Смекни!
smekni.com

Ниппон Сёриндзи-кэмпо: синтез религиозной философии и боевого единоборства (стр. 6 из 7)

«Единство человека и общества». Из постулата о союзе силы и любви вытекает ещё один важнейший принцип Конго-дзэн: «Жить наполовину для себя, наполовину — для других»49. Основатель Сёриндзи-кэмпо считал, что человеку следует относиться ко всем окружающим людям как к партнёрам и друзьям: «Сёриндзи-кэмпо учит, что человек должен научиться думать о благополучии других, осуществляя свои собственные интересы. Человек, ослабленный неудачами, бедностью, близкий к отчаянию, вряд ли сумеет полноценно помогать другим людям. А, следовательно, надо обнаружить тонкую грань бытия, не скатываясь ни к эгоизму, ни к беспочвенному альтруизму»50.

Сё Досин писал, что: «Зависимость людей друг от друга явление необходимое и полезное, действие её должно сопровождаться в первую очередь обузданием личных желаний и воспитанием сочувствия» 51. На наш взгляд это указывает на то, что человек расширяет рамки своей личности и принимает в неё других. Если каждый даст неограниченную волю собственным желаниям и неверно направит свои способности, то жизнь станет невыносимой и человечество будет ввергнуто в пучину хаоса и разрушения. Истинная же свобода — это неудовлетворение каждого желания, а их «фильтрация», неотделимая от дисциплины и моральной ответственности.

Ещё одним из важных факторов, способствующим образованию разумных отношений между людьми, является ослабление закона выживания сильнейшего. Так, по мнению Сё Досина конкуренция делает людей только более одинокими, эгоцентричными и эгоистичными52. А ? вообще призывал своих последователей отойти от всякого рода соперничества, так как даже невинное состязание на его взгляд приводит к мнимому превосходству53. Но, так как люди, стремящиеся к всякому роду доминирования на другими, сами испытывают большой недостаток понимания и взаимопомощи, то на наш взгляд лучше им направить свою энергию и изобретательность на обеспечение всеобщих жизненных потребностей.

Человек обязан считаться с благополучием других людей, преследую собственные интересы. Утверждая свою индивидуальность, он не может лишать других свободы и счастья. Он обязан преследовать цели, сулящие не только личную выгоду, но и улучшающие жизнь других. Каждый должен обуздать чрезмерную жадность и потворство своим желаниям и направить свои усилия к всеобщему процветанию. И по нашему мнению указанные выше факты свидетельствуют, что Сёриндзи-кэмпо есть образ жизни, основанный на срединном пути, все элементы которого могут и должны содействовать благу общества и отдельного человека.

Однако учение Сё Досина гласит что, теоретические знания чего-либо совсем не обязательно сопровождаются вытекающим из него действием: «Только в том случае, когда теория соединяется с опытным знанием, это может оказать влияние на человеческую жизнь»54. Поэтому мы считаем, что особенность японского кэмпо состоит не только в проповедовании определённого образа жизни, но и соединения всех своих наставлений с эмпирическим опытом. Являясь, в своём роде, практическим двойником тех теоретических наставлений (принципов), которые мы рассматривали выше.

Данный эмпирический опыт в Сёриндзи-кэмпо, постигается посредством двух основных медотов, к которым относится эккин-гё (физическая практика) и тинкон-гё (духовная практика). Также как и в случае с принципами Конго-дзэн, рассмотрим их более детально.

«Физическая практика». Сё Досин смотрел на Сёриндзи-кэмпо как на практическое воплощение своего философского учения, которое должно проявляться не только в додзё (зал постижения пути), но и в каждый момент жизни кэнси. Основатель Сёриндзи-кэмпо активно выступал против всяких «фокусов» в боевых искусствах, которыми например, по его мнению, сильно увлекались каратэки. Он считал, что всё это лишь отвлекает настоящего бойца от духовного развития, создаёт ненужную иллюзию силы и непобедимости, а самое главное —изменяет ценностную ориентацию человека. Он замечал: «…вместо того, чтобы бить черепицу, лучше уж покрыть ей крышу, а из кирпичей лучше построить хороший дом, а не ломать их»55. Из подобных высказываний можно понять, почему многие лидеры каратэ-до, того времени, недолюбливали ироничного Сё Досина.

Говоря о физической практике в Сёриндзи-кэмпо — эккин-гё, стоит отметить что она, как и вся система, Сё Досина построена по принципу взаимодополнения противоположностей. Что по нашему мнению также подводит эккин-гё под концепцию «срединной гармонии». Если классифицировать Сёриндзи-кэмпо в соответствии с современными представлениями о боевых искусствах, то его можно причислить к разряду смешанных единоборств (хотя из большой долей условности).

Весь технический арсенал Сёриндзи-кэмпо разделён на два больших направления (метода): го-хо— «жёсткое учение» или «жёсткие методы», и дзю-хо— «мягкое учение», или «мягкие методы». Этот древнейший принцип взаимодополнения податливого и твёрдого, жёсткого и мягкого как воплощения начал инь и ян встречается во многих стилях каратэ-до, связанных с Китаем, например в Годзю-рю (здесь он даже отразился в названии стиля) и ?56. Сё Досин же пошёл дальше, он подчинил этим двум началам, всю структуру своего стиля.

