Смекни!
smekni.com

Становление вселенной как саморазвитие её духовной первоосновы (онтологическая версия) (стр. 1 из 4)

Становление вселенной как саморазвитие её духовной первоосновы (онтологическая версия)

Сазонов Владимир Николаевич

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру

М. Борн

Вступление

Становление и развитие как философские категории отличаются между собой. С первой из них связано представление, в котором определены первоначало, причина и единый закон становления Вселенной. Развитие напротив не предполагает каких-либо предварительных условий. Оно может рассматриваться с любого этапа эволюционного процесса. При этом развитие сопровождается диалектической борьбой противоположностей и связано с изменением внешних условий. Причинно-следственные связи при этом определяются детерминистскими принципами: реактивностью, каузальностью, редукционизмом. Такая трактовка эволюции принята повсеместно в гуманитарных и естественных науках. Однако она не дала ответа на вопрос: как происходит обретение нового качества объектами природного мира, их эволюция? Так называемый "парадокс развития" остается общепризнанным фактом философской и естественнонаучной мысли. Если к этому добавить несоответствие научной картины мира закону сохранения энергии и второму началу термодинамики, то признание того, что потенциала диалектического, детерминистского представления эволюционного процесса исчерпан становится неизбежным.

Культ внешней силы, порожденный детерминистским сознанием, привел к тому, что все законы нашего естествознания иллюстрируют один и тот же методологический прием: "силовое" воздействие на объект и регистрация ответа (реакции) на него доступными методами наблюдения. Последствия такого приема общеизвестны: однотипность форм законов естествознания, сведение процесса познания предмета или явления к дроблению их на элементы, а затем умозрительное воссоздание его. Однако подобный метод не дает целостного представления о познаваемом объекте, поскольку его в принципе нельзя свести к сумме составляющих элементов. Заложенные в современной теории познания анализ, синтез, индукция, дедукция не дают перспектив целостного познания объектов и явлений вещественного мира, их понимания.

По тем же причинам чрезвычайно высока роль внешнего регулирования в нашей индивидуальной и общественной жизни. Функция власти становится всеобъемлющей и универсальной. Она охватывает уже не только организацию производства, общества и государства в целом, но и отдельного человека. Внутренняя мотивация, инстинкт самосохранения, ощущение смысла жизни, ее глобальной цели, всего того, что делает человека самодостаточным, самоорганизующейся сущностью подвержено угрозе умирания. Следование навязываемому укладу жизни, реактивность на властное воздействие стала для человека необходимым условием выживания. Духовная сущность человека, его стремление к саморазвитию утрачивают связь с жизнью. Мотивированными в ней остаются люди, нацеленные на удовлетворение властных устремлений.

Метафизика духа (МД) настаивает на том, что природный мир в своем становлении руководствуется не детерминистскими, а системными принципами причинности (1, 2) как законом становления. Любые природные объекты существуют в рамках системных отношений. Они способны к самоорганизации, поэтому представляют собой живые духовно-вещественные образования (ДВО), обладающие внутренней активностью, стремлением к саморазвитию с учетом интересов вышестоящих в иерархии структур (систем).

МД рассматривает эволюционный процесс в природе (переход от низшего к высшему), как овеществление "замысла", возникающего на духовном уровне межсистемного взаимодействия (3). При этом познание предметов и явлений должно сопровождаться их пониманием. Только понимание создает отклик в духовной сущности человека, видение взаимосвязи настоящего с будущим. Для этого человек должен следовать тем же принципам целостного рассмотрения, что заложены в онтологии МД: рассматривать объекты и явления ВМ в контексте становления их в рамках межсистемных взаимодействий.

Духовным сущностям (ДС), рассматриваемыми МД как субстрат духовного мира (ДМ), первоматерия ВМ, (1), придается субстанциональная значимость. "Одушевление" ВМ оживляет процесс его становления. Оно позволяет использовать наши знания о духовном мире человека, его психике для трактовки мотивов, стадий, "механизмов" явлений в ВМ, его эволюции. Это особенно ценно в связи с тем, что она завершена везде в ВМ, кроме человека. Признание этого факта с учетом всеобщности закона становления позволило сформулировать постулаты эволюционного процесса ВМ на базе представлений эволюции человека, вытекающей из исследований его индивидуальной психологии.

2. Становление духовного мира и его функционирование

Духовно-эвристическая концепция бытия (ДЭКБ, 1) рассматривает становление Вселенной как саморазвитие ДМ. Он возник в результате заполнения Континуума первичными духовными сущностями (пДС). На современном этапе знаний, Континуум представляется множеством воображаемых (виртуальных) точек. ДМ в целом представлен в концепции как итог трансформации Реальности, предшествующей ДМ, то есть творящей его, подобно тому, как ДМ является Реальностью творящей ВМ.

