Смекни!
smekni.com

Понятие философии как о типе мировоззрения. (стр. 1 из 26)

Тема №1. Философия: предмет и функции

План лекции.

1. Понятие философии как о типе мировоззрения.

2. Исторические типы мировоззрений.

3. Специфика философии. Предмет философии.

4. Основные функции философии, её роль в современном мире.

У каждого человека есть определенное представление о мире, которое зависит от уровня его постижения. Существует так называемое мировоззрение и мировосприятие, связанное с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир, его отношение к миру, его место в мире. Более подробно можно сказать так: мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Предпосылками развития философии являются миф и религия.

МИФ – это самая ранняя форма сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира, его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека. Мифы сродни сказкам, преданиям о богах, героях, их подвигах. В мифах нашла отражение реальная жизнь.

Главная функция мифа – объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия (означает – святость, набожность, благочестие). На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадают. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворять потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в существование сверхъестественного, в существование одного из нескольких богов, в какое-то «священное начало», находящееся за пределами понимания человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер. Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия.

Философия (любовь к мудрости) является формой общественного сознания и характеризуется следующими важными особенностями, раскрывающими его сущность:

  1. исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире, отношение к этому миру.
  2. философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развитие мира как целого.
  3. основным средством познания является человеческий разум – Логос
  4. эмпирическая база познания – вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика.

Философия – это форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, место человека в этом мире, отношение человека к миру и смысла человеческой жизни.

Предметом ее изучения являются наиболее общие законы развития природы и общества, мышления и познания.

Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основой, или коренной проблемой является понимание взаимоотношения сознания и объективного мира, в котором это сознание: возникло, взаимоотношение сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект: раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего – материя или сознание?

Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны нее менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума, как одной из подсистем мира; для этики – вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т.п.; для антропологии – о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции (Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные копания носят априорный характер (позитивисты).

В действительности взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого – философия, а крона – частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философского познания (корнями) являются теории и методы частных наук.

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном,

художественно-образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отожествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Вопросы для самоконтроля

1.Сформулируйте наиболее полное определение предмета философии.

2.Определение мировоззрения.

3.Функции философии.

4.Структура мировоззрения.

5 Исторические типы мировоззрения.

6.Соотношение философии с другими областями знания.

Литература:

1. Философия. Учебник для студентов вузов и колледжей. Сост. Т.Х. Габитов. – Алматы: 2003, с.6 –12.

2. Абишев К. Философия. Учебник. Алматы: 2001, с. 7-11.

3. Немировская Л.З. Философия. Курс лекций. М.,1995, с.4-18.

4. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.,2000, с. 4-77.

5. Основы современной философии. С. - П., 1997, с.4-8.

Тема № 2. Философия Древнего Востока

План лекции.

1. Концептуальные и текстуальные основания философии Древней Индии.

2. Единство и различие основных ортодоксальных и неортодоксальных школ древнеиндийской философии.

3. Философия Древнего Китая: текстуальные основания и формирование основных школ.

4. Онтология и гносеология, социально-философские и этические учения

конфуцианства и даосизма.

Первые философские системы возникают в культурах Индии, Китая, Древней Греции в VI-V вв. до н. э.

Главной особенностью индийской философии является то, что она занималась религиозными проблемами, поскольку индийцы верят в вечность циклически возобновляющегося мирового процесса.

В своем историческом развитии индийская философия разделяется на три периода:

  1. Ведийский период (1500-500л. до рождества Христова).
  2. Классический период (Брахмано-буддийский, 500 лет до рождества Христова и 1000 лет после рождества Христова).
  3. Индуистский период (с 1000г. нашей эры).

Первый характеризуется плюрализмом – воззрений. Мир и его явления рассматривают как совершенствование первичной сущности (Пуруши). В основе Космоса лежит вечно сущее – Брахман, из которого развивалось – все существующее и которое тождественно вечному, внутреннему ядра индивида – Атману. В этот же период была создана теория о переселение души; хороших и дурных поступках – Карма; теория круговорота повторяющихся рождений – сансары.

Второй – классический период – проявляется интерес к этическим проблемам. Материалисты, фаталисты выступают против брахманов, реформистов: именно в этот период наряду с брахманизмом проповедуется вероучение буддизма и джайнизма.

Третий – индуистский период. Буддизм угасает, джайнизм теряет свою силу, свое значение.

Основополагающими принципами древнеиндийской философии являются: космизм, альтруизм, экологизм.

Космизм – единая, неразрывная связь человека с космосом, небом.

Альтруизм – нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы чем собственное Я и его благо.

Экологизм – неразрывная связь человека с природой и забота об окружающей среде.

Свое каноническое, ортодоксальное оформление индийская философия получила в «Ведах». Это сборник, насчитывающий более чем 100 гимнов, состоящих из 10000 стихов. Записаны «Веды» в середине 11 тысячелетия до н. э.

Назовем четыре первых сборника: ригведа – основополагающий сборник; «Самаведа» - сборник песен и священных заклинаний; яджурведа – сборник жертвенных формул и заклинаний; атхарваведа – сборник магических формул, заклинаний, сохранившихся с доарийских времен. К «Ведам» был выпущен комментарий «Упаншиалды», в котором содержатся философские мысли.