Внешнеполитические воззрения конфуцианцев
Приступая к анализу внешнеполитических воззрений Конфуция, автор остановил свой выбор на тексте «Луньюйя». В течении многих веков китайские дипломаты руководствовались суждениями Конфуция о принципах отношения Китая к своим соседям. Высказываний Конфуция по этой теме немного, они лаконичны, некоторые трудны для восприятия, поэтому трактуются переводчиками по-разному. Анализируя эпизод с Юань Жаком, можно понять негативное отношение Конфуция к варварам. Он говорит, что уподобиться варвару - это самое тяжелое преступление. Объясняя своему ученику Фань Чи, какой смысл он вкладывает в понятие человеколюбие, Конфуций не распространяет свое понятие на варваров. Опираясь на рассеянные в тексте высказывания, можно вполне определенно утверждать, что для Конфуция среднее царство есть нечто единое по своей культуре, которая ни в чем не напоминает и не должна напоминать варваров-соседей, считая их умственно отсталыми. По существу, именно Конфуций и заложил теоретические основы будущей концепции великоханьского шовинизма, которая на многие столетия стала определять внешнюю политику китайской бюрократии, особенно в периоды централизованных империй.
Внешнеполитичекие воззрения легистов.
Гуань Чжун исключает варваров из категории людей, лишает их всяких моральных норм и ценностей и внушает правителю придерживаться вполне определенной позиции в отношении жунов. Здесь ранние легисты м ранние конфуцианцы оказались единодушны в области внешнеполитических воззрений. Но временный союз их распался. У легистов во главе угла стояла выгода, а у конфуцианцев - правила поведения. Легисты считали, что человек обладает от природы алчностью, завистью, властолюбием, поэтому при управлении государством правитель должен уметь воздействовать на эти качества, направляя усилия людей на два полезных занятия - «земледелие и войну». Поскольку ведущей концепцией легистов было создание мощного государства, то они провели ряд реформ в политической и социально-экономической области. Будучи прагматиками, они легче шли на заимствование в угоду государству. Когда речь шла о военном усилении, легисты провели реформу армии по подобию варварской, что значительно ее усилило. Легисты имели теорию о прямо пропорциональной зависимости могущества государства от военных успехов, т.е. были сторонниками агрессивных войн. «Когда посещаешь какую-либо страну и знакомишься, как управляют ею, то видищь, что могущественно то государство, в котором воины используются».
Многолетние войны, которые вели между собой «срединные царства» закончились в 221 году до н. э. победой легистского царства Цинь, объединившего под своей эгидой тогдашний Китай и основавшие империю Цинь.
Влияние легизма и реформ Шан Яна на развитие Древнекитайского государства
Интересно проследить воплощение теоретических положений Шан Яна в законы и систему управления государством. В 356-350 гг. до н. э. Шан Яну удалось провести в царстве Цинь целый комплекс реформ, изложенных в «Шан цзюнь шу» и стремившихся ограничить интересы цинцев войной и земледелием.
Особенное внимание уделил Шан Ян аристократии. Она попадала в прямую зависимость от правителя, который отныне определял, насколько военная доблесть того или иного претендента заслуживает быть отмеченной рангом знатности. Фактически правитель получал право лишать ранга знатности неугодных ему представителей аристократии. Система круговой поруки была введена для укрепления центральной власти. Таким образом, общинники попадали под прямой контроль чиновников. Был издан указ о массовом порабощении лиц, не занятых в сельском хозяйстве и войне, а так же бедных из-за лени. Реформы 356 года вызвали протест аристократии и торговцев, поскольку не разрешалось жить отцу с сыном и с братьями в одном доме, а торговцы лишались привилегий. Осуществляются замыслы Шан Яна и во внешней политике - царство Цинь вступает в полосу непрерывных войн и побеждает своих соседей. В этой ситуации конфуцианству было сложно бороться с легизмом, но Мэн Цзы критиковал легистов.
Отдавая должное гражданскому мужеству Мэн Цзы, надо отметить, что при нем конфуцианство зашло в тупик. Значительную роль в многолетней полемике сыграл Сюнь Цзы, который первый пытался синтезировать два учения. Легист Хань Фэйцзы попытался соединить две концепции легистской школы Шан Яна и Шэнь Бухая и создать собственную теорию управления государством.
Одержав победу в царстве Цинь и создав там качественно новые структуры власти - авторитарную форму правления, легизм закрепился на западе Китая. Последовательное осуществление преобразований Шан Яна укрепило экономическое, политическое и военное могущество царство Цинь, выдвинувших его в число мощнейших государств Китая. Легистская империя просуществовала всего 14 лет, сменившая ее империя Хань - более 500 лет. И это явилось заслугой не только конфуцианства, но и легистов. Жизненную стойкость империи передал сплав конфуцианства и легизма, который оказал стабилизирующее влияние на функционирование государственных институтов, общественно-политическую жизнь Китая.
Слияние конфуцианства с легизмом в эпоху Хань
Империя Хань заимствовало богатый опыт системы управления у своих предшественников - Цинь. Но в начале Хань ни легизм, ни конфуцианство не были официальными идеологией империи. В середине 2 века до н. э. по мере усиления бюрократии при дворе вновь возрождается интерес к конфуцианству. Бюрократии была нужна идеология, которая обосновывала бы ее право на власть, т.к. легизм постоянно ограничивал ее. Но в ханьском конфуцианстве было многое заимствовано из конфуцианских положений. Формирование т. Наз. Ортодоксального конфуцианства, ставшего на многие сотни лет официальной идеологией господствующего класса бюрократического государства, связано с именем Дун Чжуньшу (187 - 120 до н. э.). Синтезировав и развив учение Конфуция, Мэн Цзы, Сюнь Цзы и других представителей школы, Дун Чжуншу создал новое учение.
Канонизация конфуцианства должна была неизбежно сопровождаться ниспровержением его извечных противников - легистов. Поэтому вполне естественно, что при дворе У-Ди вновь усилился интерес к учению Шан Яна. Тогдашняя система государственной власти могла работать только используя насилие. Легизм оказал влияние не только на формирование ханьской идеологии, но и на экономическую политику двора. Легистская концепция, состоящая в сосредоточении всех рычагов экономической власти в руках государства, нашла сторонников в империи Хань. Особенно отчетливо это проявилось при введении государственной монополии на соль и железо. Ханьские конфуцианцы были против этого. После смерти У-ди развернулась дискуссия об отмене монополий меж конфуцианцами и легистами. Конфуцианцы представляли торговый капитал, а легисты хотели укрепить роль государства. Зато вместе они придерживались единых внешнеполитических взглядов.
Идет длительный процесс синтезирования взглядов противоборствующих сторон, который невозможно остановить. Подчас современникам не удалось отличить конфуцианца от легиста. Итак, легизм играл большую роль в формировании ортодоксального конфуцианства. К нему в разные периоды истории не раз обращались государственные деятели и политики. Существенный вклад внес легизм в развитие политической культуры Китая. Именно легисты ратовали за приоритет прагматизма в политике. Не менее важен их вклад в развитие экономической теории, о наделении государства широкими экономическими функциями. Но не все легистские концепции функционировали изолировано; легистская концепция законов испытала сильное влияние конфуцианства. Конфуцианство оказало гораздо большее влияние на развитие Китая, ибо захватило более обширные сферы жизни нации, прежде всего духовные. Что касается Конфуция, то его авторитет был непререкаем. Традиционное уважение к Конфуцию разделяли и коммунисты.