Функция философии – это способ действия, способ проявления активности систем:
1. Функция – экспликация – выявление универсальных культур.
2. Рационализация.
3. Систематизация.
4. Критическая функция.
5. Согласование.
6. Интеграция.
Социальная роль философии – то влияние, которое оказывает философия на общество. Философия формирует гибкость мышления, культуру мышления, учит видеть общее, учит мудрости. Для будущего специалиста философия формирует культуру, расширяет сознание, формирует критическое мышление, формирует самобытную личность.
Тема 2: Исторические типы философии. Древневосточная философия.
1. Философия древней Индии.
2. Философия древнего Китая.
Философский плюрализм (множество). Одни и те же проблемы рассматриваются разными философами по-своему. Это зависит от социальных условий и от интересов философов. Каждый философ строит свою систему, каждая философская система имеет право на существование (если не направлена на уничтожение человека, человечества).
1) Для всей восточной философии характерно обращение проблемы к человеку – это тесное взаимодействие с религией. Существует свой специфический понятийный аппарат. Ставятся проблемы вселенского человека. Древнеиндийское общество было разделено на касты: брахманы (умственный труд), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники), шудры (низменный труд).
Индуизм. В древней Индии были распространены веды (священные тексты): Ригведа (гимны), Самаведа (песни), Яджурведа (жертвоприношения), Ахтарваведа (заклинания и заговоры). Веды обрастают брахманами (описания ритуалов), ораньяки – лесные книги для отшельников, упанишады (сидеть у ног учителя, слушая наставления) – собственно философский текст. Также выделяют в Индии эпическое произведение Бхагавадгита – это часть шестой книги 18-ти книжной Махабхараты. Возничий (Кришна) боевой колесницы полководца Арджун дает наставления как надо биться. Кришна: «Нужно выполнять карму своей варны». В древней Индии было несколько слоев мифологии, соответственно им выделяли богов: сначала более 3000 богов, затем стали выделять главных. Появляется такое представление, что все люди и предметы имеют душу, тело смертно, а душа бессмертна, а после смерти душа переселяется в другое тело. Если выполняется правило Кришны и были жертвоприношения богам, то переселение происходит в более высокую варну. Душа брахмана может приобрести мокшу (освобождение от нового вселения). Все это представляет вечный круг сансары. Карма – это закон воздаяния. Далее появляются ряд мифологических построений, основные боги: Брахма, Вишну, Шива (созидатель, охранитель, разрушитель) – это одно лицо, но разные воплощения.
Собственно философские учения – их шесть: Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта. Это системы, которые опираются на авторитет вед и Бхагавадгиты. Это система индуизма. Также были системы, которые отрицали авторитет вед и Бхагавадгиты, были формой антибрахманистского движения кшатрий: буддизм, джайнизм.
Буддизм. Сиддхартха Гаутама (583-400) сын правителя из рода Кшатрии. В детстве ему было предсказано, что когда он увидит страдания, то он изменит образ жизни. После он уходит из дворца и начинает поиск истины. Его осенило, он пробудился и стал просветленным. Он создал учение «о четырех благородных истинах»: жизнь есть страдание; источник страдания жажда жизни; чтобы избавиться от страдания надо побороть жажду жизни; путь избавления от страдания восьмеричен: созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания жизни, приложение сил, память и сосредоточение. Отвергается жизнь посвященная чувствам, удовольствиям, отрицается полный аскетизм. Пять заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не употреблять опьяняющие напитки. При выполнении восьмеричного пути и пяти заповедей можно достичь нирваны – символ угасающей свечи – при жизни. Буддизм получил распространение – Хинаяна (малая повозка) – для монахов; Махаяна – для всех. Культ ботхисатвы – это те, кто достиг нирваны, но не переходят в нее, помогая другим. Буддизм получил большое распространение в мире.
Джайнизм. У истоков – 24 праведника, но реально известны лишь двое: Махавира, Прайшва. Махавира (Джина, Вардхамана) – великий герой. Выделяются три драгоценности или три жемчужины: правильное поведение (соблюдение обетов), познание – теория познания Джайнизма, вера – вера в авторитет праведников. Обеты запрещали убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние, владение собственностью. Принцип ахимсы – непричинения вреда живым существам.
2) Китай. Основные философские учения появляются в эпоху Джанья. В древнем Китае известны культурно-исторические памятники: книга песен, книга истории, книга перемен, книга обрядов и летопись. Все это составляет древнекитайское пятикнижие У-Дзин. В древнем Китае можно выделить следующие школы: конфуцианство, даосизм, школа Инь-Ян (натуралистическая философская школа), школа Имен Минцзя.
