Смекни!
smekni.com

О принципе противоположностей (стр. 1 из 3)

Мельников Вячеслав Иванович

Представления о противоположностях, как источнике создания, изменения, развития, деградации, разрушения, исчезновения и т.д. всего и вся в явном или неявном виде буквально пронизывают все наше информационное пространство, включая науку, философию, религию, язык, мораль, нравственность, искусство, СМИ и т.д. Несколько характерных примеров.

Математика – плюс – минус, интегрирование – дифференцирование, две части математического уравнения, умножение – деление, сложение – вычитание.

Физика – заряды плюс и минус, притяжение – отталкивание, действие – противодействие, зарядка – разрядка, диссипация – концентрация, повышение и понижении энтропии.

Химия – окисление – восстановление, обратимые и необратимые реакции, выделение и поглощение тепла.

Биология – рождение - смерть, развитие – деградация организма, мужчина – женщина, ассимиляция – диссимиляция.

Философия – материя – сознание, объект – субъект, инь и янь, диалектика, абсолютное – относительное.

Логика – противоречия, тезис – антитезис.

Религия: полярные божества [1,2,3], бог – сатана, аллах – шайтан, добрые и злые духи, рай – ад, святой - грешник.

Язык: структура грамматического предложения (подлежащее – дополнение, обстоятельство) [4]. Слова – взаимодействие, взаимоотношения, сочувствие, сотрудничество...

Мораль, нравственность: хорошо – плохо, добро – зло.

Общенаучная сфера: индукция – дедукция, анализ – синтез.

Политика: власть – оппозиция, выборы – роспуск.

Спорт: две команды (футбол, хоккей...), два противника (шахматы, бокс...).

Кино: Штирлиц – Мюллер, волк и заяц, Том и Джерри.

Литературные формы и образы: "Война и мир", "Преступление и наказание", "Отцы и дети", "Принц и нищий", "блеск и нищета", "Коварство и любовь", любовь и ненависть, "любовь и разлука...", счастье – несчастье, радость – беда, друг – враг, злой следователь – добрый следователь, победа – поражение, начало – конец, черное и белое, "идет налево – песнь заводит, направо – сказку говорит...", Шерлок Холмс – проф. Мориартри, физики - лирики и т.д. И даже родные братья Карамазовы представлены Ф. Достоевским как типичные противоположности. Общая ситуация: любые пары слов (а за ними и их содержание), одно из которых повторяет другое с добавлением приставки не -, анти -, а -, противо -, разно - и т.д.

И во всех случаях без исключения наличие тех или иных противоположностей является источником самых различных процессов в физических, химических, биологических, политических и прочих системах, является двигателем развития сюжета, интригой сценария, стержнем борьбы противников и как результат этого соответствующее существенное изменение исходного состояния общей системы. Особенно впечатляют примеры творящих мир религиозных и мифических противоположностей: чистая и нечистая силы из мифологии древних славян и представлений современных христиан и мусульман [1], полярные божества из древних индонезийских мифов [2], парные и тройственные божества шумеров [3], Ранга и Папа (земля и небо) в древних индийских мифах, символ Великого предела Тай Цзы в древнем Китае, Уран – Гея (небо и земля) у древних греков, бинарный триплет календаря майя и многие другие.

Многие из этих противоположностей появились во времена, когда еще не было не только науки, но и письменности. И если верить этим мифам, то понятие противоположностей появилось тогда, когда не было не только человека, но и самого мира, А если не верить, то это произошло на заре нашей цивилизации, т.е. было одним из краеугольных камней нашего мировоззрения и самого процесса познания мира. Поскольку все эти представления появились в таких повсеместных (всемирных), всевременных и даже всемерных, многообразных и универсальных формах абсолютно независимо друг от друга, то совершенно очевидно, что они через наше сознание отражают какие-то всеобщие, глубинные, фундаментальные законы мира. Следовательно, при изучении любого объекта или процесса окружающего мира мы вправе ожидать проявления действия этих законов. Таким образом, противоположности можно положить в основу методологии, как описания, так и исследования любых объектов и процессов и, в общем, возвести неразрывную пару или нескольких неразрывных противоположностей в статус принципа противоположностей. Именно поэтому начиная от Лао Цзы и Гераклита и до Гегеля и диалектического материализма представления о противоположностях играли весьма существенную роль во многих философских и мировоззренческих системах. В частности, понятие "противоположности" и их "борьба" положены в основу водораздела между метафизикой и диалектикой. Роль противоположностей то объявлялась фундаментальной и всеобщей, то подвергалась критике, ревизии, модернизации, изменению трактовки и интерпретации, низвержению с пьедестала до положения второстепенного атрибута познания вплоть до попыток полного отказа от его использования. Последняя попытка, как известно, принадлежит современным постмодернистам от философии (Фуко). Было предложено большое количество конкретных видов противоположностей, а также множество различных классификаций.