К разделу го-хо, то есть к «жёстким методам», относятся удары, блоки, нырки и уходы корпусом, а также десятки защитных действий всем своим видом напоминающие каратэ-до или муай-тай (тайский бокс). В свою очередь раздел дзю-хо — «мягкие методы», базируется на многочисленных бросках, удержаниях, удушениях и освобождениях от захватов, и в большей своей степени копирует такие дисциплины как айкидо, либо циньна (китайская борьба).

Так как в основной своей массе (в техническом плане) Сёриндзи-кэмпо является приемником стиля ихэмэньцюань, то оно полностью в итоге, переняло на себя структуру китайского «собрата». Прежде всего, в Сёриндзи-кэмпо отсутствует то, что основатель ? называл «…осью, на которую насаживается колесо всей системы»57, то есть здесь, нет комплекса формальных упражнений (ката). Ката в Сёриндзи-кэмпо заменены куми-эмбу (короткими связками), выполняемыми в паре в очень высоком темпе и порой в полный контакт. Считается, что нападающий должен атаковать в полную силу, ясно представляя, куда направляется каждый удар. А вот защищающийся должен контролировать свою контратаку, в противном случае он может очень серьёзно травмировать нападающего.

Здесь проявляется один из базовых принципов Конго-дзэн: «Единство силы и любви» или «Сила и любовь не противоречат друг другу». Для кэнси важно смотреть на нападающего не как на врага, а как на человека, который помогает кэнси совершенствоваться в боевых искусствах. А это наш взгляд важнейшая черта традиционного кэмпо, которая была присуща Шаолиньсы-цюаньфа (китайский вариант произношения Сёриндзи-кэмпо), но, по мнению Сё Досина практически утрачена была в современном каратэ-до. Она заключается в том, что цель боевого искусства — воспитание уважения к людям, ощущение высшей духовной ценности и как говорил сам основатель Сёриндзи-кэмпо: «…проявление внутреннего начала любви, идущей от самого сердца»58. А уже методом его воспитания или чисто внешней оболочкой, являются боевые искусства.

Наконец, последний раздел в эккин-гё составляет практика саморегуляции – сэй-хо. В этот метод входят аммо (массаж и самомассаж), каппо (способы реанимации), вправление вывихнутых костей, базовые навыки иглоукалывание и прижигания, а также дыхательные упражнения в положении стоя и в движении.

«Духовная практика». Теперь рассмотрим духовную практику Сёриндзи-кэмпо — тинкон-гё, к основным методам которого, относится дзадзэн (медитация) и многократное повторение сэйку (священных слов), сэйгана (клятвы) и синдзё (сжатой формулировки учения Конго-дзэн).

Говоря о медитации дзадзэн, надо сказать, что оно относится к статичному виду упражнений, которые полностью противоположны го-хо, дзю-хо и сэй-хо, состоящих из упражнений динамичных. Данный метод, в деле духовного самосовершенствования, сегодня занимает важнейшее место в японском кэмпо. Как утверждает один из современных лидеров Сёриндзи-кэмпо — ?: «Многие сегодня начинают заниматься кэмпо, с целью овладеть техникой ударов и бросков, что является частью эккин-гё. Но при этом очень важно помнить, что практика медитации дзадзэн неотделима от наработки техники и только в этом случае это будет Сёриндзи-кэмпо. Для того чтобы развить силу и мужество, необходимые для противостояния опасности и адекватному поведению в сложных ситуациях, кэнси должны стремиться развивать тело и дух»59.

Как правило, кэнси выполняют дзадзэн до и после каждой тренировки для выработки чувства равновесия, самообладания и правильного дыхания, так как оно в восточных единоборствах традиционно является основой здоровья. Исходя из учения Сё Досина60, правильное дыхание помогает очистить кровь и способствует здоровью тела. Так как улучшение притока крови к мозгу (вместилищу сознания) приводит к оздоровлению деятельности мозга и совершенствованию сознания, включая лучшую концентрацию. В Сёриндзи-кэмпо используется специальные методы контроля над дыханием, и в обязанность каждого кэнси входит овладение ими в полной мере, также как и методами эккин-гё.

Также важнейшей целью дзадзен является выработка сверхчувствительности, способности заметить противника даже с завязанными глазами. В частности в Сёриндзи-кэмпо, проводится такой тест: кэнси, завязав глаза, садится в позу агура (лотоса). Сзади него стоит второй кэнси, подняв над головой тяжёлую палку. Выждав несколько мгновений, он резко опускает палку на голову сидящего. Тот должен почувствовать удар и моментально отклониться в сторону. Раньше времени двигаться нельзя — это будет свидетельствовать о слабой воле, отсутствии выдержки и просто трусости. Почувствовать такой удар можно, лишь достигнув предельной чистоты сознания, когда из него уходят все отвлекающие мысли.