Смекни!
smekni.com

Понятие философии как о типе мировоззрения. (стр. 2 из 26)

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ, деление их на две большие группы: 1. Ортодоксальные философские школы, признающие авторитет «Вед». Это «Веданта» (4-2 вв. до н. э.); «Санкхья» (6 в. до н. э.), Ньяя (3 в. до н. э.), Йога (2 в. до н. э.), «Вайшешика» (6-5 вв. до н. э.).

2 Неортодоксальные школы, не признающие авторитет «Вед». Это джайнизм (4 в. до н. э.), буддизм (7-6 вв. до н. э.), Чарвака-Локоята. Наиболее известная школа индийских материалистов - Локоята

Локоятики выступали против основных положений религиозно-философских школ. Они признавали только этот мир – лока, объясняли мир из него самого, утверждали земную жизнь, говорили, что нет ни ада, ни рая, призывали к счастью на земле.

Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.

Философия джайнизма – достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей.

Буддизм основатель – сын царствующей фамилии Сиддартха Гаутама (Шаньямуни). Будда означает – просветленный. Основная идея буддизма – освобождение от страданий (понимаемый ранним буддизмом как психологическая реальность) путем нирваны – состояния «угашенности», невозмутимости, исключающегося какие-либо желания, жажду жизни.

Жители Китая создали интересную самобытную культуру, материальную и духовную; жизнь, считали они, это божественное творение сверхъестественной силы. В мире все изменяется в результате столкновения двух космических сил; света и тьмы.

В Китае были и действовали жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, регламентов и запретов, т.е. своя этика. Она заменила идеи религиозно-мифологического восприятия мира, характерные для всех ранних обществ. Это нашло продолжение и завершение в учении Конфуция (6-5 вв. до н. э.).

Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:

- взаимность (не делай другому того, чего не желаешь себе);

- человеколюбие (почитание родителей, культ предков);

- сдержанность и осторожность в поступках (осуждение бездеятельности, экстремизма и соглашательства).

На основе этих принципов Конфуций разработал правила управления государством. Это управление было уподоблено им управлению колесницей: император правит, чиновники – вожжи, закон и мораль узда, уголовное наказание – народ – лошади. Конфуций выступал против чрезмерного насилия: «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами».

В этот же период получило распространение учение Лао-цзы о священном Дао (даосизм). Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают согласно собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования.

Лао-цзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию. Высшая добродетель, по его мнению, - не деяние и молчание.

В первом веке до н. э. конфуцианство стало государственным учением; окончательно одержав верх над буддизмом (11 веке до н. э.) и господствует по сей день.

Тема № 3. Античная философия

План лекции.

1. Характерные черты античной философии и ее периодизация.

2. Начало философской мысли: натурфилософия.

3. Становление и особенные черты диалектики.

4. Средняя классика: «открытие» человека софистами и Сократом.

5. Классика в философии Платона.

6. Систематизация философского научного знания в философии Аристотеля.

7. Философия эллинистического периода.

8. Философия неоплатонизма.

Философия Древней Греции или античная берет свое начало примерно в VI-V вв. до н. э. Особенность ее в том, что она возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Греки пытались объяснить мир, искали его основу, стремились понять сущность природы. Они брали за основу мира то воду, то огонь, то воздух, то апейрон и т.д. Их взгляды были наивны. Но их заслуга состоит в том, что они брали за основу мира что-то материальное. Их подвиг – ушли от мифологического стереотипа сотворения мира Богом.

Их взгляды носили стихийный характер (это был век неразвитой науки), т.к. не было логико-теоретической проработки, обоснованности и основных посылок, принципов (например, вопрос о происхождении материи вообще не ставился).

Греческая философия было связана с языческим многобожием (политеизмом), но при этом многообразии в конечном итоге носила космологический характер, т.к. целым, в которое включалось все сущее, в том числе и человек, была природа.

Космоцентризм – важнейшая черта философии греков.

Космос (Космос – не в современном понимании) означал «порядок» и употреблялся для обозначения воинского строя, государственного устройства, только 6-5 вв. до н. э. появилось объяснение как теперь – Вселенная, окружающий человека мир, природа.

