Смекни!
smekni.com

Понятие философии как о типе мировоззрения. (стр. 16 из 26)

Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) Казахский поэт, просветитель, композитор, переводчик и учёный. Он воспитывался у своего дяди - казахского поэта и просветителя Абая Кунанбаева. Начав писать стихи с раннего детства, Шакарим по праву считается преемником Абая.

Он получил хорошее для того времени образование. Особое внимание Шакарим уделял изучению восточной и западной классической литературы. Он овладел арабским, персидским, тюркским и русским языками.

В своих ранних произведениях Шакарим призывал молодежь учиться ("О молодости", "О старости", "Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"), выступал за чистоту нравов ("Жизнь", "Обидчики"), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям. Он глубоко переживал из-за раздоров между родами и племенами, социального неравенства, существовавшего в казахском обществе. Все это он выразил в своих произведениях

В 1905-1906 гг. Шакарим совершил хадж. В течение этой поездки поэт делал остановки в Париже и в Стамбуле. На основе материала написал книги "Родословная" и "Основы мусульманства", посвященные истории казахского народа.

Он посвятил стихотрворения Октябрьской революции 1917г. "Взошла заря свободы" и "Реет знамя свободы".

Несмотря на то, что творчество Шакарима пользовалось в народе большой популярностью, он был обвинен в пособничестве классовым врагам Советской власти и арестован. Вскоре Шакарима освободили. Однако в 1931 г. поэт был предательски убит.

Его наследие многогранно: им написано множество книг по философии, этнографии, этике, истории и религии.

«Жизнь в блужданиях» - работа представителя казахского просвещения, поэта, философа, демократа С.Торайгырова, в котором он поднимает проблемы жизни, смерти и бессмертия человека.

Касымжанов А.Х. - ученый арабист, внесший существенный вклад в становление и развитие казахстанской философии и сделавший доступным для массового читателя богатое наследие восточного философа-энциклопедиста Аль-Фараби.

Абдильдин Ж.М. – видный казахстанский ученый, один из основателей отечественной школы философии, внесший большой вклад в разработку проблем логики и методологии науки, гегелевской философии в том числе.

Тема№11. Онтологические проблемы философии

План лекции

1.Бытие как философская категория: её смысл и специфика.

2.Бытие как существование и сущность. Аспекты, формы, модусы бытия.

3.Категории субстанции, субстрата, материи. Принцип материального единства мира.

4.Принцип развития; принцип детерминизма; принцип системности.

5.Категории новейшей онтологии. Подлинное и неподлинное бытие.

Бытие – слово, имеющее много значений и в силу этого весьма неопределенное по содержанию. Его либо не нужно употреблять вообще (как философское понятие, категорию), либо определить, конкретизировать в системе категорий.

Вот некоторые значения этого слова.

1. Парменид: "бытие есть, а небытия нет".

2. Проблема бытия мира. Мир существовал от века или он создан, сотворен кем-то (Богом и т.п.)? (Первая книга Библии, в которой повествуется о сотворении мира Богом, имеет название "Бытие").

3. Декарт отождествлял бытие и мышление (“мыслю, следовательно, существую”).

4. С другой стороны, есть традиция противопоставления бытия и мышления (сознания). Бытие считается объективным, реальным, материальным, а мышление – чем-то идеальным, присущим только сознанию человека. (Маркс говорил, например: бытие определяет мышление (сознание). Или: мышление, сознание — отражение бытия. Бытие первично, мышление, сознание вторично.)

Говорят еще: материальное бытие, идеальное бытие.

5. Существует также гегелевское представление о тождестве бытия и мышления, о том, что наше мышление более или менее соответствует бытию, а бытие, как таковое, это нечто, фигурирующее в нашем мышлении в виде понятий. У Гегеля это все настолько взаимосвязано – бытие и мышление, что трудно разобрать, что у него первично – мышление или бытие. Но как философ-идеалист, он безусловно склонялся к пониманию мышления как чего-то более достоверного, чем бытие. Наши понятия наиболее реальны, а в нашей чувственной жизни мы не те, не по истине. Гегель, таким образом, склонял чашу весов в сторону духовного, мышления.

