Между тем, при императорском дворе, куда первоначально попал индийский миссионер, его трактовка буддизма, требовавшая продолжительного дзадзэна (сидячих медитаций) и углубленного взгляда «вовнутрь себя», не была принята императором. На вопрос У-ди: «Как будут оценены мои духовные заслуги? Ведь я так много денег жертвую на постройки новых монастырей, храмов, поддерживаю буддийские общины, предоставляю монастырям массу льгот» — ответ Дамодзи был прост: «Всё это ничего не стоит и не имеет значения, всё это не более чем тень и пустота»4. Осознавая, что от него ожидался совсем иной ответ, Дамодзи покинул разочаровавшегося в нём императора и продолжил свой путь, ища последователей и учеников в других провинциях Китая.
Придя в провинцию Хэнань, странствующий монах поселился в монастыре под названием «Шаолиньсы». Этот монастырь был построен на горе Суншань специально для индийских миссионеров. Именно там его учение попало на «благодатную почву», на которой и зародилось религиозно-философское учение, известное сегодня во всем мире под названием дзэн-буддизм (в китайском варианте чань-буддизм).
По преданию в этом монастыре Дамодзи провел девять лет, передавая истинный буддизм монахам. Там же основателем дзэн-буддизма был написан «Трактат о двух вхождениях и четырёх действиях»5, в котором Дамодзи объясняет основные методы достижения сатори (просветления), выражающиеся в интуитивном постижении и практической деятельности. Сегодня этот трактат является одним из самых важных текстов, изучаемых в Сёриндзи-кэмпо.
Однако повсеместную известность Шаолиньскому монастырю принесла, отнюдь не практика дзэн-буддизма. Дело в том, что в стенах этого монастыря была разработана уникальная система психофизического тренинга и знаний об энергетических каналах на теле человека, ставших впоследствии базой для целого ряда направлений единоборств, известных под общим названием —кэмпо. Таким образом, с помощью Дамодзи, в своих разработках философии и техники кэмпо, китайские монахи имели уникальную возможность использовать опыт своих индийских предшественников. Мировоззрение сподвижников индийской школы не конфликтовало с китайской ментальностью того времени. Оно чрезвычайно гладко вписывалось, и поэтому, именно в Китае с лёгкостью были подхвачены идеи дзэн-буддизма. До прихода Дамодзи в Шаолине вся практика буддизма преимущественно сводилась к чтению сутр, пению мантр и медитации дзадзэн. Новшество основателя дзэн-буддизма имело простой смысл: необходимость одновременного развития, как духа, так и тела. Вот чего не хватало раньше в практике шаолиньских монахов. Все, в лучшем случае, были увлечены лишь развитием собственного духа, забыв о другой неотъемлемой составляющей любого живого существа — теле.
Изначально кэмпо не придумывалось монахами Шаолиня, как средство самозащиты и в полном смысле боевым искусством не считалось. Это суждение — ошибочно, и рождено, скорее всего, в угоду тем, кто использовал популярность данной системы в своих узких (меркантильных или эгоистических) целях. Послушники Шаолиня воспринимали кэмпо, так же, как и дзадзэн, аскетическую практику и метод очистительных предписаний, имеющий своей целью создание гармоничного единства духа и тела. Физическая крепость, достигающаяся в ходе практики кэмпо и ослабленное длительной сидячей медитацией тело, представляли собой две абсолютные противоположности. Но совместная их практика принесла поистине феноменальный результат в развитии человека, как гармоничной во всех отношениях личности.
Соединение воедино совершенно противоположных религиозно-философских практик и взглядов, поиск оптимальных техник и разработка целостной системы психофизического тренинга, производились методом многочисленных проб и ошибок и, несомненно, требовали гибкого ума, высокой проницательности и совершенной интуиции. Практически все основные принципы, привнесённые Дамодзи, которые были бережно сохранены и доработаны в Китае монахами храма Шаолиньсы, имеют сегодня продолжение в японском храме Сёриндзи. Именно поэтому, традиционно, историческим основателем Сёриндзи-кэмпо считается Дамодзи.
Итак, монастырь Шаолиньсы, индийский монах Дамодзи и его ученики стали отправной базой для развития религиозно-философской школы дзэн-буддизма и широкой практики физического тренинга, известного под общим названием кэмпо. Частенько на Интернет-ресурсах можно натолкнуться на высказывания, что Дамодзи «пришёл и научил монахов драться». В принципе это так, но необходимо понимать, что этого могло и не быть. Суть абсолютно в другом — основатель дзэн-буддизма передал им саму идею, о необходимости развития тела, наравне с духом. До него этого не было. Передав эти принципы, эту философию, Дамодзи тем самым дал мощный толчок к дальнейшему развитию этой идеи. Естественно, что после него в Шаолине бывали и другие индийские миссионеры, которые, в свою очередь, могли передавать какие-либо боевые приемы. Однако идея объединения боевого искусства как мощнейшего катализатора в духовном становлении и религиозной практики принадлежит Дамодзи.