Поскольку структура ДМ состоит из активных элементов (пДС), то его можно представить гигантской "вычислительной машиной", живой системой стремящейся к саморазвитию на принципах внутреннего целеполагания. Поэтому ДМ способен "производить" интеллектуальную "продукцию", и использовать ее для преобразования, "овеществления" заложенной в ней духовной энергии: порождать мир идей (идеальный мир, ИМ), который направляет становление ВМ.

Изложенные представления отличны от естественнонаучных гипотез возникновения Вселенной. Например, в отличие от теории Большого взрыва, в ДЭКБ духовные сущности формируют пространство, поэтому оно и время лишается в концепции субстанциональной значимости. Из существующих физических теорий только реляционная модель (4) по своим выводам согласуется с ДЭКБ. Что касается свойств пДС, первоосновы мира, то по ДЭКБ они богаче по своему содержанию (1) любых элементарных образований предлагаемых современными физическими теориями. Попытка теоретически, с помощью теории струн (5) "сотворить" частицу, способную играть роль первоматерии, не дали искомого результата.

Духовный мир представляет собой активную энергоинформационную среду. Он не только продуцирует ИМ и ВМ, но также осуществляет взаимодействие, контакт между ДВО в рамках системных взаимосвязей. При этом о функционировании ДМ мы можем судить только в части, касающейся формирования нашего ВМ. Отвергая возможность возникновения его на принципе случайных (вероятностных) столкновений (взаимодействий) элементарных частиц МД настаивает на последовательном становлении ВМ в результате саморазвития ДМ. При этом и пДС, и ДМ в целом наделены духовно-психическими свойствами, а их поведение подчинено системным принципам причинности.

"Индивид" - важнейшее понятие МД (введено еще Цицероном как аналог греческого термина "атом"). В нем сконцентрировано представление о духовно-вещественной целостности природных объектов. Поведение любого из них определено взаимодействием его субсистемных, системных и метасистемных уровней (3). При этом возникновению первых духовно-вещественных образований (ДВО) из пДС предшествовал многостадийный процесс взаимодействия между ними, который привел их к последовательному усложнению, структурному преобразованию. Структура ДМ подобна внутреннему, духовному миру человека. Постулирование этого положения позволило применить актуалистический метод (6) при трактовке эволюционных процессов в природе: распространить механизмы становления индивидуальной психики человека (не искаженной детерминистским сознанием) на эволюционные явления во всем природном мире. Впрочем, возможно и противоположное применение актуалистического метода: оценка поведения человека и его социальных систем с позиций соответствия их природным процессам.

Представление ДС и ДМ целостными духовными системами, подобными психике человека, позволяет объяснить и стабильное существование ДС в структуре ДМ и взаимодействие их между собой. Структура ДМ пребывает в стабильном, равновесном состоянии за исключением тех участков, где зарождаются звезды. Активизация ДМ в отдельных его участках имеет теологическую предопределенность и направлена на решение глобальной задачи ДМ: "производство" ДС на более высоком функциональном уровне. Активизация ДМ, его ДС в области звезд подобна возникновению пассионарности у отдельных этносов нашей планеты (7). Она обеспечивает скачки эволюции во Вселенной так же, как на земле возникают новые цивилизации в человеческой ойкумене. Активизация первичных ДС в области звезд приводит к их структурному преобразованию, укрупнению вплоть до возникновения ДВО. Возрастание активности человека в отдельных аспектах его индивидуальности ведет также к усложнению его духовной структуры, саморазвитию.

МД выступает не только за антропность глобального процесса становления ВМ, признаваемую многими философами (8), но и за его антропоморфность. То есть за то, что механизм и движущие силы эволюции человека и Вселенной в целом подобны. При этом необходимо отделить биографические аспекты становления человека от исторических. Эволюция в природном мире, сопровождает структурное усложнение первичных ДС до структур атомов вещества, затем молекул минеральных, органических веществ; далее клеток растительного и животного миров, вплоть до генома человека. Биографический же аспект эволюции человека представляет собой процесс восхождения его духа до состояния, в котором он способен плодоносить, создавать ДС свободные от вещественного сопровождения.

Применение антропоморфного принципа к трактовке глобальной эволюции Вселенной позволило сформулировать постулаты функционирования ДМ и ВМ, объясняющие становление Вселенной: