Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу Философия (стр. 1 из 15)

А.Г. Лохов

М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

для самостоятельной подготовки студентов

к занятиям по курсу «Философия»

Курган - 2008

УДК Ю я7

Л - 81

Лохов А.Г., Пейсахов Д.И. Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу «Философия». – Курган: Изд-во КГСХА, 2000. – 74 с.

Рецензенты: Л.П.Яперова, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Курганской государственной сельскохозяйственной академии, Г.К.Игнатьева, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Курганского государственного университета.

Методические указания обсуждены на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин Курганской государственной сельскохозяйственной академии, протокол № 3 от 18 января 2001г. и рекомендованы для издания в типографии академии. Методические указания соответствуют Государственному образовательному стандарту высшего образования по дисциплине ГСЭ.Ф.10 «Философия» для студентов негуманитарных специальностей, утверждённому 2 марта 2000 г. Методические указания позволяют студентам эффективно готовиться к семинарским занятиям, работать над докладами и рефератами, а студентам заочного отделения – над контрольными работами по темам дисциплины. Методические указания рекомендуются также аспирантам и соискателям академии для подготовки рефератов и сдачи экзамена кандидатского минимума по философии.

ã Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С.Мальцева, 2001

Введение

Каждый человек, начинающий самостоятельно или под руководством преподавателя осваивать основы философии, неизбежно сталкивается с целым рядом трудностей. Первая из этих трудностей связана с тем, что философия не является строгой научной дисциплиной, имеющей определённый предмет исследования, единый язык и общепринятую символику, а также точный набор формализованных познавательных методов. Философия, и это очень важно понять и принять с самого начала её изучения, в строгом смысле этого слова не является наукой, а представляет качественно иной вид знания и познания человеком себя и мира. Это иной вид духовного освоения бытия, в котором не «работают» некоторые критерии научности знания: а) отдельные философские учения принципиально иррациональны; б) подавляющее большинство философских концепций отрицают принцип интерсубъективности знания (его тождественности для всех субъектов познания); в) многие философы не признают критерий объективности знания (его независимости от свойств познающего субъекта); г) каждая философия стремиться выработать свой язык, но далеко не в каждом из них мы можем обнаружить точность терминов и строгость определения понятий; д) далеко не каждая философия стремится утвердить истинность своих знаний путём их проверки практикой и т.д.

Вторая трудность, встающая перед студентом при изучении им курса философии, заключается в том, что термин «философия» не означает конкретное духовное образование, какую-то одну универсальную философию. Он представляет собой абстракцию обобщения большого числа самых различных направлений, течений, школ и отдельных философских концепций, когда-либо существовавших или существующих в настоящее время. В отличие от научного знания, в котором истинное высказывание должно приниматься всеми субъектами познания, философия базируется на принципе «философского плюрализма», утверждающего возможность одновременного существования множества самых различных и одновременно истинных представлений о мире. Этот принцип в свою очередь базируется на существенных различиях самих людей (бедных и богатых, здоровых и больных, мыслящих и чувствующих, верующих и атеистов), которые ставят перед собой в жизни различные цели и используют ту или иную философию в качестве духовного средства их достижения и оправдания.

Третья трудность, неизбежно преодолеваемая в курсе обучения основам философских знаний, заключается в том, что студенту необходимо развить в себе умение мыслить разумно. Все мы с детства привыкаем относить себя к виду «Homosapiens» (человек разумный), однако редко задумываемся над вопросом о том, что такое разум. Мышление же человека оказывается очень сложной по своей структуре сознательной деятельностью, в которой разуму у многих людей отводится обычно немного места. Нормальный человек живёт большей частью привычками, традициями, интуицией, верой и т.п. Мыслить он начинает лишь тогда, когда перед ним встаёт та или иная проблема, перед лицом которой


все прежде наработанные стандарты действия оказываются бессильны. Но и в этом случае человек мыслит скорее рассудочно, нежели разумно. Рассудок помогает деятельному по своей природе человеку решать самые различные практические задачи, отвечая на вопросы «как это сделать?» и «как это сделать лучше?». Рассудок стремится всё многообразие практических проблем подвести под некие общие правила их решения (как решить задачу, как правильно построить предложение, как правильно читать этот текст и т.п.).

