Смекни!
smekni.com

Понятие философии как о типе мировоззрения. (стр. 9 из 26)

Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как монады - психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом. Это определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями.

Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе. По словам Лейбница, «они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». Каждая монада в то же время представляет собой свой особый мир, в котором отражается весь мировой порядок, все другие монады и весь мир. Говоря словами Лейбница, «монада - это живое зеркало Вселенной».

Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой; двух монад, абсолютно тождественных, не существует. Лейбниц различает монады трех видов (разновидности) в зависимости от степени развития – «голые», души и духи.

1. Монады, которые характеризуются так называемой «перцепцией», пассивной способностью восприятия, образуют низший вид; они способны только формировать неясные представления. Низшие монады – «голые» - «спят без сновидений» и образуют то, что мы называем неорганической природой. В соответствии с системой Л. она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления. Их Лейбниц называет монады-души. Это более интенсивная форма проявления жизненной силы, которую составляет душа. «… Душами, - пишет Л. в «Монадологии», - можно назвать только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью».

Память открывает возможность появления «эмпирической последовательности», общей для человека и животного. Она «состоит в том, - говорит Л. в статье «Материя, взятая в себе», - что получающий те ощущения, которые он уже несколько раз получил следующие одно за другим, ожидает снова и снова получить их в той же последовательности» (на основе опыта). Но в этой деятельности души еще нет разумения (рассудка), без которого невозможна «рациональная последовательность» (практичность, рассудительность) характерная для человека.

Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Л. обозначает всю сферу человеческого сознания.

3. Третья степень развития монад (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией). Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание.

Тема № 7. Философия Просвещения. Немецкая классическая философия. Марксистская философия.

План лекции.

1. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

2. Концепция субъекта в философии Канта.

3. Субъективный идеализм И.Фихте и объективный идеализм Ф.Шеллинга.

4. Система и метод Гегеля.

5. Сущность человека в понимании Фейербаха.

6. Диалектика и материализм Маркса и Энгельса в понимании природы, общества и человека.

Философия и идеология эпохи Просвещения.

Философию 18 века называют философией Просвещения. В культурной, духовной жизни она ставила своей целью заменить воззрения, основанные на религиозной основе или политическом авторитете, такими, которые отвечали бы требованиям жизни, человеческого разума. Эпоха Просвещения – это эпоха духовного развития. Она стала выражением общего процесса, охватывающего ряд стран, и в первую очередь Европу (17-18 вв.).

Термин «Просвещение» впервые употреблен Вольтером (1694-1778). Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, критикой религиозного фанатизма в работах П. Бейля (1647-1706), которого считают пионером французского просвещения не только как человека исключительной энциклопедической учености, но и как отважного, свободомыслящего человека. На европейское Просвещение оказали влияние философия английских просветителей Дж. Локка и Д. Юма, немецкого просветителя Г. Лейбница, ученого И. Ньютона, Вольтера, Гердера (1632-1704), который свои философские воззрения направил против рационализма. Единственным источником всех идей он считал опыт, не разделяя его на внутренний и внешний. Доказывал, что нет врожденных идей (Декарт), они приобретаются в процессе познания. Он сравнивал душу ребенка с чистым листом, гладкой дощечкой, с которых начинает ими постижение мира. Он обосновал принцип материалистического сенсуализма, выводящий происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира.

Вольтер как философ-просветитель подверг всесторонней и талантливой критике феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Он защищал деизм – а это замаскированный материализм.

Опираясь на труды Д. Локка и естественно – научные взгляды Ньютона, Вольтер в своих «Философских письмах», «Трактате о метафизике», «Кандиде», «Философские слова», близко подошел к идее о вечности несотворимости материи, ее объективном существовании и вечном движении; сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Но в то же время конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной.

Гердер – немецкий философ - просветитель представлявший новый этап просветительства в Германии. Он выступал против одностороннего рационализма, подчеркивая роль чувств в человеческой личности, а связи с этим многообразные формы проявления творческих сил человека у различных народов. В своих работах («Исследование о происхождение языка», «Идеи к философии истории человечества», «Письма для поощрения гуманности» и др.) он проводит идею становления и развития мира как органического целого, разрабатывает философию культуры. Эти идеи Гердера оказали огромное влияние на последующее развитие философской мысли Германии.

Итак, в целом просветители утверждали необходимость установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви, как опоры деспотизма и угнетения, защищали принцип народного суверенитета и демократии.

В истории мировой философии особое место принадлежит немецкой классической философии 18-19 вв., идеи которой оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры и цивилизации. Постановка и глубокое теоретическое осмысление важнейших мировоззренческих проблем обусловили ее непреходящее общечеловеческое значение.

Немецкая классика представлена именами И. Канта, И.Г. Фихте, В.Ф. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Каждый из них своеобразен как личность и мыслитель. Вместе с тем при всем разнообразии учений, немецких философов объединяет приверженность определенным идеям и принципам. Общими чертами классической немецкой философии являются:

1. Понимание особой роли философии в культуре человечества как критической совести культуры. Высокая духовная миссия философии – критическое осмысление достижений культуры с точки зрения их соответствия высшим принципам гуманизма и прогресса.

2. Выдвижение и обоснование идеи свободы как главной гуманистической ценности. Немецкие философы видели в свободе выражение и критерии общественного и культурного прогресса человечества.

3. Разработка целостной концепции диалектики, диалектического метода мышления, познания. Диалектика понималась, как универсальный механизм развития материальной и духовной культуры, природы и общества.

4. Философия в немецкой классике предстает как глубоко разработанная и целостная система философских дисциплин, идей, понятий. Единый комплекс философских знаний был представлен Гегелем. В него вошли философия природы, логика, философия истории, философия права и т.д.

Процесс формирования классической немецкой философии был обусловлен рядом исторических и теоретических условий, естественно – научных предпосылок.

Основоположником классической немецкой философии является И. Кант (1724-1804). В его творческой эволюции выделяется два этапа – докритический и критический. На первом этапе Кант с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – научные и натурфилософские проблемы. Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике. Им была разработана гипотеза о происхождении солнечной системы из огромного облака разряженных в пространстве материальных частиц. Эта кантовская гипотеза и поныне имеет научное значение. Кант поставил вопрос о роли приливов и отливов в истории Земли, в замедлении суточного вращения нашей планеты.

Второй период творческой деятельности Канта назван критическим – этапом конструктивно – критической оценки разума, познавательных способностей человека, определения условий возможности получения всеобщих и необходимых знаний. В этот период им были написаны три известные «критики»: «Критика чистого ума», «Критика практического ума», «Критика способности суждений». Одним из результатов критической философии Канта стал принятый им агностицизм.