Эта тема хорошо представлена в отечественной и зарубежной литературе на всех уровнях от оригинальных статей и монографий и до энциклопедий, словарей и учебников. Ее богатейшая многотысячелетняя история освящена такими блестящими умами и именами как Лао Цзы, Конфуций, Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Эмпедокл, Аристотель, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Н. Кузанский, Г. Гегель, Р. Шеллинг, Ф. Энгельс, В. Соловьев, К. Барт, Р. Бультман, Э. Турнейзер, К. Поппер и многие другие.

Весьма характерно, что каждый из вышеупомянутых философов понимал принцип противоположностей по своему в зависимости от своего мировоззрения, философской и религиозной позиции.

Но в этой истории принципа противоположностей обращает на себя внимание один очень существенный момент, а именно: очевидный разрыв существующих философских представлений и интерпретаций принципа противоположностей от богатейшей эмпирической базы естествознания (в частности современной) и соответственно, весьма незначительную роль этого принципа в развитии естествознания, открытию его законов и в смене научных парадигм. И вполне возможно, что именно это обстоятельство привело в конечном итоге к потере интереса естествоиспытателей, в частности физиков, астрономов, космологов не только к диалектике, но и к философии в целом. Падает не только интерес, но и престиж, статус философии, Многие открытия делаются не благодаря, а вопреки философским догмам. Философия вынуждена не предсказывать возможное развитие той или иной науки, а наоборот пытается каким-то образом объяснить и интерпретировать уже сделанные без ее помощи открытия современных космогонии, физики, астрофизики, археологии, палеонтологии, биологии, генетики, психологии, религиоведения и других "мировоззренческих" наук.

Причин сложившегося положения вероятно много и на наш взгляд основными из них являются следующие.

Самоизоляция философии от естествознания, превращение ее в некоторый клуб высокоинтеллектуальной элиты с собственным профессиональным языком, собственной проблематикой, далекой от проблем естествознания и общества в целом, часто открытое пренебрежение к "технарям" и научным "сантехникам" (М. Мамардашвили), к которым философы, естественно, себя не относят.

Определение философии как искусства непротиворечивого, логичного и красивого философствования, а не как методологической базы для развития прикладных наук и естествознания в целом.

Отчетливо просматривающиеся косность и догматизм многих философских концепций и теории и, как следствие, отсутствие их связи с живой подпитывающей эмпирической базой естествознания. По выражению К. Поппера это "железобетонный догматизм" (определение относится к диалектическому материализму, в котором по К. Попперу диалектика отрицает саму себя).

Недостаточный уровень обобщения используемых понятий.

Отсутствие четкости, определенности и полноты (достаточности и необходимости содержания) понятий, используемых при описании той или иной формы противоположностей. Прежде всего, таких понятий как борьба, вражда, конфликт, противоречие, устранение конфликта или противоречия ("любовь" у Эмпедокла), единство. Бесконечно широкий диапазон в их содержании, интерпретации и понимании в зависимости от области их применения и позиции автора исследования.

Недостаточный уровень разработки самого понятия "противоположность". Рассосредоточенность, расплывчатость, многоликость и одновременно узость частных определений понятия противоположностей. Противоположности, как правило, определяют чисто по формальным, внешним признакам без всякой связи с их составом, структурой, возможными функциями и видами взаимодействий. Нет общепринятого определения понятия "противоположности". Отсюда неизбежен полный произвол в их определении, применении и интерпретации результатов исследований.

В сложившейся ситуации в настоящее время у принципа противоположностей налицо все признаки некорректно поставленной и соответственно решенной задачи.

В какой-то степени последние пять причин удалось устранить при дальнейшем развитии принципа противоположностей в одной из современных методологических и мировоззренческих концепций получившей название теории замкнутой системы [4,5].

В этой теории принято, что противоположности могут быть представлены в самом простом (элементарном) варианте как замкнутая система, состоящая из объекта и антиобъекта. В более сложном варианте противоположности представляются как объект и два или более противостоящих объекта образующих также замкнутую систему (в абстрактном идеале абсолютно замкнутую систему). При неограниченном усложнении противостоящей исследуемому объекту совокупности других объектов последняя определяется как среда объекта. Комплекс противостоящих объекту антиобъектов и сред определен как обобщенный антиобъект. Сам объект обладает только одним показателем – состоянием, определяемом как способность изменять обобщенный антиобъект, с которым объект составляет замкнутую систему. В данной теории на базе исходных определений объекта, обобщенного антиобъекта, их состояний и объединяющей их замкнутой системы разработан также взаимоувязанный комплекс других необходимых для исследования понятий и их взаимозависимостей. В частности, установлен закон сохранения суммарного состояния всех взаимодействующих частей одной замкнутой системы. Данный понятийный аппарат и его взаимозависимости находятся в тесной связи с системой обобщенных физических параметров, приведенных в числе соответствующих физических приложений теории[4,5].