У Гегеля "бытие" также рассматривается как первая ступень развития логической идеи ("бытие-сущность-понятие"). Отсюда специфически гегелевские понятия: "чистое бытие", "наличное бытие", "определенное бытие", "бытие-в-себе", "бытие-для-себя", "бытие-для-другого" и т.д. По Гегелю бытие определяется в виде качества, количества и меры (последние — ступени развития бытия). Сущность — истина бытия, а понятие — истина сущности.

. В марксистской философии понятие бытия фигурировало еще в таком контексте – говорили о формах бытия мира или по-другому о формах существования материи. К формам бытия мира относили пространство, время, движение. Мир, согласно марксистским представлениям – некоторая система форм бытия.

Духовное и материальное (идеальное и реальное)

Вопрос о соотношении материального и духовного, реального и идеального связан с исследованием человеческих форм деятельности – познания, мышления, практики, труда, психической и физической форм деятельности. Именно в контексте человеческой деятельности эти понятия имеют смысл. А в контексте онтологическом, бытийном, космическом-вселенском они не имеют смысла. Ведь идеальное не существует вне человека. А, следовательно, нет проблемы космического-вселенского сопоставления идеального и материального. Проблема первичности материального и вторичности идеального – надуманная проблема, потому что мы как бы изолируем идеальное от человека и ставим вопрос, что первично – идеальное или материальное? Идеальное – это наше сознание, психика, мышление и отрывать идеальное от человека, рассматривать его вне человека, субстанциализировать его просто недопустимо.

Наиболее фундаментальными определениями мира являются материя и движение. Они же основополагающие категории, составляющие ядро категориальной картины мира. Это значит, что все остальные категории являются частными определениями материи и движения.

Материя и движение — две стороны мира. Движение занимает равное с материей положение в мире. Это не означает, однако, признания дуализма материи и движения. Они разные и противоположные стороны мира, но вместе с тем не существуют друг без друга, более того, обусловливают, опосредствуют друг друга. Материя движется, движение материально. Можно говорить только о движущейся материи и материальном движении.

Пока мы говорим только о связи материи и движения, мы не идем дальше декларирования этой связи. Частица "и", которая соединяет слова "материя" и "движение" в одном суждении — слишком слабый аргумент в пользу диалектического, а не дуалистического понимания соотношения материи и движения. Чтобы выразить действительную связь материи и движения, нужно найти объединяющие их категориальные определения. Мы не преодолеем дуализма материи и движения, пока не найдем посредствующие звенья, в которых они соединяются. Этими посредствующими звеньями должны быть наиболее фундаментальные, после материи и движения, определения мира. Такими определениями, по нашему мнению являются противоречие и становление.

Противоречие — всеобъемлющая, универсальная форма единства материи и движения. Оно осуществляет диалектическую связь материи и движения, "сталкивает" их как противоположные определения и в то же время сливает воедино, "делает" материю движущейся, а движение материальным.

Становление, в отличие от противоречия, не охватывает все формы связи материи и движения. Его нельзя применить к миру в целом, т.е. нельзя сказать, что мир становится. В мире, конечно, постоянно происходят изменения, превращения. Однако как целое он не имеет какого-то одного избранного направления всех изменений и превращений, что характерно для становления (как движения от низшего к высшему). Последнее имеет место лишь на отдельных "участках" мира, лишь для отдельных форм материи и движения (примеры: прогресс в живой природе, исторический прогресс). Таким образом, становление является особенной формой единства материи и движения.

Противоречие и становление относятся друг к другу, в известном смысле, как абстрактное и конкретное единство материи и движения.

Теперь взглянем на проблему с другой стороны. Мир противоречив, "соткан" из бесчисленного множества различных противоречий. Если рассматривать его как более или менее упорядоченное целое, то нужно признать, что множество противоречий — это не набор сосуществующих противоречий, расположенных одно возле другого и не связанных друг с другом. Оно представляет собой иерархическую систему взаимосвязанных противоречий. А иерархическая система предполагает основное противоречие, которое содержит в себе все другие противоречия. Такое противоречие по смыслу должно связывать основные, фундаментальные определения мира. Ими как раз и являются материя и движение.