого представлены в его диалогах. Доказывал возможность точного знания, опирался на сократовскую диалектику, которая обнаруживает единое и всеобщее в многообразии явлений. Чувственные вещи относятся к неподлинному бытию или небытию, подлинное бытие – это мир идей. Вещи причастны идеям, идеи отражаются в вещах. Знание – это «припоминание» душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Гармоничное сочетание деятельности трех сословий и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Платон предлагает ликвидировать частную собственность, чтобы исключить из общества корыстолюбие и алчность.