I. Функции личности и сознания
Выработка определенных социальных установок по отношению к тем или иным людям вызывает у человека повышенную селективную восприимчивость, внушаемость по отношению к словам и действиям других людей, восприимчивость, которая в процессе общения может значительно увеличиваться. Такое нарастание внушаемости (хотя и в несравненно более короткий период и в более глубоко выраженном варианте) всегда имеет место в состоянии гипноза. Таким образом, здесь улавливается определенное сходство механизмов указанных явлений.
Кроме того, функция сознания, его активность не является постоянно стабильной. Степень активности отражения может варьироваться внутренними сознательно-бессознательными установками, воздействиями окружающей среды, связанной с изменением той или иной ситуации, окружающей психологической атмосферы. Степень активной акцепции будет, таким образом, связана с интегративным сознательно-бессознательным отношением к воздействию, когда восприимчивость (внимание) выборочно направляется на те или иные предметы, тех или иных людей. Восприимчивость по отношению к словам или действию определенных людей, внушаемость может соответственно и значительно меняться (вплоть до гипнотического воздействия в особых случаях).
Здесь можно говорить о качественно измененном сознании по типу сверхвнушаемости. Возникает как бы переключение всей психической деятельности и особенно функции сознания на другие психические уровни, на другую степень психического реагирования
Анализы экспериментальных результатов показывают, что основная закономерность гипнотического состояния связана с возможностью усиления управляемости функции отражения в состоянии измененности сознания по гипертоническому типу. Повышенная активность психики является адекватностью состояния измененного сознания. Это дает возможность говорить об определенной норме функционирующих систем (явления столь нормального, как, например, естественный сон).
Таким образом, гипноз является резервной формой психического управление, резко сфункционированного и четко направленного, энергетически активированного и связанного с особым уровнем сознания.
Гипноз - как психическое состояние - это форма повышенной готовности психики к приему информации, ее переработки, реализации в деятельности. Это сознание измененной восприимчивости связано с повышенной управляемостью почти всех функций организма.
Гипнотическое изменение сознания отличается от онейроидного, истерического, сумеречного и прочих патологических форм измененного сознания тем, что гипнотическое сознание не связано с патологией, с искажением отражательной функции.
К гипнотическому состоянию могут быть близки переживания внутренней сосредоточенности; задумчивости, внимательного слушания, когда внешние раздражители почти полностью игнорируются за счет этой внутренней сосредоточененности. Однако это еще не гипноз, хотя, конечно, состояние гипноидное. От само- и гетерогипноза оно отличается отсутствием гипнотического раппорта. По мнению В.Л. Райкова, гипноз - это эволюционно сформировавшаяся система резервного состояния, система специального реагирования психики на особые формы человеческого общения, особой формы восприятия информации и, как следствие, возможность психофизиологической мобилизации.
Заключение
Данная работа “Сознание и бессознание в психике и поведении человека” включает в свое основное содержание две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания. В первом и втором параграфах первой главы прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека.
Содержание первой главы может быть использовано педагогами, руководителями и всеми желающими для подготовки к уроку, лекции, семинару, докладу.
Во второй главе данной работы проводятся эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознания. В частности представлено описание практических исследований влияния сознания и бессознательного на поведение и психику человека, и на формирование двигательного навыка. С этой целью были использованы следующие методики: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт, представленный в сознании и ассоциативный тест для выявления доминирующего бессознательного инстинкта, разработанные В. И. Гарбузовым, а также эксперимент, позволяющий выявить психологические особенности формирования двигательных навыков. В исследованиях для выявления доминирующих инстинктов было занято 50 испытуемых, из них 24 – студенты 2-го курса психологического факультета и 26 – ученики 11-го класса школы-лицея №41. Выявление особенностей формирования двигательных навыков происходило с помощью 24 человек – вышеуказанной группы студентов.
В первом параграфе второй главы представлена типология, состоящая из семи типов личности: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный, а также их краткая характеристика. В результате проведенных исследований выяснилось, что в сознании студентов доминирующая роль принадлежит либертофильному и генофильному инстинкту, а в сознании школьников – также либертофильному, доминантному и исследовательскому. В бессознательной сфере у студентов психологического факультета наиболее ярко представлены генофильной и альтруистической инстинкты, а в бессознании учеников 11-го класса господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому и доминантному инстинкту.
Возможные причины доминирования того или иного инстинкта приведены выше, во второй главе.
Главной целью следующего проведенного эксперимента, описанного во втором параграфе главы, являлось изучения особенностей формирования двигательного навыка. В результате было выделено 3 основных этапа при формировании двигательных навыков:
1) Аналитический этап – первоначальное ознакомление, овладение действием.
2) Этап уточнения и объединения действий.
3) Этап закрепления – совершенствование и автоматизация навыка.
В заключении был сделан вывод, указывающий на связь сознания и бессознания и значение бессознания в исследуемом процессе: в процессе формирования навыка происходит переход управления деятельностью на бессознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
В завершении данной работы “Сознание и бессознание в психике и поведении человека” позвольте кратко изложить основные выводу:
1) Сущность сознания, как высшей формы развития психики, психического отражения принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества.
2) Необходимо учитывать значительное, часто решающее влияние бессознания на принятие решения, при совершении определенных действий. Сознание находится в неотрывной связи с бессознательным.
3) Значением выявления сознательного и бессознательного доминирующего инстинкта является его последующая реализация в жизненном плане, образе жизни, в отношении к себе и людям, в профессии, что приносит уверенность, удовлетворенность, комфорт и здоровье. Игнорирование этого факта или выбор пути вопреки доминирующему инстинкту приводит к дисгармоничности, дезадаптации, неудовлетворенности и болезни.
4) Особенности формирования навыка на основе переходящих друг в друга трех этапов, роль бессознательного в этом процессе необходимо учитывать при самообучении, обучении и контроле.
Образующие эту работу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу и ориентированы на раскрытие различных сторон элементов сознания и бессознания как целостной системы, тем не менее работа не претендует на исчерпывающий анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению достаточно сложной и многогранной проблемы сознания и бессознательного.
Заключение:
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период егосуществования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.Главным условием возникновения и развития человеческого сознания являетсясовместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессеколлективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь длятого чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них долженясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна бытьопределена и выражена в слове.Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальноесознание человека. Для его становления также необходимы совместнаядеятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становиться средством мышления.Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное сознание человека формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения.Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но исамого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.Список литературы
1) В.М. Банщиков “Проблемы сознания. Материалы симпозиума” Москва, 2003.
2) Ф.Б. Бассик “Актуальность проблемы бессознательного на современном этапе развития психологических заболеваний”, Философские науки, №3, 2005.
3) В.П. Зинченко “Миры сознания и структура сознания”, вопросы психологии, №2, 2006.
4) А.Н. Леонтьев “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 2004.
5) Ф.Т. Михайлов “Сознание и самосознание”, Философские науки, №6, 2004.
6) Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 2005.
7) И.П. Павлов “Проблемы сознания” (статья), Москва, 2006.
8) В.Ф. Петренко “Психосематика сознания”, Москва, 2007.
9) А.В. Петровский “Введение в общую психологию”, Москва, 2003.
10) С. Л. Рубенштейн “Бытие и сознание”, Москва, 2004.
11) С. Л. Рубенштейн “Принципы и пути развития психологии”, Москва, 2004