Нужно заметить, что ранее в нашей стране отношение к Фрейду было иным. Хотя его работы широко переводилась еще до революции, эти идеи не получили широкого философского и культурного признания. Психоаналитическая техника использовалась рядом практикующих врачей, но ведущие теоретики-психиатры и психологи, не говоря уже о философах, его, в сущности, не признали. Порой это удивляет, ведь ряд принципиальных фрейдовских идей, казалось бы, резонировал с некоторыми традициями русской мысли. Это, прежде всего, весьма популярные в русской дореволюционной философии и даже в культуре в широком смысле идеи о космической роли бессознательного начала. Эти мысли нашли свое отражение у Достоевского и других русских писателей и философов (не случаен интерес Фрейда к Достоевскому).
Возможно, учение Фрейда не было признано, потому что большинство его идей вступали в противоречие со всеми принципиальными установками русского религиозно-духовного ренессанса начала XX столетия.
Но ситуация радикально изменилась после революции. Во всяком случае, концепции Фрейда никого уже не смущали, а, наоборот, всячески приветствовались и вызывали неподдельный интерес. Надо сказать, что Фрейд был связан с русскими революционерами — выходцами из богатых слоев, которых он лечил. Когда большевики победили, они превратили Москву во вторую, после Вены, столицу психоанализа.
Были даже предприняты попытки соединить Фрейда с Марксом, придав психоанализу социальный характер. В советской России 20-х годов на этой почве возник даже своеобразный психоаналитический бум.
Современная же волна психоанализа в России имеет совершенно другой характер и свидетельствует о том, что ни русская религиозная философия, ни марксизм не определяют облик нашей культуры. Нынешняя заинтересованность психоанализом - это скорее выражение желания ассимилировать то, что на Западе давно усвоено. Но так как делается это весьма поверхностно, возникает неоднозначность в сегодняшнем отношении к Фрейду. Серьезный философский и теоретический анализ фрейдовской концепции почти не проводится, а между тем идеи Фрейда заслуживают самого серьезного исследования именно на методологическом уровне. Его учение не является чем-то единым, что можно либо полностью принять, либо также целиком отвергнуть. Развитие психоанализа после Фрейда это подтвердило. Ряд идей классического психоанализа были отвергнуты, некоторые из них были модифицированы.
Очевидной заслугой Фрейда явилось то, что он поставил ряд проблем, которые до него в такой форме не ставились и которые оказались одними из центральных для философии и науки о человеке в XX столетии. Эти проблемы стали сегодня даже более острыми, чем раньше. Он также сумел разрушить некоторые глубоко укорененные традиции мышления о человеке и по существу открыл новый континент проблем. Что касается его решений, то одни из них выдержали проверку временем, другие нет. Лучшая форма уважения к наследию этого великого человека - обсуждение поставленных им проблем и их критический анализ.