Смекни!
smekni.com

Флэшмоб в Москве и в России (стр. 5 из 7)

Моб-арт – иной вид флэшмоба, некий его аналог, более нацеленный на зрелищность, эстетику. Моб-арт предполагает под собой репетиции, у моб-арта есть команда, состоящая из режиссеров-сценаристов, людей, помогающих с организацией. Но он не перестает быть мобом, потому как все основные правила во время акции имеют силу.

Помимо вышеперечисленных видов, сообщество разрабатывает и другие варианты акций, предполагающих использование технологии флэшмоба; на сайте можно обнаружить целые «виртуальные совещания», разрабатывающие проекты флэшмобов с использованием сотовой связи, фото-мобов, кино-мобов и т.д.

Традиции сообщества

Основной традицией участников сообщества flashmob.ru можно назвать правило не встречаться и не знакомиться «в реале», уверенно утвердившуюся и отличающую их от других сообществ флэшмобберов и всех прочих субкультур. Во всяком случае, такая позиция является официально декларируемой активом рассматриваемого сайта. Она четко противопоставлена традициям прочих флэшмоб-сообществ, которые, помимо рассмотренных выше «афтерпати», практикуют ежегодное проведение «мобфестов», т.е. «фестивалей флэшмоба».

Первый такой «мобфест» был проведен в 2005 году в Петербурге, второй – в 2006 году в Киеве; в 2007 году местом проведения был выбран Днепропетровск. Подобные мероприятия, продолжающиеся обычно в течение нескольких дней, собирают флэшмобберов из разных городов постсоветского пространства и представляют собой типичные слеты, устраиваемые под той или иной вывеской большинством молодежных субкультур. В ходе их проведения участники знакомятся, братаются, устраивают друг для друга различные розыгрыши, просто гуляют по городу, а также устраивают «флэш-мобы», которые, объективно говоря, таковыми уже не являются в силу специфики их организации, в ходе которой утрачивается основной принцип проведения флэшмоб-акции – внезапность и спонтанность. Именно на этом акцентируют свое внимание консервативно настроенные в этом плане «однобэшники», категорически отвергающие возможность проведения подобных мероприятий, во всяком случае «под маркой флэшмоба»:

Shevel: «Если помниshhhь, к питерскому мобфесту отноshhhение было точно такое же. Да и сейчас я его полностью разделяю. Тоже мне... В программе парускер-пати, пингвин-моб и прочая лабуда. Не надоело опопсять мобы? У вас спонсоров там не завелось еще? А то мобы под оранжевым(?) флагом "проктыр анд гамбл" ждут своего проведения! / уshhhел за помидорами/».

Правитель Наглии: «...Приехали три экскурсионных автобуса, отмобились, организованно погрузились, поехали на следующую акцию. Ну не флэшмоб это никаким боком, хоть вы убейтесь. Это ТУСА, обычная туса»[13][282].

Споры о целесообразности встреч в реале и проведения ежегодных слетов на форуме flashmob.ru нередко принимали ожесточенный характер и породили мнение об участниках этого сообщества как о неких снобах (и даже сравнения их с консерваторами-инквизиторами) со стороны мобберов из Санкт-Петербурга. Слово «однобэшник» в связи с этим даже приобрело для многих отчасти отрицательную коннотацию. Однако позиции активистов сайта это не поколебало:

Shevel: «Тут дело в том, что вы просто не там это предложили и не там агитируете. Поработайте с другими городами – может они согласятся, а наша позиция, думаю, была угадываема заранее. Кроме того – объявление висит, кому надо – прочитает и приедет тусоваться. А я без "вечеринок" прекрасно обойдусь, как правильно сказал Эйдж, у меня и своих хватает. До сих пор болею»[14][283].

Тем не менее, официальная позиция активистов сообщества вовсе не является категорическим императивом для прочих участников. Среди участников того же сайта 1б есть немало сторонников личных встреч и «собирушек»:

«...Знаешь, какие тусы летом были, правда, в основном молодежь. Есть элита, она в FAQ-кафе собирается, есть так, детки 16–18 лет, они по квартирам...» [П., жен., 1987 г.р.].

Однако статус мобберов, участвующих в подобных мероприятиях, в сообществе достаточно низок, высказывания на форуме в поддержку встреч и знакомств «в реале» вызывают насмешливо-ернические комментарии старожилов, а авторитет оставивших их участников резко падает. Это заметно даже из последней приведенной цитаты, где собирающиеся «в реале» (по квартирам) мобберы именуются «так, детками 16–18 лет». Правда здесь же упоминается и про встречи в кафе «элиты», но элита по традиции во всех сообществах и субкультурах, как известно, обладает некой «сакральной аномальностью», ей часто позволяется то, что табуировано для остальных членов коллектива.

