Смекни!
smekni.com

Природа явлений в метафизике духа (стр. 2 из 3)

Подтверждением правильности такой оценки событий мира может служить изобретение колеса в доисторические времена. Очевидно, что ему предшествовало применение катка для перемещения тяжестей. Появление колеса перешло из события в явление, так как оно происходило в соответствии с системными принципами причинности. Оно было результатом внутреннего побуждения человека облегчить себе труд, сделать его удобней, соответствовало интересам его племени и идеалам будущего развития человечества. Другие попытки усовершенствования катка не стали явлением вселенского масштаба. Решение первобытного изобретателя не вытекало из логики использования катка, а было итогом его творческого озарения, духовного по своей природе процесса.

По-иному ли происходила эволюция в природе, стоит ли изменять утвердившийся взгляд на нее? Духовно-эвристическая концепция бытия (ДЭКБ, 12) утвердительно отвечает на эти вопросы. Придавая принципу саморазвития универсальный характер, она объявляет его всеобщим для всего вещественного мира, возводя системные принципы причинности в закон становления мира. Когда внешнее воздействие определяет только условия протекания явлений. Причина их в скрытых, внутренних процессах духовно-вещественных образований, актах творчества. Любое явление удовлетворяет стремлениям мира к идеалу, будущему, которые становятся его причиной. Руководство явлениями происходит на духовном уровне, в творческом процессе духовной составляющей вещественных образований.

Признание того, что за природными явлениями стоят системные принципы причинности, означает смену парадигмы эволюции мира. Не диалектика с ее законами единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицание отрицания определяет развитие мира. Эволюцию следует понимать, как реализацию, развертывание в вещественном мире потенциала духовного мира, понимаемого в соответствии с ДЭКБ как совокупность "бесконечного" множества духовных сущностей.

3. Системность описания явлений

Понимание явлений вещественного мира с позиций метафизики духа требуют универсального их представления, независимо от типа к которому они относятся (механическому, физическому, химическому, биологическому, социальному и так далее). Единственность первоосновы, первопричины мира и закона его становления требуют сквозного описания явлений, происходящих в процессе эволюции. Такая возможность откроется перед нами только в том случае, если любое вещественное образование будем рассматривать как систему, а Вселенную в целом как мегасистему, состоящую из множества взаимодействующих между собой метасистем с их системами, состоящими в свою очередь из субсистем. Символический язык системности используется в метафизике духа еще и потому, что объекты вещественного мира не поддаются полному описанию. Нельзя представить их конечную внутреннюю структуру, начиная с первоосновы — первичных духовных сущностей. И, тем более (во-вторых), построить взаимосвязи между элементами вещественных объектов, особенно, с учетом их духовных составляющих. Представление объектов вещественного мира как иерархии взаимодействующих систем не требуют их исчерпывающего описания. В тоже время позволяет неограниченно развивать их пространственную структуру как в сторону расширения, так и углубления, а также создавать иерархию взаимодействующих субсистем, систем и метасистем. Каждая из них должна представлять собой неразрывную, несводимую к сумме его частей целостность, проявляющуюся взаимодействием с окружающей средой. Любая система (от атома, его частиц, до человека и Вселенной в целом) может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка (субсистема) и выступать в качестве метасистемы более мелких, субсистемных образований.

Декларируя, что духовный мир первопричина вещественного мира, метафизика духа объясняет множественность аспектов его становления. На духовный мир она возлагает функцию организации процесса развития мира, только им можно объяснить универсальность механизма явлений в нем: целевую направленность взаимодействий и внутрисистемные побудительные причины. Вместе с тем, признание духовного начала в процессах, сопровождающих явления и системность их описания позволяет определить общие черты любого из них. Так внутренняя активность систем должна быть продиктована таким ее стремлением к идеалу, чтобы учитывался интерес метасистемы, в которую она входит. Явления, происходящие в соответствии с этими принципами, содействуют развитию мира, включены в процесс его становления.

