Однако мы слишком далеко уклонились от главной темы статьи, коей является сообщество флэшмобберов Москвы. Итак, мы остановились на идеологических различиях сайтов 1б и 2б. Однако до поры до времени оба этих сайта весьма гармонично сосуществовали. Всплеск интереса москвичей к флэшмобу обеспечивал им обоим вполне высокую посещаемость (на акцию приходило 100–150 человек [S., муж., 1977 г.р.]) и достаточно живое общение на форуме, новые идеи, яркие, нестандартные сценарии. 2003 и 2004 год считаются периодом расцвета движения. Именно в это время на сайте велись споры и дискуссии относительно теории и сущности флэшмоба, происходил поиск новых форм выражения, короче говоря, шло формирование идеологической базы движения. На сайтах был отражен весьма широкий спектр идей и подходов к дальнейшему развитию флэшмоба: присутствовали левые, заостряющие внимание на социальной стороне месседжа, передаваемого акцией; были сторонники «чистого флэшмоба», максимально далекого от «социальщины»; кто-то ратовал за медитативные акции, другие доказывали примат fun-составляющей, разрабатывались проекты междугородних и даже международных акций (и такие были проведены!), обсуждалась даже идея разработки «флэшмоб-машины», которая будет самостоятельно проводить голосование, рассылку сценариев, устанавливать даты проведения акций, преодолев, таким образом, необходимость форума и сведя к минимуму человеческий фактор. Об этом времени мобберы теперь вспоминают с тоской и ностальгией:
«...приехала и увидела много народа... подумала: так много красивых людей... тоже начала так же ходить, как во сне было... скоро все закончилось и стало очень жалко, что я стала заниматься этим только сейчас… а историю на сайте лучше вообще не открывать, а то расстроишься...» [П., жен., 1987 г.р.].
Кризис движения наметился в начале 2005 года. Он был вызван как субъективными, так и объективными причинами. К этому времени флэшмоб стал уже довольно заметным социокультурным явлением, причем не только в Москве. Сообщения об «умных толпах» всё чаще появлялись в СМИ – по телевизору, в прессе, в интернет-изданиях. Сюжет о флэшмобе вошел в ежегодный выпуск телепрограммы Леонида Парфенова «Намедни-2003». С одной стороны, это привело к «десакрализации» движения, т.е. люди, наблюдавшие акции, всё чаще были осведомлены о существовании подобного развлечения; с другой стороны, сообщения в СМИ послужили причиной массового притока в сообщество людей, систематически нарушающих правила поведения при участии во флэшмоб-акции и «флудящих»[10][279] на форуме, либо оспаривающих устоявшиеся традиции. На форуме нередко стали происходить словесные перепалки, способствующие дезинтеграции сообщества. Зачастую правила поведения на акциях стали нарушаться злонамеренно и демонстративно. В среде сообщества утвердилось такое выражение, как «палить мобы», что значит сознательно мешать их нормальному проведению. Систематические нарушения правил поведения во время акций, как умышленные, так и совершенные «по халатности», т.е. из-за элементарного нежелания ознакомиться с рекомендациями опытных участников, привели к появлению феномена «парускерства». Слово «парускер» является производным жаргонизмом от слова «по-русски» и обозначает человека, нарушающего сценарий акции разговором, смехом и прочими незапланированными действиями. Это определение подчеркивает убеждение флэшмобберов в том, что данное явление свойственно исключительно российским сообществам. Обвинения в «парускерстве», а также сетования на «парускеров» стали традиционными при обсуждении прошедших акций. Вот примеры подобных сообщений, взятых с форума сайта flashmob.ru:
The age of love: «По моим данным, это сотрудники ФМ-НКВД парускеров топили...»
Найк: «08/11/05 в 23:05:19 VladLarin написал(а):Без парускерства обойтись не удалось, ну так это уже давно никого (почти) не смущает. Надо с этим бороться...»
Найк: «На дворе 2006 год – флешмоб стал экстримальным видом спорта.
Участники делятся на 2 команды: парускеры и Фм НКВД. Стартует акция, парускеры палятся и бегом с места акции, а НКВД (с битами, клюжками и прочими дубинами) за ними… Чувствую скоро так будет...»[11][280]
Кстати, упомянув о нарушителях правил поведения на акции, мы забыли упомянуть о самих правилах. Прочитать их можно на каждом флэшмобберском сайте, как правило, в разделе «FAQ» – Frequently Asking Questions. В целом они стандартны для всех сообществ и различаются лишь стилями изложения. Вот базовый набор правил, предлагаемый к выполнению участниками короткометражного фильма «Мобнутые», снятого в 2005 году студентом режиссерского факультета ВГИКа Г. Молодцовым:
– Изучи сценарий заранее, чтобы потом не возникало вопросов.
– Строго следуй инструкциям сценария.
– Настрой свои часы максимально точно, окажись на месте за 10 секунд до начала флэшмоб-акции.
– Не приезжай с друзьями, не здоровайся, если увидел кого-то знакомого.
– Не смейся во время флэшмоб-акции.
– Не оставайся на месте проведения акции после окончания флэшмоба.
– Не говори о флэшмобе ни до, ни во время, ни после акции.
На все вопросы посторонних лиц, будь то простые очевидцы, представители СМИ либо сотрудники органов правопорядка, рекомендуется отвечать что-то вроде «все пошли (побежали, поползли) и я пошел (побежал, пополз)». Участникам также настоятельно рекомендуется воздержаться от фото- и видеосъемки акций. Желающим заснять акцию предлагается заранее связаться с организаторами акции и вместе обсудить, откуда возможно снимать акцию так, чтобы не помешать ее проведению и не подпортить «эффект внезапной толпы». Тем не менее, многие участники акций, игнорируя просьбы идеологов движения, произвольно начинают в открытую фотографировать или снимать себя, своих друзей, смеяться, либо громогласно объявлять всем присутствующим и наблюдателям о флэшмобе. В некоторых сообществах, например в калининградском и петербургском, в качестве средства борьбы с «парускерством» стали применять методику так называемой «агентуры». Она заключается в том, что для участия в акции участникам предлагается совершить какие-нибудь бессмысленно-демонстрационные действия, и тем, кто выполняет их достаточно артистично, или хотя бы без нарушения правил, специальные «агенты» сообщества вручают бумажки с описанием сценария, указанием времени и места проведения акции. То есть данная методика представляет собой не что иное, как некий «отборочный тур» перед акцией. О применении подобной методики в Москве лично мне неизвестно; если подобные опыты и проводились, то они носили единичный характер.
Однако «парускерство» – далеко не единственная причина упадка интереса к флэшмобу. Помимо журналистов и простой общественности на флэшмоб обратили внимание маркетологи, политтехнологи и т.д. Технология собирания «умных толп» стала применяться для коммерческой рекламы, политических манифестаций. Слово «флэшмоб» уверенно вошло в быт и лексикон пиар-агентств. Флэшмобом стали называть собрания левых, правых, зеленых, голубых... Традиционная убежденность наших граждан в том, что «просто так ничего не происходит», вкупе со всем вышеизложенным спровоцировала у некоторой части общества весьма настороженное либо вообще негативное отношение к флэшмобу. Так 17-летняя флэшмоббер Д. жаловалась на то, что родители запрещают ей участвовать во флэшмоб-акциях, будучи убежденными в том, что это какой-то «глобальный заговор». Хотя главное негативное последствие перехода слова «флэшмоб» в политическую и коммерческую сферу – это, конечно, не запреты родителей, которые всё равно обходятся, а тот факт, что «выйдя в тираж», флэшмоб утратил часть своего смысла. Участие во флэшмоб-акциях для многих стало не «уличным искусством» в акционистских традициях, не высвобождением игрового начала и даже не тягой к эпатажу, а лишь модным поветрием, не заслуживающим серьезного к себе отношения. В свою очередь такое «опопсение» движения и самой технологии привело к разочарованию во флэшмобе многих опытных мобберов. Часть из них просто утратила интерес к флэшмобу и перестала участвовать в акциях, некоторые из «романтиков» превратились в «циников». В процессе поиска информантов я много раз натыкался на активных в прошлом мобберов, называвших флэшмоб дебилизмом, а своих бывших товарищей – «кучкой придурков», хотя некоторые из них по ходу дальнейшей беседы, видимо под влиянием нахлынувших воспоминаний, немного смягчались и начинали рассказывать о своем участии в движении с теплотой. В феврале 2006 года на сайте flashmob.ru разгорелся скандал, спровоцированный «антимобберским» поведением во время очередной акции трех активных и известных в сообществе мобберов, откровенно позировавших перед фотокамерами журналистов «XXL» и попавших благодаря этому в фоторепортаж номера. Действия трех «отступников» вызвали бурю негодования на форуме. Сами «виновники» переполоха при этом вовсе не стали отмалчиваться, а открыто обвинили актив движения в лицемерном нежелании замечать кризис в движении, который стал для всех очевиден задолго до выхода в продажу журнала со злосчастными фотографиями. Часть участников сайта признали долю истины в этих словах, но подобное поведение всё же было признано позорным и впредь недопустимым. Спор по этому поводу быстро перерос в поток взаимных оскорблений и вскоре был закрыт модераторами. На обновленном сайте flashmob.ru доступа к этому топику[12][281] нет.