Разум как особая форма мышления имеет только одну цель – независимо от конкретной практической надобности стремиться к предельно ясному пониманию всех событий мира, к предельной осмысленности их значений. Разум отвечает на самые первые и самые трудные вопросы, встающие перед человеком: «что это за событие?», «почему именно таков закон природы?», «правильно ли это правило?», «есть ли смысл в этой, даже предельно эффективной, деятельности?» и т.д. И в школе, и в высшем учебном заведении учащимся и студентам редко приходится ставить и решать разумные вопросы. Философия же изначально возникает как вид познания, связанный, прежде всего, с постановкой подобных проблем. И это не случайно. Серьёзные проблемы достаточно часто встают как перед отдельными людьми, так и перед целыми нациями в особые, жизненно важные моменты их существования, когда традиционные способы выхода из трудных ситуаций оказываются несостоятельными. Именно поэтому изучение философии изначально практично и важно для всякого человека.

И, наконец, четвёртая трудность связана с тем, что для постановки разумных вопросов человеку необходимо иметь определённый объём информации, как из области естествознания, так и из сферы социально-гуманитарного знания. Поэтому учебный курс философии нацелен на развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, накопленным человечеством. Курс философии подразумевает необходимость усвоения студентами единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Данный курс способствует созданию у студентов целостного системного представления о мире, а также формированию и развитию философского мировоззрения. Для решения данных задач и успешного преодоления всех вышеназванных трудностей и созданы эти Методические указания. В них в первую очередь указаны все современные учебники и справочные пособия по курсу «Философия», которые можно получить для самостоятельной работы в читальном зале библиотеки нашей академии. Причём, заказывая учебник, следует помнить, что в философии нет идеальных учебных пособий, и лучше всего искать ту книгу, в которой данный раздел освещён наиболее подробно и ясно.

В данном пособии приведён также список тем курса, ознакомившись с которым, Вы можете предварительно выбрать себе тему для написания контрольной работы или реферата, а затем изучать её содержание в соответствии с указанной страницей её местонахождения в данном издании. Каждая тема философского курса состоит из четырёх пунктов: 1) основные вопросы темы, 2) подробное содержание изучаемого материала, 3) литература 4) контрольные вопросы.

Учебный курс философии состоит из двух частей: теоретической и исторической. Теоретический раздел курса включает в себя основные проблемы бытия и познания, рассматриваемые как в содержательном плане, так и в ценностном отношении. В ходе освоения историко-философского раздела студенты знакомятся с закономерностями и перспективами изменения типов познания. Эти изменения обусловлены спецификой цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох. Кроме того, особое внимание в каждом разделе уделяется реализации принципов конкуренции и взаимозависимости различных концепций по отдельным философским проблемам. Методические указания также составлены с учётом названных разделов учебного курса: темы «1 – 23» относятся к теоретическому разделу, а темы «24 – 36» - к историко-философскому разделу.

Обращаем Ваше внимание на то, что по всем дополнительно возникающим вопросам, связанным с освоением курса философии, студент всегда может обратиться за разъяснениями как непосредственно к своему преподавателю, так и к любому преподавателю данной дисциплины.

Общая справочно-учебная литература по курсу

1. Введение в философию: в 2-х ч. М., 1989.

2. Хрестоматия «Мир философии»: в 2-х ч. М., 1991.

3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996.

5. Философия / Под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995.

6. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М., 1998.

7. Основы современной философии. СПб.. 1999.

8. Канке В.А. Философия. М., 1999.

9. Философия. Курс лекций / Под ред. В.Л.Калашникова. М., 1999.

10. Антология мировой философии: в 4-х т. М., 1969 - 1972.

11. Хрестоматия по истории мировой философии: в 3-х т. М., 1998.

12. Философский словарь. М., 1991 и далее.

13. Философско-энциклопедический словарь. М., 1989.

14. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

15. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

16. Основы философии. Учебное пособие / Под ред. Е.В.Попова. М., 1997.

17. Горбачёв В.Г. Основы философии. М., 1998.

18. Философия. Справочник студента. М., 1999.

19. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1999.

20. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. М., 1999.

21. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 1- 4. М., 1995-1999.