Возможно ли явление в нашем мире не соответствующее указанным критериям? Метафизика духа отрицательно отвечает на этот вопрос. Во взаимосвязанном мире, представляющем собой единую, живую (самоорганизующуюся) систему все явления служат задачам его развития, включая социальную жизнь. Внутренняя взаимообусловленность и предопределенность высшими целями развития мира не должна оставлять явлениям степени свободы. Они становятся все более предопределенными по мере эволюции мира в связи с усложнением его иерархической структуры. Только человеку в его поведении дано отступать от внешней и внутренней обусловленности. Но явлениями его поступки становятся только тогда, когда служат развитию мира, интересам его высшей иерархии.

События, связанные с деструкцией, распадом систем (объектов вещественного мира), их деградацией, нуждаются в индивидуальном рассмотрении. Только так можно ответить на вопрос: служат ли они развитию (относятся к явлениям) или представляют собой этапы разнесенных во времени обратимых процессов? Критерии отнесения событий к явлениям вытекают из системных принципов причинности. Например, свободные электроны, протоны, нейтроны "ищут" систему, чтобы войдя в нее (объединившись) образовать атом - более устойчивую, функционально более развитую систему. Яйцо курицы менее совершенно, чем вылупившийся из него цыпленок. Явления в любой системе ведут ее к более развитому состоянию. Это утверждение справедливо для минерального, растительного, животного миров; для социальных систем и человека.

Системные принципы причинности наглядно раскрываются поведением духовного человека. Его поступки искренни, идут от внутреннего побуждения, соответствуют идеалам совершенства, будущему, проникнуты покорностью Богу (высшему иерарху).

4. Самоорганизующаяся сущность явлений

Об объектах вещественного мира мы судим по характеру их поведения в окружающей среде. Это справедливо для любой системы от мельчайшей частицы до космического объекта. При этом наши суждения о поведении системы должны раскрывать ее внутреннюю мотивацию, теологическую направленность, включающую интересы метасистемы и представление Вселенной, как взаимодействие составляющих элементов. Необратимое образование устойчивых структур из духовных сущностей представляет собой процесс становления мира.

Во Вселенной нет изолированных систем. Любое вещественное образование погружено в духовный мир. Оно не только питается им энергетически, но и общается в нем с другими образованиями. Степень такой связи определяется не расстоянием, а духовным родством. Естественно, механизм такого взаимодействия мы не сможем описать в настоящее время. Можно только утверждать, что без духовного мира Вселенная не могла бы состояться. Это утверждение получает обоснование из анализа характера становления нашего мира на отдельных этапах.

Образование атомов из составляющих его частиц происходит так, чтобы они могли стать кирпичиками более сложных структур: неорганических и органических молекул, всего вещественного мира, включая геном человека. "Знание" фундаментальных физических постоянных и констант химических взаимодействий при реализации различного рода процессов в вещественном мире может быть объяснено только существованием духовного мира, в котором произошла предварительная проработка становления вещественного мира. За процессами образования атомных, молекулярных и более сложных структур в неявной форме стоят системные принципы причинности: избыточная свобода (активность) атомных частиц, поиск идеальных (наиболее устойчивых) связей, учет интересов более крупных образований, метасистем.

Системные принципы причинности свойственны также процессам с участием множеств атомных и молекулярных частиц, например, при формогенезисе в растительном и животном мирах. Их действие установлено также при самопроизвольном создании пространственных структур в активных средах, например, в газах, плазме, растворах. Привлечение к исследованиям таких фундаментальных наук как физика, термодинамика, химическая кинетика, термодинамика неравновесных процессов открыло новое направление в науке - синергетику (14, 15). В ней получено безусловное доказательство того, что средам и сложным системам, в определенных условиях, свойственна способность к самоорганизации. Причем, эта способность возникает в условиях чрезмерно неравновесного их состояния (внутренней активности), названных точками бифуркации, когда возникают диссипативные структуры способные к самоорганизации. Эти структуры формируются не произвольно, а под воздействием устойчивого фокуса, к которому сходятся все траектории динамической системы – аттрактору. Если система попадает в поле притяжения определенного аттрактора, то она неизбежно эволюционизирует к его устойчивому состоянию, структуре. То есть в природе существует влечение к определенному состоянию, оно реально действующий фактор ее самоорганизации.