Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова
Факультет информатики и вычислительной техники
Кафедра вычислительной техники
Пояснительная записка к курсовой работе
по дисциплине
«Объектно-ориентированное программирование»
Выполнил:
студент группы ИВТ- 42-08
Кузнецов Алексей Петрович
Руководитель:
кандидат технических наук, доцент Обломов Игорь Александрович
Чебоксары 2011
2.2. Подробный анализ выбранного метода решения. 7
3. Описание классов и структур. 8
4. Основные алгоритмы методов класса LIST.. 9
5. Результат работы программы.. 12
Список использованной литературы.. 15
Разработать информационно-поисковую систему «Абитуриент»
Курсовой работу необходимо реализовать в виде системы взаимодействующих модулей, а само проектирование выполнить в несколько последовательных этапов.
Традиционная технология программирования складывалась в условиях, когда основными потребителями программ были научные учреждения, вычислительные ресурсы были ограничены, а проблемы сопровождения по существу неизвестны. Основными критериями качества программы считалось ее узко понимаемая эффективность и компактность. Со временем сложность программ возросла настолько, что на их разработку уходили годы труда большого коллектива, а в результате системы появлялись с опозданием и содержали тысячи ошибок.
Кризис программного обеспечения привел к необходимости создания нового способа создания программ, который снижал бы общие затраты на протяжении всего цикла программы, – от замысла до завершения эксплуатации. Такая технология появилась в начале 70-х годов и была названа структурным программированием. В его основе лежит сочетание теории программирования и личного опыта высококвалифицированных программистов, а также учет современных требований к программам и промышленного характера их производства.
Структурное программирование – это технология создания программ, позволяющая путем соблюдения определенных правил уменьшить время разработки и количество ошибок, а также облегчить возможность модификации программы. Структурный подход охватывает все стадии разработки проекта: спецификацию, проектирование, собственно программирование и тестирование.
Структурный подход к программированию позволил успешно создавать достаточно крупные проекты, но сложность программного обеспечения продолжала возрастать, и требовались все более развитые средства ее преодоления. Идеи структурного программирования получили свое дальнейшее развитие в объектно-ориентированном программировании (ООП) – технологии, позволяющей достичь простоты структуры и управляемости очень крупных программных систем.
Целью курсовой работы является углубление и закрепление теоретических знаний, навыков практического применения основных принципов объектно-ориентированных систем: наследования, инкапсуляции, полиморфизма, а также формирование новых взглядов на процессы программирования с учетом абстракции данных.
Требуется разработать программу, обеспечивающую хранение и обработку данных указанного типа. Должны быть реализованы типовые действия, включающие в себя:
- включение нового элемента;
- удаление элемента;
- корректировка элемента;
- сохранение изменений в базу данных.
Одним из требований к разрабатываемой программной системе является хранение таблицы с исходными данными в файле. Все изменения, вносимые в базу данных, не должны теряться при завершении работы с программой, то есть необходимо обновление содержимого файла при изменении базы данных.
Взаимодействие пользователя с программой осуществляется через меню.
В системе «Абитуриент» существуют две сущности – «Абитуриент» и «ВУЗ». Главная проблема разработки системы – определение связи между этими сущностями[1].
Объект А содержит данные об абитуриенте:
- ФИО
- Дата рождения
- Серия и номер паспорта
- Баллы за экзамен
Объект ВУЗ содержит данные о ВУЗе, в которую желает поступить абитуриент:
- Название ВУЗа
- Название факультета
- Название специальности
- Проходной балл(сумма)
Идея 1 метода решения поставленной задачи состоит в том, чтобы отдельно организовать объекты А и В. В этом случае необходимо программно организовать взаимодействие между объектами, на что потратится кучу времени, но не будет никаких конфликтов между ними.
В основе 2 метода лежит объединение объектов А и В в один – АВ. В этом случае база данных будет в ненормальной форме, но, по сравнению с первым методом решения, необходимость во взаимодействии объектов А и В отпадает, что достаточно облегчит задачу.
