Смекни!
smekni.com

Телеология и семиотика в эйдосе (стр. 1 из 2)

Сахно Виктор Андреевич

Хаос и Логос

С момента появления человека, его главным сознательным императивом стало: "Выжить!". А значит, ему вменялось свыше на века бороться с Хаосом {1}. Гераклит, пожалуй, был один из первых, кто своей первой доктриной, почитая огонь, считал, что вместе с огнем человеку дан Логос. Логос не только как слово или речь, но и первопорядок вещей {2}. Как известно, в христианстве "Логос" определен начальными словами Евангелия от Иоанна:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог".

Согласно нашим представлениям, Хаос и Логос это фундаментальная пара философских начал представляющих собою ортономию [1] первого и второго статусов эйдоса, который символически образно может быть представлен так:

хаос - логос - упорядочивание - конструкт - организация.

Характерно, что одной из доктрин Гераклита был: "Все есть поток". Согласно нашей гипотезе изложенной ранее [2] - поток основной "элемент" онтологии. А эйдос, как организационное начало Мира, в аспекте онтологии потока, есть пять форм движения:

линейное - круговое - спиральное - тороидальное - линейно-тороидальное.

Для мышления человека, эйдос обладает собственной эйдетической логикой [3].

Телеология (целенаправленность)

Как писал Асмус В.Ф.("Античная философия"): "Особенность объективной телеологии Аристотеля, отличающая ее от телеологии Платона, в том, что Аристотель отрицает сознательный характер целесообразности, действующей в природе. У Платона носительницей сознательного целесообразного начала была душа мира, правящая всем мировым процессом. Напротив, по мысли Аристотеля, целесообразное творчество природы осуществляется бессознательно".

То есть и Аристотель и Платон предполагали телеологию Мира. Но расхождение у них было в части "бессознательности" или "сознательности". Эта проблема остается открытой и по сей день. Так, известный физик А.М. Хазен писал [4]:

"Разум человека, в отличие от разума природы, требует формулировок им самим конкретных целей своей работы. Для природы целью являются экстремумы энтропии-информации и её производства, в частности, максимум способности к превращениям".

В другом месте этой же книги А.М. Хазен пишет:

"Однако природа не имеет цели. Этим информация в законах физики отличается от информации при передаче человеческих сообщений".

Из этих сообщений А.М. Хазена можно сделать вывод, что сама цель есть эволюционное понятие, и изменяется по мере эволюции.

В общечеловеческом психологическом плане, цели предшествуют некие обстоятельства нашей жизни, возникающие как вызовы. Например, у человека стесненные жилищные условия, как обстоятельства. Тогда у него возникает намерение приобрести собственное жилье.

Само по себе жилье, как цель, относится к Будущему [5]. Мостик между Прошлым (намерением) и Будущим (цель) осуществляется в Настоящем - усилиями достижения цели. Таким образом, получаем эйдос:

обстоятельства - намерение - достижение - цель - соответствие (0).

Соответствие, или отсутствие таковой цели, намерению, возможно, будет основанием новых обстоятельств.

Характерен такой момент, что четвертому статусу эйдоса в физическом плане, соответствует энергия. Поэтому целеустремленные люди всегда, как правило, энергичны.

Два типа эйдосов

Основная идея данной статьи в том, что изучение эйдосов показало, что их существует как бы два типа:

а) примером первого типа может служить эйдос чертежей линейных конструкций:

точка - линия - угол - плоская фигура - объемная фигура (1).

используя данный эйдос можно построить как все фигуры Платона, так и любые конструкции зданий. Но данный эйдос не мыслится как самодостаточный (отсутствуют потоки).

б) в отличие от эйдоса линейных конструкций, эйдос динамики материальной точки:

dm/dt - mV - mdV/dt - mVV/2 - mVdV/dt (2),

является самодостаточным. То есть при столкновении двух биллиардных шаров, они сами определяют, какому шару передается энергия. И еще очень важная особенность. Их самодостаточность выражается в поддержании принципа суперпозиции [6]. То есть, они коллективно поддерживают законы сохранения своих статусов (например, закон сохранения импульса). Этот коллективный "центрирующий" эффект и является ответственным за динамическую гармонию.

Любой эйдос представляет собой элементарный Текст [7]. Таким образом, мы можем разделить эволюционные процессы на два этапа: когда сама Природа создавала Текст (до появления человека); и когда Текст стал создавать человек, благодаря наличию второй сигнальной системы - как торжества семиотической эволюции.

Биология и семиотика

Биология тоже стала ощущать на себе господство знака. Вот что пишет А.У. Игамбердиев [8]:

"В соответствии с развиваемыми представлениями, мы можем дать следующее определение жизни: жизнь – это самоорганизующая и порождающая активность открытых неравновесных систем, обусловленная их семиотической структурой. При этом один из центральных вопросов, встающих при изучении сложных (биологических и социальных) систем, состоит в том, каким образом семиотические отношения связаны с динамикой системы".

