Смекни!
smekni.com

Личность как субъект и объект общественных отношений (стр. 7 из 13)

В российском обществе в настоящее время фактически отсутству-ет общественно одобряемая модель социального поведения. Этому по-ложению в немалой степени способствовали как слабости современной социологической теории вообще Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк-туре и человеческое действие: объяснение в социологии и социаль-ной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова,с.73., так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчерки-ваем его значение.

В преобладающем ныне в общей социологии типе теоретизирова-ния совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: “Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменя-ется именно таким образом?” Объяснить нечто - значит дать правдо-подобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой су-ществовала по крайней мере еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк-туре и человеческое действие: объяснение в социологии и социаль-ной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова С.75..

Рассматривая проблему преобразований в России и кризис соци-ализации, можно задаться вопросом; “Почему “сверху” начались имен-но рыночные преобразования?”, “Кому выгодна нестабильность в со-циальной сфере?” и т.д.

Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную оценку опи-санным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодо-го человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к ко-торому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они ока-жутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формиро-вания личности.

1. Можно считать, что происходящие перемены окажут весьма травмирующее воздействие на ценностный мир всего нынешнего и последующего поколений.

2. Наиболее существенным будет урон. нанесенный ценностному миру той молодежи, которая характеризуется ослабленными связями с семьей, довольно значительными задержками социального развития, малой успешностью в системе образования.

3. Наличие проблемы идентификации и социально-культурной ин-теграции молодых людей.

4. Следует ожидать усиление воздействия на ценностные струк-туры молодежи национального фактора.

5. В случае дальнейшего неблагоприятного развития экономики страны возможно “слияние” экономического, политического и нацио-налистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и анти-кавказской направленностью.

6. Значительное воздействие на ценностные структуры оказыва-ет экономический фактор: чем ниже уровень материального обеспече-ния, тем выше требования “крепкой руки”, и, наоборот, с его повы-шением - выше ценность свободы.

Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.

До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводить-ся социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие доброволь-но признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается меха-низм эффективного социального контроля.

Итак, формирование и развитие личности - очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является ас-пектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).


ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Ролевая концепция личности

Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об-ласти социологии личности,

Одной из известнейших социологических теорий личности явля-ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси-хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ-циональном анализе.

Основоположником ролевой концепции личности считают Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе тео-ретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи-ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро-ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает-ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со-держание современного этапа развития зарубежной социологии.

Каково место теоретической системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем раз-деле исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, вы-явить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви-дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про-цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво-лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре-деляется как конституирующий фактор сознания. Ионии Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ.-М.:Наука,1979,с.68-69.

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст-виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе-ние - отмечал Мид, - это не состояние сознания... Значение жеста рав-но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со-циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций” Антонович И,И. Социология США: проблемы и поиски решений.-Мн.,1976..

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са-мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци-альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру-гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи-ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан-ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”.

Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго-го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст-во и структуру социального процесса.

Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен-ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев-ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало-женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов-лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.

Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен-ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со-циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко-торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив-ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.