Смекни!
smekni.com

Человек как биологическое, социальное и культурное существо 2 (стр. 3 из 3)

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился “свертывать” этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития. Социализация - такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее, это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы, В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Вывод: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация - качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап - самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолированные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки. Только в обществе человек может превратиться в личность. Социальное в структуре личности играет определяющую роль.


4. Влияние культуры на развитие личности

Социализация ведет к приобщению человека к культуре. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое. Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Каждое конкретное сообщество создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и оказывает огромное влияние на его развитие как личности, формирует его ценностные ориентации, мировоззрение.

Поэтому именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования типа личности. Возьмём, к примеру, людей с религиозным мировоззрением. Рождённый в Турции наиболее вероятно станет мусульманином, рождённый в Бирме - буддистом, в Индии - индуистом, а в России, Украине, Белоруссии - православным.

Важным социальным фактором формирования мировоззрения является время и национальные особенности общества, к которому принадлежит человек. У людей 21 столетия мировоззрение не то, каким оно было у людей периода средневековья; у нас не то, которое имеют современные африканский племена тутси и хутто, или у жителей американского штата Аризона. Национальные черты мировоззрения, не зависимо от национального осознания, формируются ещё в период детства. В национальных особенностях мировоззрения воплощается определенное понимание иерархии ценностей, особенности истолкования и оценки большинства смысложизненных идеалов. Это проявляется, прежде всего, в формировании бытового поведения и вкусов, фиксируется в колорите языка. Усваивая язык, ребёнок вместе с ней усваивает всю целостную культуру своего народа. В языке, в речи наиболее полно воплощается вся духовная жизнь нации, народа.

Вывод: культурный компонент в развитии личности играет огромную роль. Человек с рождения растет в определенной культурной среде, определенной исторической эпохе. Это формирует его нравы, моральные принципы, мировоззрение. Приобщение к другим культурам, изучение их особенностей способствует духовному обогащению, расширяет кругозор формирующейся личности.

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует. Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе действует по законам нравственности.

Список используемой литературы

1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация “Логос”, 2000. 382 с.

2. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1990.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001. – 224 с.

4. Социология: Учебник для вузов/В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

5. Человек. /Авт. - сост. Макарова Н.Е. – Мн.: Современный литератор, 2001.