Надо сказать, в системном плане труд [8] Игамбердиева А.У. перекликается с системными (семиотическими) идеями А.И. Шушарина [9], которые можно отразить эйдосом:

асимметрия - симметрия - характер отношений - форма отношений - результат отношений (3).

Игамбердиев А.У. пишет:

"Усложнение организации всегда есть диссимметризация. Редукция потенциальных возможностей неизбежно нарушает исходную симметрию. В этой связи процессы онтогенеза и эволюции тесно связаны с проблемой симметрии и диссимметризации в функционировании биологических систем. В физике с понятием симметрии связаны наиболее фундаментальные характеристики мира. Физические симметрии соответствуют, согласно теореме Нетер, законам сохранения, и нарушения симметрии всегда ведут к поиску новых, глобальных симметрий".

Сущность эйдоса отражается в его втором статусе, это симметрия. В общефилософском эйдосе:

качество - количество - направление (изменение) - структура - проявление (4),

симметрии соответствует категория количества. Асимметрия рассматривается в связи с "входом" как качество. Уже из такого рассмотрения видно, что цель эйдоса - удержать гармонию с внешним миром двояко: изменением своей сущности (симметрии, количеством) и влиять на асимметрию и симметрию окружения (с "выхода").

Телеология и эйдос

Если исходить из телеологии и наличия семиотического эйдоса:

значение - знак - символ - категория - концепт (5),

то телеологических категорий две: недостаточность и избыточность. Эти категории по своему эйдетическому статусу относятся к Знанию. То есть, для психики они символизируют Будущее [8].

Поскольку в основу эйдетической онтологии телеологических систем входит поток, то нет надобности, особенно описывать данные категории. Напомню, что восточная философия прекрасно знала эти категории из теории ЯН и ИНЬ. Болезнью в акупунктуре считались блокирование потоков невидимой энергии в "меридианах". А излечение было связано с разблокированием их посредством седативных (угнетающих, ИНЬ) и тонизирующих (возбуждающих, ЯН) иглоукалываний.

Эти две категории известны каждому, по гипо- или гиперфункциям органов и параметров организма. Понижение или повышение температуры, давления, параметров крови и т.п. Избыточный вес и наоборот худоба, потливость и сухая кожа. Эти и другие проявления нашего организма всегда имеют своей целью динамическую гармонию {3}, в основе которой лежит качественно-количественное равновесие структуры относительно потоков, их создающих и поддерживающих.

То же самое на производстве. Недостаток или избыток материалов на складе, низкая или высокая квалификация служащих, маленькая или солидная зарплата. Это и многое другое, возникнув из-за внешних возмущений относительно нормы всегда "выступает" как некие отклонения.

Это отклонение несет в себе, прежде всего, качественный аспект новой ситуации. Он несет в себе знак отклонения ("плюс" или "минус"), который возник в эйдосе. Этот знак отклонения указывает, в каком направлении необходимо двигаться норме.

Категория семиотического эйдоса уже содержит в себе информацию как о знаке ("плюс" или "минус"), так и величине отклонения эйдоса от нормы. То, что мы обозначили как избыточность и недостаточность.

Концепт семиотического эйдоса сводится к тому, чтобы создать такую коррекцию на "выходе", способную компенсировать избыточность или недостаточность отклонения, для восстановления нормы. Сам по себе телеологический эйдос можно представить так:

возмущение - норма - отклонение - распознавание - коррекция (6).

Мы сейчас оставляем в стороне вопрос, через какие эйдосы окружения коммутативно производится коррекция, хотя частично этот вопрос затрагивался в [10]. Главное для нас то, что сам эйдос (как организационный принцип) способен к собственному самосохранению. Причем, важнейшей обще-методической ценностью можно считать, что сущностью такого эйдоса (второй статус) является норма. Норма в эйдосе поддерживается двояко: во-первых, количественно меняясь; во-вторых, меняя внешнее окружение (эйдосов).

Может показаться странным, а как же аристотелевские категории? Например, качество и количество - они, например, не входят напрямую в статус категорий семиотического эйдоса. В том-то и дело, что восточная и западная философия развивалась разными путями. И качество, и количество это ортономия [1] в терминах эйдетической логики. Они не обладают онтологической (размерной) равнозначностью. Логически количество следует за качеством. В то время как недостаточность и избыточность несут в себе именно статус Знания, поскольку, к примеру, "недостаточность" несет в себе знак ("минус", качество) и степень отклонения (коэффициент, количество). Недостаточность и избыточность являются антиномией, т.е. принадлежат одному статусу эйдоса, но противоположны друг другу.