Древнегреческие философы обнаружили, что человек живет в космосе, так и космос в человеке. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек как бы сливался с космосом.

Другими словами между природным миром, упорядоченным, гармоничным космосом и человеческим миром нет пропасти.

Значительное место в учениях античных мыслителей занимали диалектические идеи, особенно у Гераклита (544-483 до н. э.).

В своем главном произведении «О природе» он излагает свои мысли. За основу мира брал «огонь». Мир – упорядоченный космос. «Мир никем не создан из богов, а был, есть, будет вечно воспламеняющимся и угасающим огнем». Идеи о материальности мира дополнил идеей о его движении, изменении как необходимом, закономерном процессе. Ему принадлежит высказывание – «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды». В.И. Ленин сказал о Гераклите, что он дал хорошие начала диалектике.

Греческую философию можно разделить на несколько периодов:

  1. Досократическая философия (с VII-V вв. до н. э.)

Ее представляет Милетская школа философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Элейская школа (Парменид, Ксенофан Зенон, Мелисс), Гераклит Эфейсский, Пифагор и его последователи, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты Левкипп и Демокрит. Завершают этот этап софисты, выступавших в роли профессиональных учителей мудрости и красноречия. Это досократовский период, тематика их философских размышлений может рассматриваться как переходная ступенька ко взглядам Сократа.

Представители Милетской школы особое внимание уделяли поискам первичного элемента.

Возглавлял Милетскую школу один из семи мудрецов Греции – Фалес (625-547 до н. э.). Легенда приписывает Фалесу предсказание солнечного затмения. Когда тиран хотел вознаградить его за открытие, Фалес сказал: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписывать себе, когда станешь передавать другим то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь я, чем кто-либо другой» - (ценил свой авторитет).

За основу мира Фалес брал воду, он считал, если вода сгустится, то она делается землей. Вода – начало всего сущего.

Анаксимандр (610-546 до н. э.) – младше Фалеса. Он занимался изучением природы. За первооснову мира брал – апейрон, - неопределенную частицу.

Учеником Анаксимандра был Анаксимен (588-525 до н. э.). Началом сущего считал воздух. Полагал, что наша земля покоится на воздухе в виде широкого листа. Вдыхая воздух, человек вбирает в себя частицу мировой жизни.

Анаксагор (500-428 до н. э.) cчитал, что мир первоначально представлял собой неподвижную смесь, состоящую из мельчайших частиц («семян», гомеомерий), которой придал движение ум (нус). Анаксагорова концепция ума означала радикальное противопоставление источника движения инертной материи, она оказало воздействие на дальнейшее развитие философской мысли (идеи «первоначала» в философии Нового времени).

Эмпедокл видел 4 первичных элемента. Он их назвал «корнями всех вещей»: огнь, воздух, землю и воду. Все материальные вещи, по Эмпедоклу, состоят из четырех элементов, количественно и качественно неизменяемых, соединенных в различных пропорциях. Движение материи (как у Анаксагора) определяется находящимся вне ее разумом – организующим принципом космоса, преодолевшим начальный хаос. Теория четырех элементов благодаря, ее восприятию Аристотелем, оставалась фундаментом европейской физики до семнадцатого века.

Представителем досократической философии Древней Греции является великий математик Пифагор (580-500 до н. э.) основатель философской школы пифагорийцев. Скорее тайный союз в городе Кротоне, куда принимали только тех, кто прошел большой испытательный срок. Особое значение он придавал развитию математики. Пифагором и его учениками заложены основы теории чисел и принципы арифметики.

Они считали числа сущностью всех вещей. «Начало всего сущего - число».

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа из Милета и Демокрита из Абдер. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему. Все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы различны по форме и величине. Из них образуются все конкретно воспринимаемые предметы и явления. Считал, что движение - вечное, естественное состояние материи (в основном признавал механическое движение – перемещение атомов в пустоте). Пытался построить монистическую материалистическую картину мира, считал, что гибель организма в результате распада его атомов означает и смерть души. Он бросил миру великое слово – атом. Он бросил его в качестве гипотезы, но она лучше всякой другой отвечала на вопросы, поставленные его предшественниками и его временем, поэтому перешла в века.