Смекни!
smekni.com

Зигмуд Фрейд, его психоанализ (стр. 4 из 4)

Нужно заметить, что ранее в нашей стране отношение к Фрейду было иным. Хотя его работы широко переводилась еще до революции, эти идеи не получили широкого философского и культурного признания. Психоаналитическая техника использовалась рядом практикующих врачей, но ведущие теоретики-психиатры и психологи, не говоря уже о философах, его, в сущности, не признали. Порой это удивляет, ведь ряд прин­ципиальных фрейдовских идей, казалось бы, резонировал с некоторыми традициями русской мысли. Это, прежде всего, весьма популярные в русской дореволюционной философии и даже в культуре в широком смысле идеи о космической роли бессознательного начала. Эти мысли нашли свое отражение у Достоевского и других русских писателей и философов (не случаен интерес Фрейда к Достоевскому).

Возможно, учение Фрейда не было признано, потому что большинство его идей вступали в противоречие со всеми принципиальными установками русского религиозно-духовного ренессанса начала XX столетия.

Но ситуация радикально изменилась после революции. Во всяком случае, концепции Фрейда никого уже не смущали, а, наоборот, всячески приветствовались и вызывали неподдельный интерес. Надо сказать, что Фрейд был связан с русскими революционерами — выходцами из богатых слоев, которых он лечил. Когда большевики победили, они превратили Москву во вторую, после Вены, столицу психоанализа.

Были даже предприняты попытки соединить Фрейда с Марксом, придав психоанализу социальный характер. В советской России 20-х годов на этой почве возник даже своеобразный психоаналитический бум.

Современная же волна психоанализа в России имеет совершенно другой характер и свидетельствует о том, что ни русская религиозная философия, ни марксизм не определяют облик нашей культуры. Нынешняя заинтересованность психоанализом - это скорее выражение желания ассимилировать то, что на Западе давно усвоено. Но так как делается это весьма поверхностно, возникает неоднозначность в сегодняшнем отношении к Фрейду. Серьезный философский и теоретический анализ фрейдовской концепции почти не проводится, а между тем идеи Фрейда заслуживают самого серьезного исследования именно на методологическом уровне. Его учение не является чем-то единым, что можно либо полностью принять, либо также целиком отвергнуть. Развитие психоанализа после Фрейда это подтвердило. Ряд идей классического пси­хоанализа были отвергнуты, некоторые из них были модифицированы.

Очевидной заслугой Фрейда явилось то, что он поставил ряд проблем, которые до него в такой форме не ставились и которые ока­зались одними из центральных для философии и науки о человеке в XX столетии. Эти проблемы стали сегодня даже более острыми, чем раньше. Он также сумел разрушить некоторые глубоко укорененные традиции мышления о человеке и по существу открыл новый континент проблем. Что касается его решений, то одни из них выдержали проверку временем, другие нет. Лучшая форма уважения к наследию этого великого человека - обсуждение поставленных им проблем и их критический анализ.