БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат на тему
Особенности неофрейдизма в работе
Э.Фромма «Бегство от свободы».
Идеи бегства от свободы в современном
беларуском обществе
Студента ІІІ курса, 1 группы
Физического факультета
Соколова Е.С.
Минск 2007
I Введение
Во времена, когда одной из основных ценностей человека является его рационализм, а депрессия – болезнь, от которой страдают миллиарды людей, одной из важнейших проблем философии является изучение психики современного человека, а также проблем взаимосвязи и взаимодействия между психологическими и социологическими факторами общественного развития. Основные концепции теории психоанализа, изложенные Зигмундом Фрейдом, его последователями и реформаторами в первой половине ХХ столетия, сохранили свою значимость и в начале ХХІ. Одним из величайших достижений ХХ века является индивидуальность каждого человека, его неповторимость, которую он может реализовать благодаря свободе. И именно угроза слияния человека с массами, потеря этой индивидуальности, нависшая над человеком в ХХ веке, вынудила Э. Фромма в своей работе «Бегство от свободы» определить, какую роль играет свобода в жизни человека. Также необходимо отметить исторический контекст написания книги. Первое издание относится к 1941 году, т.е. времени Второй мировой войны. Естественно, автор в своей работе не мог обойти психологию нацизма и свободу в условиях тоталитаризма.
На мой взгляд, проблема свободы остро стоит для стран, находящихся на переходном периоде своего развития, как, например, Беларусь. Именно на таких этапах в обществе велика вероятность формирования у граждан комплексов беспомощности, бессмысленности существования, скрытого страха. Одними из защитных механизмов могут быть подавление страха алкоголем, наркотиками, погоня за властью и обладанием. Естественно, нормальное развитие в таких условиях невозможно. Поэтому для создания здорового общества так важно понять роль свободы в конкретном обществе и обществе, которое мы хотим построить.
II Бег от свободы
В предисловии автор сам определяет основную идею книги:
«Основная идея этой книги состоит в том, что современный человек, освобожденный от оков доиндивидуалистического общества, которое одновременно и ограничивало его, и обеспечивало ему безопасность и покой, не приобрел свободы в смысле реализации его личности, то есть реализации его интеллектуальных, эмоциональных и чувственных способностей. Свобода принесла человеку независимость и рациональность его существования, но в то же время изолировала его, пробудила в нем чувство бессилия и тревоги. Эта изоляция непереносима, и человек оказывается перед выбором: либо избавиться от свободы с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации позитивной свободы, основанной на неповторимости и индивидуальности каждого.»
Уже через 25 лет в предисловии к 25 изданию Э. Фромм признаётся, что социальные и психологические тенденции, затронутые в первом издании книги, сохраняются. Мы в свое время, вслед за Э. Фроммом, вынуждены признаться, что проблема отказа от свободы не потеряла актуальности и через 40 лет.
В основной части книги автор структурировано рассматривает конкретные аспекты свободы. В первой главе задаётся вопрос: является ли свобода психологической проблемой? Анализируя фашистские режимы Италии и Германии Э. Фромм пишет о том, что установление фашистских режимов не является результатом ни «незрелости» итальянской и немецкой демократии, ни «сумасшествия» отдельных личностей вероломно захвативших власть:
«За годы, прошедшие со времени победы фашистских режимов<…> нам пришлось признать, что в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее; что они не стремились к свободе, а искали способ от нее избавиться; что другие миллионы были при этом безразличны и не считали, что за свободу стоит бороться и умирать».
Обращаясь к теории бессознательного З. Фрэйда, Э. Фромм рассматривает адаптацию человека к разнообразным условиям, устанавливает границы приспособляемости:
«Утоление голода, жажды, сон и т.д. - все эти потребности действительно внутренне присущи природе человека и властно требуют удовлетворения. Для каждой из них существует определенный порог, за которым неудовлетворенность становится непереносимой; при переходе этого порога стремление к удовлетворению потребности становится всепоглощающим.»
Прежде чем перейти к вопросу о том, что означает свобода для современного человека Э. Фромм концентрирует свое внимание на утверждении, что «свобода определяет человеческое существование как таковое, а кроме того, что понятие свободы меняется в зависимости от степени осознания человеком себя самого как независимого и отдельного существа».