В силу очевидных превосходств[2] между методами в курсовой работе будет рассматриваться 2 метод решения поставленной задачи.
2.2. Подробный анализ выбранного метода решения
Объединив два объекта – Абитуриент и ВУЗ – в один.
Рассмотрим объект ВУЗ. В общем случае иерархия объекта будет иметь следующий вид:
Из рисунка видно, что необходимо создать базовый класс ВУЗ, наследник класса ВУЗ – Факультет и наследник класса Факультет – Специальность.
Поля класса решения поставленной задачи LIST и Абитуриент:
Все методы класса LIST – возможности системы Абитуриент: добавление, изменение, удаление записи, сохранение и т.д. Такой метод решения позволяет значительно уменьшить время разработки и количество ошибок, а также облегчить модификацию программы.
3. Описание классов и структур
Класс Факультет:
class Faculty
{
public:
char nameFaculty[15];
public:
void SetParam(char *name);
void Print();
};
Класс Специальность:
class Speciality: public Faculty
{
public:
char nameSpeciality[15];
int sumBalls;
public:
void SetParam(char *nameF, char *nameS, int sumBalls);
void Print();
void PrintBalls()
};
Структура ФИО:
struct sfio
{
char surname[15];
char name[15];
char father[15];
};
Структура ДатаРождения:
struct sdr
{
int day;
int month;
int year;
};
Структура Абитуриент:
struct Abiturient
{
public:
bool deleted;
Speciality speciality;
sfio fio;
sdr dr;
int balls[5];
char pasport_s[4];
char pasport_n[6];
public:
const Abiturient& operator = (const Abiturient &abit);
void Print();
};
Класс LIST:
class List
{
private:
int count;
Abiturient list[10];
public:
List()
{
count=0;
for(int i=0;i<10; i++) list[i].deleted=false;
};
void ReadData(char *name);
void SaveData(char *name);
void PrintList(void);
void AddRecord();
void DelRecord();
void ChangeRecord();
void RestoreRecord();
};
4. Основные алгоритмы методов класса LIST
4.3. Удаление записи
5. Результат работы программы
При запуске программы появляется меню со следующим списком действий:
I N F O R M A T I O N S E A R C H S Y S T E M
A B I T U R I E N T
- MENU --------------------------------------------
F1 - About
L - Print list
A - Add record to list
C - Change record
D - Delete record of list
R - Restore deleted record
S - Save list
ESC - Exit
---------------------------------------------------
Вывод списка абитуриентов(L):
- LIST --------------------------------------------
- 1 --------------------------------------------
FIO: Kuznetsov Alexey Petrovich
DR: 2.6.1991
Passport: 9704 352216
Balls: 81 77 75 0 0
Faculty: IVT
Speciality: Speciality
- 2 --------------------------------------------
FIO: Averkiev Aleksandr Vitalievich
DR: 17.7.1991
Passport: 9704 332211
Balls: 80 80 80 0 0
Faculty: IVT
Speciality: PO
---------------------------------------------------
Добавление нового абитуриента(A):
- NEW RECORD --------------------------------------
- SOURNAME : Petrov
- NAME : Aleksandr
- FATHERNAME : Alekseevich
- BIRTH DAY : 12
- BIRTH MONTH : 2
- BIRTH YEAR : 1989
- PASPORT S : 1212
- PASPORT N : 121212
- BALLS :
Ball[1]: 67
Ball[2]: 83
Ball[3]: 88
Ball[4]: 0
Ball[5]: 0
- FACULTY : IVT
- SPECIALITY : PO
- SUM BALLS : 217
The record 6 added...
---------------------------------------------------
Изменение записи:
- CHANGE RECORD -----------------------------------
- ENTER NUMBER: 6
- CHANGE RECORD 6 --------------------------------
- SOURNAME (Petrov): Petrov
- NAME (Aleksandr): Aleksey
- FATHERNAME (Alekseevich): Petrovich
- BIRTH DAY (12): 12