В существовании идей можно убедиться и так. Ум ли, бог или вообще нечто мыслящее, – оно должно иметь мысли, причем мысли вечные и неизменные; а раз так – существуют идеи. В самом деле, раз материя по своему собственному смыслу лишена меры, она должна столкнуться с чем-то иным, лучшим, нематериальным, с мерами; но первое – верно; следовательно, верно и второе. А раз так, значит, идеи суть некие бестелесные меры. Кроме того, если этот космос таков не самопроизвольно,
т. е. если он возник не только «из чего», но и «из кого», более того – «в уподобление чему», значит, то, в уподобление чему он возник, если иное, нежели идея? Итак, идеи должны существовать.
Если бог – тело, значит, он материальный, т. е. он вода, или земля, или воздух, или что-нибудь в таком роде. Но все такое не первоначально. Кроме того, если он будет материален, он окажется после материи. Поскольку это нелепо, нужно признать, что он бестелесен. Будь он телом, он был бы подвержен уничтожению, возникновению и переменам; но все это нелепо по отношению к нему.
Студент должен усвоить основную категорию объективного идеализма Платона – категорию идеи, которая тесно связана с категориями мышления и бытия. Слово «идея» обладает значением образца, вида. Именно как виды идеи затем помещаются в бесформенную материю, придавая ей тем самым вид или качество. Идеи как образцы для возникновения чего-то предшествуют вещам. Идеи являются нашими мыслями как нечто первое, вечное и неизменное. Идеи противопоставляются телесному миру как нечто бестелесное, как мера, они предшествуют ему. Идеям уподобляется даже космос. Итак, суть объективного идеализма Платона выражается в абсолютном идеальном бытии идей как первых сущностей, по образцу и подобию которых сотворен мир материальных вещей. Материя при этом косная и бескачественная. Обратите внимание, что для Платона идеи просто лучше телесного.
Контрольные вопросы
1. Каково соотношение материи и вида (идеи)?
2. Каково соотношение чувственного мира и образцов (идей)?
3. Как Платон доказывает первоначальность идеи по сравнению с материей, вещами?
4. Как Платон обосновывает свой философский идеализм посредством введения понятия Бога?
Домашнее задание
1. Составьте жизнеописание Платона.
2. Покажите, какое развитие в европейской философии получили представления Платона об идеях.
3. Составьте тест из трех утверждений.
Бытие – это понятие в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя, его углубление в самое себя. Выявление понятий в сфере бытия представляет собой нечто двоякое: оно столь же становится тотальностью бытия, сколь и снимает непосредственность бытия, или форму бытия как такового.
Само бытие, а также и последующие определения (не только бытия, но и логическое определения вообще) можно рассматривать как определения абсолютного, как метафизические определения бога; но в более строгом смысле к этим определениям относится лишь первое, простое определение некой сферы.
Каждая сфера логической идеи оказывается некой тотальностью определений и неким изображением абсолюта. Таковым оказывается также и бытие, которое содержит в себе три ступени: качество, количество и меру. Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, например, дом остается тем, что он есть, будь он больше или меньше, и красное остается красным, будь оно светлее или темнее. Третья ступень бытия, мера, есть единство двух первых, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т. е. количественную определенность, и для них безразлично, будут они более или менее велики; но вместе с тем это безразличие имеет также свой предел, при нарушении быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи к сущности.
Названные здесь три формы бытия именно потому, что они первые, суть вместе с тем и самые бедные, т. е. самые абстрактные. Непосредственное чувственное сознание, поскольку оно также и мыслит, ограничивается преимущественно абстрактными определениями качества и количества. Это чувственное сознание обычно рассматривается как наиболее конкретное и, значит, вместе с тем и наиболее богатое: оно, однако, таково лишь по материалу; но с точки зрения его мыслительного содержания оно, напротив, есть самое бедное и абстрактное.
Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и определенным.