Начиная с понимания свободы в эпоху Реформации автор переходит к современному пониманию свободы. Так, было показано, что «новые религиозные доктрины были ответом на психологические запросы, возникшие в результате крушения средневековой социальной системы и зарождения капитализма. Основное внимание при анализе было обращено на проблему свободы в ее двойном смысле: было показано, что свобода от традиционных уз средневекового общества - хотя и давала индивиду новое чувство независимости - заставляла его ощутить одиночество и изоляцию, наполняла его сомнениями и тревогой, вынуждала его к новому подчинению и к лихорадочной, иррациональной деятельности.»
Наиболее интересной с точки зрения современного человека (именно в понимании не современников Э. Фромма, а наших современников) является рассмотрение механизмов бегства от свободы. В этой главе Э. Фромм обращается к личной психоаналитической практике, обращается к бессознательной сфере человека, выражаемой в мыслях, снах и фантазиях человека. Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность, когда ему необходимо преодолеть невыносимое чувство бессилия и одиночества, перед ним открываются два пути:
- "позитивной" свободы, спонтанно связывая себя с миром через любовь и труд, приводящий к обретению единства с людьми, с миром и с самим собой
- отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, который никогда не возвращает человека в органическое единство с миром, а лишь смягчает невыносимую тревогу и делает жизнь терпимой.
Из-за острого интереса к распространению идей фашизма и демократии, Э. Фромм концентрируется на тех механизмах, которые важны в социальном плане и выделяет следующие основные механизмы:
1) Авторитаризм - слияние своего Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду.
2) Разрушительность. Целью этого механизма является не активный или пассивный симбиоз индивидуума с миром, а уничтожение объекта.
3) Автоматизирующий конформизм. Индивид перестает быть собой; он полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится точно таким же, как все остальные. Именно этот механизм является наиболее распространенным в современном о
Шестая глава посвящена непосредственному анализу психологии нацизма. В результате этого анализа Э. Фромм определяет основные стремления Гитлера, как жажду власти над людьми и потребность в подчинении подавляющей внешней силе, которые выросли из его личности чувства неполноценности, ненависти к жизни, аскетизма и зависти к тем, кто живет полной жизнью. Идеология и практика нацизма удовлетворяют запросы, происходящие из особенностей психологии одной части населения, фанатично отданной сильной власти, и задают ориентацию другой части: тем, кому не нужны ни власть, ни подчинение, но кто утратил веру в жизнь, собственные решения и вообще во все на свете. Именно поэтому нацизм смог не только прийти к власти, но и удержать её.
Последняя глава посвящены роли свободы в демократическом обществе. Э. Фромм концентрируется на основной мысли книги: двойственности свободы для современного человека. Индивидуум освободился от прежней власти и превратился в "индивида", но в то же время стал изолирован и бессилен, стал орудием внешних целей. Такое состояние подрывает человеческую личность. Позитивная же свобода означает полную реализацию способностей индивида, дает возможность жить активно и спонтанно. Э. Фромм считает, что спонтанная деятельность, направленная на реализацию внутреннего потенциала, — это способ достижения позитивной свободы, вновь объединяющей человека с миром. При этом спонтанность должна опираться на два столпа: добровольную и равноправную любовь и творческий труд. Спонтанность помогает утвердить индивидуальность личности и преодолеть страх одиночества. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма. Свобода может победить только в том случае, если демократия разовьется в общество, в котором индивид, его развитие и счастье станут целью и смыслом. Путь решения, по мнению Э. Фромма, заключается в сохранении достижений современной демократии и ее прогрессе в направлении развития свободы, инициативы и спонтанности индивида, причем не столько в личных целях, но сколько в его труде.
IIIОсобенности неофрейдизма
Идеи неофрейдизма лежат в основе данной работы Э. Фромма. Кроме того, теоретические основы, на котором построен анализ в книге «Бегство от свободы», изложен в дополнении к ней «Человеческий характер и социальный процесс».
В своих исследованиях Э. Фромм диагностирует природу и общественную сущность человека, состояние современного индустриального общества, формирует идеал «здорового» общества и нормальной человеческой жизни.