Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии 7 (стр. 7 из 9)

Функции искусства.

* Общественно-преобразующая функция (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство - действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

* Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Она является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования людей (передача навыков, мышления, обобщения, системы взглядов на факты). Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

* Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).

* Информационная и коммуникативная функция (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

* Воспитательная функция. ( Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

* Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

* Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства, формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностное его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

* Геданестическая функция (искусство какнаслаждение). Свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом; обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности; гармония формы и содержания; упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты; радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения; игровой аспект художественного творчества.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие основные типы:

1. Метакатегория (эстетическое).

2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира.

3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности - аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории. Все многообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

1 парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях.

2 парадигма. Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты в душе индивида. Красота – результат интернационального восприятия предмета субъектом.

3 парадигма. Прекрасное - результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни.

4 парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т. п.

5 парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т. е. сферой владения человеком действительностью.

Тема 16. Проблема происхождения, сущности и функции религии.

Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологическими законами. С возникновением условий для сознательного управления общественным развитием подрываются социальные корни религии. Для его развития необходимо строго научное объективное знание законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, научное понимание сущности религии требует не только признания ее социальной природы, но и материалистического объяснения общества. Гносеологические корни религии - это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе психической деятельности человека. К проблеме соотношения гносеологических и социальных корней религии следует подходить диалектически. Гносеологические и социальные корни нельзя ни полностью изолировать друг от друга, ни отождествлять их. Человеческое сознание с самого начала есть общественный продукт.

Психологические корни возникновения таких понятий как "душа" , "дух", невозможно без попыток обобщить ряд явлений психической жизни человека, выделить в них некоторые общие и существенные черты. Говоря об отрицательных чувствах - горе, скорбь, одиночество - нельзя подразумевать, что каждый человек, испытывающий эти чувства, неизбежно станет религиозным. Отрицательные чувства создают лишь благоприятную почву, возможность человека обращаться к религии.

Говоря о признаках религиозной веры, необходимо указать, что первыми наиболее древними формами религии являются тотемизм, фетишизм (у первобытных народов обожествляемая вещь). Их общий признак - вера в сверхъестественное - это значит нечто не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и закономерностей. Религиозная вера занимает особое место в психике личности. На этой основе формируются важные социально-психологические особенности религиозной веры, отделяющие ее от веры безрелигиозной.

В религиозной вере разум человека играет всегда второстепенную, подчиненную, а не главную роль. Доминирующую же роль играют психические процессы, воображение. Глубокая и интенсивная религиозная вера предполагает существование в сознании человека ярких религиозных образов и представлений способных вызвать в себе личностное эмоциональное и заинтересованное отношение. Волевые процессы представляют собой волевое отношение субъекта к сверхъестественному.

Функции религии: 1. Мировоззренческая, - она отражает действительность как в кривом зеркале, превратно, искаженно. Эта функция отрицательно влияет на социальные ориентации и установки людей, на их практическое поведение.

2. Релятивистская. Эта функция особенно ярко видна в исламе, где шариат возник не только как свод мусульманских правовых норм, но и как всеобъемлющая система правил поведения,

запретов и т. д.

3. Коммуникативная. Устанавливаются самые различные связи между единоверующими (культурные, хозяйственные), что благоприятствует сплочению общин.

4. Интерпретирующая. Эта функция может проявляться как на уровне общества в целом, так и на уровне религиозных общин и организаций.

Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны с функциями религии, но не совпадают с ними. Социальную роль религии можно определить как совокупность функций, выполняемых данной религией в конкретных исторических условиях.

Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подвергалось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили свободу, как стало известно, что расстрелы, разрушения церквей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаганда атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти как грибы после дождя.

Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства, сострадание, любовь к ближнему и т.п. У гармонично развитых людей оба источника знания - и логического, и внелогического - находятся в известном равновесии и определяют поведение. В современном обществе объем и значение рационального, логического знания непрерывно растут. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его. Лишь совокупность научной и "сердечной" картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и может служить надежной основой поведения.

Исходную систему элементов нравственности, которая даст "всходы" в деловой, рабочей, общественной и семейной морали следует закладывать с детства. Если обратиться к истории нашей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспитание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с глазу на глаз, - важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в частности. В воспитании нравственности общества свою роль может сыграть Церковь со своими многовековыми традициями – сегодня единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные успехи в этом деле. Ее благотворительное влияние распространяется не только на верующих, но и на более широкие круги нашего общества.