Если мы высказываем бытие как предикат абсолютного, то мы получаем первою дефиницию абсолютного: абсолютное есть бытие. Это есть (в мысли) самая начальная наиабстрактнейшая и наибеднейшая дефиниция, которая гласит, что бог есть совокупность всех реальностей. Она предполагает именно, что следует абстрагироваться от этой ограниченности, которая имеется во всякой реальности, все реальнейшее. Так как реальность уже содержит в себе рефлексию, то более непосредственно это высказано в утверждении Якоби о боге Спинозы – что он есть принцип бытия во всем наличном бытии.
Прибавление. Начиная мыслить, мы не имеем ничего, кроме мысли в ее чистой неопределенности, ибо для определенности уже требуется одно и некое другое; вначале же мы не имеем еще никакого другого. Лишенное определений, как мы не имеем здесь, есть непосредственное, а опосредствованное отсутствие определений, отсутствие определений до всякой определенности как наипервейшее. Но это мы и называем бытием. Его нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе, оно есть чистая мысль, и, как таковая, оно образует начало. Сущность также есть нечто лишенное определений, но это то лишенное определений, которое уже прошло через опосредствование и поэтому содержит в себе определение уже как снятое.
Это чистое бытие есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое, взятое также непосредственно, есть нечто.
Из этого вытекает вторая дефиниция абсолютного, согласно которой оно есть нечто.
Наличное бытие есть бытие, имеющее определенность, которая есть непосредственная, или сущая определенность, есть качество. Наличное бытие, рефлектированное в этой своей определенности в самое себя, есть налично-сущее, нечто. Категории, в наличном бытии, мы отмечаем только суммарно.
Прибавление. Качество есть вообще тождественное с бытием, непосредственная определенность в отличие от рассматриваемого после него количества, которое есть также определенность бытия, но уже не непосредственно тождественная последним, а безразлично к бытию, внешняя ему определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть. Далее качество есть по существу лишь категория конечного, которое поэтому и находит свое подлинное место лишь в царстве природы, а не в мире духа. Так, например, в царстве природы так называемые простые вещества (кислород, углерод и т.д.) должны рассматриваться как существующие качества.
Количество есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественное с самим бытием, а как снятая или безразличная.
Студент должен усвоить, что объективный идеализм Гегеля имеет в качестве первоосновы и начала философской конструкции категорию бытия как чистую абстракцию. Само бытие можно также рассматривать как метафизическое определение Бога – в этом видится все значение данной категории. Бытие как понятие логической идеи отображает абсолютное. Оно содержит в себе ступени качества, количества и меры. Студент обязан усвоить их соотношение между собой. Эти формы бытия (качество, количество и мера) самые первые, а значит, и самые бедные содержанием, самые абстрактные. Чистое бытие образует самое начало, и, значит, оно ничем не опосредовано. Проходя через ступень своего становления, бытие превращается в ничто. Итак, первая ступень в развитии абсолютной идеи есть бытие, таким образом, мышление тождественно бытию в объективном идеализме Гегеля.
Контрольные вопросы
1. Каково соотношение категорий «бытие» и «абсолютное»?
2. Какие формы или ступени содержит в себе бытие? Каково соотношение качества, количества и меры?
3. Что богаче содержанием: абстрактное или конкретное?
4. Почему бытие нельзя ни ощущать, ни созерцать, ни представлять себе?
5. Каково значение определений «опосредствование», «снятое»?
Домашнее задание
1. Составьте список литературы к реферату по теме «Объективный идеализм Гегеля».
2. Составьте вопросы к данному фрагменту.
3. Сравните учение об идеях Платона с объективным идеализмом Гегеля.
Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
< ... > Говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания, вопрос, который ставился и обсуждался с самого начала философии, вопрос, который может быть переряжен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может устареть вопрос о том, является ли источником человеческого познания зрение и осязание, слух и обоняние. Считать наши ощущения образами внешнего мира – признавать объективную истину – стоять на точке зрения материалистической теории познания, – это одно и то же.