Помимо традиций, «разъединяющих» сообщество, имеются также и традиции, почитаемые и разделяемые всеми членами сообщества и сплачивающие его. Одной из самых полюбившихся в среде московских флэшмобберов традицией является регулярное проведение «подушечных боев» (см. илл. 39). Подушечные бои, проводятся по классическим правилам флэшмоба: в многолюдном месте группа мобберов собирается в заранее установленное время с подушками (как правило, спрятанными в пакеты) и в течение 5–7 минут все друг друга лупят подушками. Подушки большинства мобберов во время боя рвутся, и добираться домой участникам подушечных баталий приходится с ног до головы в пуху, что вызывает массу позитивных эмоций, выливающихся на форуме. Такие акции приурочиваются к 1 апреля или к зиме. В этом случае пух отождествляется со снегом. Это, пожалуй, единственный сценарий, периодическое проведение которого одобряется активом сообщества, в целом негативно относящегося к проведению «ыбливых» акций. Слово «ыбло», видоизмененная форма слова «было» – один из наиболее распространенных жаргонизмов встречающихся на форуме сайта flashmob.ru. По легенде, слово «ыбло» появилось в результате реальной описке на форуме. Этим словом помечаются сценарии уже проводимые ранее, либо очень сильно их напоминающие.

К традициям сообщества можно также отнести обычай выкладывать на форуме фотографии и видеоролики с акций. Это делается специальной «медиа-группой», видеоролик сопровождается саундтреком.

Социальный портрет моббера

Флэшмобберами в России, как правило, является молодежь обоих полов в возрасте от 16 до 25 лет. Проведенное мной исследование посредством интернет-опросов и анкетирования флэшмобберов из городов России и ближнего зарубежья показало, что средний возраст флэшмоббера – 19–20 лет. Возраст москвичей не отличается от среднероссийского показателя. Встречаются также мобберы, возраст которых доходит до 30 лет, но такие случаи единичны. В этом российский флэшмоб существенно отличается от западного, где «моббер 40–45 лет – это нормально» [S., муж., 1977 г.р.]. Исключительно молодежный характер движения является одной из главных проблем флэшмоба в России, т.к. зрелищность акций существенно снижается при однородном составе участников. В целях рекрутирования в движение людей более старшего возраста на форуме сайта flashmob.ru до обновления даже присутствовал призыв к мобберам привлекать к участию в акциях своих родителей, бабушек, дедушек и прочих родственников и знакомых. Такие прецеденты действительно имели место, случалось и так, что родители мобберов посещали акции без ведома детей. Например, при обсуждении акции «Не продается», суть которой состояла в выстраивании вдоль витрин магазинов в центре Москвы мобберов, имитирующих манекены и держащих таблички с надписью «бесценно» (см. илл. 40), одна из участниц сообщества написала:

«Когда около 10 вечера я вернулась домой, обнаружила, что на столе лежит листок с надписью "бесценно", явно не мой. Как оказалось, мама в тайне от меня тоже этот моб посетила, я была в шоке. Но за мамульку порадовалась, ей понравилось»[15][284].

Однако в целом на возрастной состав сообщества это не повлияло, и, приходя на акцию сегодня, по-прежнему видишь одну молодежь.

Помимо принадлежности к одной возрастной когорте есть еще нечто, объединяющее флэшмобберов. Во-первых, активное участие в сообществе предполагает наличие свободного доступа в Интернет и хотя бы минимума свободного времени (последнее в условиях постиндустриального города является для многих одним из главных дефицитов). Как следствие, большинство участников сообщества флэшмобберов являются либо студентами вузов (причем преобладают студенты технических вузов и специальностей), либо молодыми специалистами (как правило, в области информационных технологий), еще не обремененными семейной жизнью. Это люди с доходом выше среднего или средним (т.е. с устойчивым социальным положением); большинство из них являются коренными жителями своих городов, либо прожили в них большую часть своей жизни; они ведут активный образ жизни, подразумевающий занятия спортом, музыкой, туризмом, искусством и т.д., и проявляют минимум интереса к политике. По характеру темперамента это сангвиники и холерики, т.е. быстрые, подвижные, энергичные люди с высоким уровнем психической активности.

Многие информанты утверждают, что настоящий моббер – это, безусловно, творческая, яркая, «креативная» личность, обладающая особым, нестандартным взглядом на мир.

Флэшмоб сам по себе зачастую воспринимается как часть особого направления в современном искусстве – акционизма. Акционизмом принято называть жанр артистического жеста, нацеленного на публичные, общественные пространства и предполагающего ролевые, «персонажные» отношения художника и зрителей, вольно или невольно вовлекаемых в художественное действие. Диапазон акционистской практики чрезвычайно широк – от инсценировки личных поведенческих аффектов (в таких случаях акция близка театрально-цирковой или субкриминальной эскападе) до организации массовых мероприятий. Это искусство, рассчитанное лишь на одну инвестицию – внимание. Ни продать себя, ни втиснуться в музейные залы, ни стать предметом коллекционирования оно не может, да и не стремится. Флэшмоб является, по мнению многих мобберов, одним из видов акционизма. По свидетельству моббера S., многие в прошлом мобберы, принадлежащие к так называемой «первой волне» российского флэшмоба, впоследствии достаточно успешно реализовали себя в других, более традиционных жанрах искусства, таких, например, как кино и театральная сцена. Другой московский флэшмоббер, R., в частной беседе приводил примеры того, как в своей обычной жизни мобберы стараются любую деятельность рутинного характера представить неким шоу и игрой. При этом всякий раз подчеркивается «необычность», неординарность флэшмобберов. Существует и противоположная точка зрения: