Смекни!
smekni.com

Понятие философии как о типе мировоззрения. (стр. 4 из 26)

Титул Лукрецкий Кар – (около 99-55 до н. э.). Как Эпикур считал, что главная проблема в философии – это проблема счастья. Цель философии указать личности путь к счастью, избавить его от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья является познание, позволяющее рассеять все страхи. Он придерживался взглядов Демокрита, Эпикура об атоме. Очень высоко ценил, защищал атомистическую теорию.

Стоицизм – духовная позиция, основанная на идеях стоиков. Основателем является Зенон из Китиона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах – отсюда происходит название этой школы. Виднейшими представителями этой школы были: Клеан, Хрисипп, Сенека и др.

Мир (космос) представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте одушевленным сферическим телом, разумным существом, организующем все его части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела (бестелесными считали значение слов и предложений, пустота, место и время). В мире едином самом по себе, различались два начала: пассивное и активное: «бес – качественное вещество» или субстанция, и все проницающий логос, или бог.

Бог и природа суть одно и тоже, а человек часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом – божество.

Душа человека – часть мировой разумной души, дыхания телесна и пронизывает все тело, а со смертью покидает его, перестает быть носителем личностных свойств. «Ведущая часть души расположена в сердце».

В ней происходят все психологические процессы.

Человеческий разум – часть мирового разума, пожить надо сообразно природе. Правильные, сообразные с природой и разумом, поступки и дела, желание и воздержания – гарантия человеческого счастья.

Одним из стоиков был Эпиктет – бывший раб. Главное у него – выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях богатства и нищеты, власти или рабства сохраняет внутреннюю независимость от этих условий и духовную свободу. Другой из стоиков - Марк Аврелий.

Главное у него – выступал по вопросам мироустройства и этики. Считал, что счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внешним миром, в котором все происходит согласно естественному закону, т.е. разуму всеобщей природы – богу.

Одним из крупнейших представителей стоицизма является Сенека Луций Аней (родился около 5 в. до н. э.) – римский философ, поэт государственный деятель, воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти, но покончил самоубийством.

Как и другие римские стоики, Сенека рассматривал философию не только как систему теоретических взглядов, сколько как учение о достижении нравственного идеала и счастья в жизни; в стоической физике (натурфилософии) его привлекали ее пантеистические аспекты, в которых Сенека искал опору для душевного равновесия. В духе стоицизма Сенека настаивал на телесности всего сущего, в то же время склонялся к представлению о божестве, наделенном чертами личности. Согласно Сенеке, стоический мировой пожар – это возмездие за накопившееся в мире зло. У него встречаются и такие редкие для античности мысли, как возможность безграничного прогресса человеческих знаний. Признавал он и равенство всех людей, в том числе рабов, в то же время с презрением относился к производительному труду и творческой деятельности, ориентированные на материальные потребности людей.

Интересны мысли Сенеки о том, что философия является нравственно-религиозным руководством в жизни. Высшая добродетель – верность самому себе.

Личность Сенеки и его произведения («О милосердии», «О благодеяниях», «Исследования о природе», «О душевном покое», «О счастливой жизни» и др.) способствовали тому, что влияние стоицизма на общественную и литературную жизнь Рима было огромно.

Скептицизм – (от греч. Рассматривающий) философское направление исследующее, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздержаться от высказывания категорических суждений.

Скептики не верили в возможность рационального обоснования норм поведения, отрицали объективное существование добра и зла; отвергали существование причины явлений и т.д.

Систематизировал идеи скептицизма древнегреческий философ, врач по профессии Секст Эмпирик.

В своих произведениях «Пирроновы основоположения», «Против ученых», разбирая взгляды ученых разных областей знания, он ищет элементы скептического взгляда на мир. Категорично утверждал, «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности». Поэтому нужно воздерживаться от суждений.