«Китайский период». С начала XII в. популярность храма Шаолиньсы и его послушников росла быстро и повсеместно, что в свою очередь вызывало резко отрицательную реакцию со стороны правящих кругов. К тому времени правление императора У-ди подошло к концу, а вместе с ней закончилось и «золотое время» расцвета буддизма. И следующие правители, в отличие от императора У-ди, ни только не питали «нежных чувств» к буддизму, но и являлись его активными противниками.
Многочисленные пожары монастыря, уничтожение редчайших трактатов по философии и практике кэмпо, повсеместное преследование монахов— таков был удел Шаолиньсы в те годы. Можно уверенно утверждать, что в то время, кэмпо перестало существовать, как истинно монастырская школа6. А монахи были вынуждены разбрестись по всему Китаю, передавая свои навыки простым мирянам, что, по сути, и объясняет, почему так много разных стилей вышло из стен храма. Существуя после разрушения Шаолиня, лишь как отдельные техники и комплексы, уникальная система кэмпо, тем не менее, продолжала жить. Огромное количество школ, обилие мастеров (как мнимых, так и истинных), искреннее желание народа познакомиться с кэмпо, — все это было присуще данному периоду.
Но были в истории Китая периоды, когда кэмпо переживало поистине «золотую эру». К таким периодам относятся поздний период династии Сун, и начало правления династии Цин, вплоть до 20 века. Причем развитию искусства не помешали ни гонения, ни строгий закон 1730 года7, запрещающий практику кэмпо в любых его проявлениях, ни потопленное в крови «Восстание ихэтуаней» 1900 года8.
После строгого указа 1730 года, когда казалось, что кэмпо вовсе исчезнет или останется в искалеченном виде, дело продолжили многочисленные тайные общества. Императорское правительство не признавало политических партий и каких-либо других узаконенных органов народного протеста, и тайные общества в течение долгого времени служили целям защиты и взаимопомощи, особенно во времена усиления гнета. Многие из них создавались на основе религиозных сект, но чаще всего объединение происходило на почве занятий кэмпо.
Тайные общества, как правило, увеличивали свою активность на конечных этапах существования династий. Восстание ихэтуаней (боксеров) 1900 года стало результатом действий нескольких тайных обществ, объединившихся для осуществления общей цели — построения государства на основе справедливости и гармонии. Сначала восставшие выступали против династии Цин, но в конце XIX столетия, вследствие смены настроений в народе, они направили свои действия против иностранных колонизаторов и стали более или менее «процинскими».
Вдовствующая императрица Цы Си и ее советники на первых парах поддерживали ихэтуаней, но позднее, когда разгром восстания стал неминуем, выступили против него. Без императорской поддержки восстание ихэтуаней потерпело крах, и с его разгромом кэмпо в Китае пришло в упадок. В 1901 году9 китайское правительство приняло эффективные меры для запрещения занятий кэмпо. Оно закрыло все залы для занятий, казнило руководителей и безжалостно искоренило кэмпо.
Лишь после смерти императрицы Цы Си, началось очередное возрождение боевых искусств. Оставшиеся в живых мастера начали потихоньку выходить из подполья, чтобы передавать свои знания. Период запретов и гонений был слишком долог, и нанес непоправимый ущерб традиции боевых искусств, так как многие мастера, не желая в то время передавать знания, уносили их с собой в могилу. Но, тем не менее, процесс развития уже был начат.
Следующий период опять стал своеобразным испытанием для кэмпо — «кулачное искусство» столкнулось с властью коммунистов. Коммунистическая власть Китая прилагала большие усилия, чтобы искоренить боевые искусства и мастеров, как носителей этих знаний. Однако волна репрессий коснулась все же не всех. Многие смогли вовремя выехать из страны, тем самым, сохранив жизнь себе и кэмпо. С затянувшимися репрессиями, расстрелами мастеров, видоизменениями кэмпо, происходящими по многим причинам, вытравливались из сознания людей изначальные цели и принципы, с которыми создавалось кэмпо. В итоге, на Всекитайском турнире по военным искусствам, проходившем в Пекине в 1956 году10 лишь некоторые упражнения могли бы послужить доказательством того, что кэмпо имело место в китайской военной традиции.
Но всё же окончательно искоренить кэмпо из сознания людей никому не удалось, и будем, надеется, что Шаолиньское кэмпо (и кэмпо вообще) как культурное наследие китайского народа останется жить. Сегодня можно с уверенностью сказать, что именно китайский монастырь Шаолиньсы, сохранив основу учения Дамодзи, подарил миру уникальную систему самосовершенствования человеческого духа и тела. И, хотя, до наших дней она дошла в несколько измененном виде, многие школы и направления боевых искусств используют, по сей день элементы монастырского единоборства.