В большинстве школ развивается практическая философия, связанная с нравственностью, управлением. Учение этих школ малосистематизировано, кроме того наблюдаются слабая рационализированость. Большинство учений в древнем Китае служило цели поддержания государства и выработке соответствующего поведения у человека, исходили из того, что надо изменять себя, а не мир. В Китае признавалось, что существуют небо и земля, а также человек и пять элементов: земля, вода, огонь, дерево, металл. Есть мифология, считается что древний человек Паньго ударил топором и появились небо и земля. Также развивалось нумерологическое направление.
Конфуцианство. Конфуцианство – это учение, связанное с именем Конфуция (древнекитайский философ, иначе Кун-цзы). Основное произведение «Беседы и суждения» («Лунь юй»). Внимание на воспитании человека в духе почтительности к окружающим, обществу. В его социальной этике личность – это личность не для себя, но для общества. Конфуций понимал человека в связи с его социальной функцией, а воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению его социальной функции. Индивид в Китае – винтик в социальном построении общества. Конфуций выделяет порядок ли – это норма конкретных отношений, действий, прав и обязанностей. Этическая категория – это тоже порядок, включает правила внешнего поведения – этикет. Подлинное соблюдение порядка ведет к должному исполнению обязанностей. Порядок наполняется добродетелью. Исполнение функций на основе порядка приводит к появлению человечности. Человеческое поведение регулируется: помогай другому достичь того, чего бы ты сам хотел достичь; чего не желаешь себе, того не делай другим. Конфуций выделял принцип сыновней и братской добродетели. Отношение подданных и правителя должно строиться также, как отношения сына к отцу, младшего брата к старшему и тому подобное. Для соблюдения субординации и порядка Конфуций выдвигает принцип справедливости: человек должен поступать так, как велит порядок и его положение.
Мойизм. Идея всеобщей любви, взаимной пользы и преуспевания. Проблемы социальной этики: посредством строгой организации она связывается с деспотизмом главы государства. Взаимочеловечность.
Школа имен. Исследовались отношения вещей и само выражение этих отношений, а затем соответствие суждений и наименований. Это попытка языкового выражения действительности. Логические разработки соотношений между именем, понятием и реальностью.
Легизм. Внимание уделялось вопросам социально-политических изменений в эпоху воюющих государств. Разрабатывались проблемы поддержания порядка в деспотическом государстве.
Инь и Ян. Мужское и женское – это любые противоположности (+ и –, верх и низ и т.д.).
Даосизм. Основатель Лао-цзы – современник Конфуция. Это 4-3 века до н.э. Основное произведение «Дао дэ цзин». Книга о Дао и Дэ. «Дао дэ цзин» состоит из 5 тысяч слов. Это учение об известном ходе вещей, в том числе и человека. Дэ – это проявление. Жизнью человека управляет закон Дао. Даосисты – сторонники мира, они считают, что надо возвратиться к патриархальным временам, т.е. уничтожить все достижения прогресса. Государства должны быть маленькими, но надо общаться с другими. Народу надо давать мало знаний, тогда легче управлять. Изменять ничего не надо, т.к. все даст Дао, он отнимет у богатых и отдаст бедным.
Тема 3: Философия античного мира.
1. Общая характеристика философии античного мира.
2. Философия Платона и Аристотеля.
3. Эллинистическо-римская философия.
1) Античная философия включает в себя древнегреческую и древнеримскую философию, охватывает период с 7 века до н.э. по 5 век н.э. Можно выделить этапы в развитии античной философии:
· Период зарождения и становления древнегреческой философии (конец 7 века – первая половина 5 века до н.э.).
· Философия классического периода (конец 5 – 4 века до н.э.).
· Философия эллинистического периода (3 век до н.э.).
· Римская философия (1 век до н.э. – 1 век н.э.).
· Философские учения поздней античности (3-5 века н.э.).
Античная философия, единый тип философского восприятия. Особенности: включение духовных ценностей древнего Востока; античная философия развивается на внекультовой основе в отличие от восточной; античная философия развивается в условиях рабовладельческой демократии. Античная философия содержала в себе зачатки научного знания, общефилософские убеждения, мифологические элементы.
Период I: Древнегреческая философия зарождалась как философия природы, т.е. натурфилософия. Пытались осмыслить что есть природа и как она устроена. Сюда можно отнести Милетскую школу, пифагорейство и т.д. Постепенно приходят к пониманию бытия как умопостигаемого единства. Туда же относится Элейская школа, а также атомистика (Демокрит). К концу 5 века до н.в. натурфилософия завершила свое развитие.