Эклектицизм – (от греч – способный выбирать, выбирающий) – соединение разнородных взглядов, идеей, принципов или теорий. Термин «Эклектика» ввел Потамон из Александрии, назвавший свою школу эклектической.

Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в метафизической абсолютизации изменчивости и относительности человеческого познания.

Ярким представителем эклектики является римский оратор, государственный и политический деятель, теоретик, риторик, философ Марк Тулий Цицерон (106-43 до н. э.). Его сочинения являются источником гражданской войны в Риме.

Главной задачей ставил философское просвещение римлян, популяризацию греческой философии. На самом деле идеи Цицерона не лишены оригинальности и представляют собой своеобразное претворение – на римской социально-культурной основе – наиболее гуманистических и реалистических идей греков. Цицерон обосновывает гуманную сущность и высокое социальное значение философской деятельности, отстаивает принцип единства философской теории и практической гражданской жизни («об араторе»). Затрагивая проблемы онтологии натурфилософии, теории познания («О природе богов», «О предвидении», «Учение академиков»). Он уделяет основное внимание вопросам этики и политической теории. К этике он стремился примерить стоический принцип самодостаточности добродетели с перепатическим принципом меры, считая, как Аристотель, «внешние блага», «желательности» человеческого счастья.

Стоическому фатализму Цицерон противопоставлял идею свободы воли и разработал оригинальное учение о нравственности и гражданских обязанностях.

Наилучшей формой государственного правления считал смешанную, которая бы объединяла элементы демократии, аристократии и монархии. (Народное собрание Рима - пример).

Неоплатонизм – последняя форма греческой философии, выступавшая во многих и различных видах (с середины З в. до середины 6 в.). Возникла в последствии смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского учений с восточной и христианской мистикой и религией. Создателем неоплатонизма является Аммоний Саккос, но значительную роль сыграл Плотин (205-270г.), открыв собственную школу в Риме. Он уделял такое большое внимание одухотворению, что стыдился своего тела. Он выступил систематизатором неоплатонизма. Он исходил из «единого», которое является первосущностью, но не разумом, не предметом разумного познания «Единое» благодаря эманации (истечения) выделяет из себя мировой дух – нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, тогда как чувственный мир – есть отражение мира идей. Материя возникает как низкая эманация.

Основные учения: мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека, материально обремененного к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма. Экстаз – от греческого – быть вне себя; исступление, восторг, высшая степень упоения.Аскетизм – (упражняющий в чем-либо первоначально означала подготовку ответов к состязаниям, тренировку, затем стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками; позже – подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от всех удовольствий в жизни).

Антисфеном (450-360) и Диагеном Синонским (около 330-320 гг.) были заложены основы философского учения киников, расцвет которого приходится на более позднее время.

Именно в этот период сформировались начала христианской философии.

В IV веке киники противопоставляли себя традиционным формам жизни и установлениям полиса, учили ограничивать потребности. Основы правильного поведения, по их мнению, следовало искать в жизни животных и на ранних этапах человеческого общества.

Античную философию в целом можно охарактеризовать в целом следующим образом.

1. Большинство философов этого периода основой всего сущего считали Космос, созданный по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, кроме него ничего нет. Он един, одухотворен. Его можно видеть, слышать и осязать. Он совершенен (божественен).

2. Многие античные философы пытались найти единую и неделимую первооснову мира (у Фалеса это вода, у Гераклита – огонь, у Демокрита – атомы и т.д.).

3. Античная философия не проводила четкого различия между фактом бытия и смыслом бытия (Парменид и др.).

В этой философии были заложены основы диалектики, обосновано положение о том, что жизнь природы есть постоянное развитие, источником которого являются единство и «Борьба противоположностей» (Гераклит, Зенон и др.).

В философии этого периода были раскрыты особенности форм познания: истинное знание доступно лишь разуму, который подчиняется законам логики; чувства не являются источником знания, их область – лишь мнения людей (Демокрит, Платон, Аристотель).