Смекни!
smekni.com

Социокультурные аспекты и национальные модели решения проблемы информационного неравенства (стр. 1 из 3)

Социокультурные аспекты и национальные модели решения проблемы информационного неравенства

Е. Г. Дьякова

В статье с позиций социального конструкционизма рассматривается превращение «информационного неравенства» в значимую социальную проблему. Показывается, что, несмотря на значительные социокультурные различия между США, Европейским союзом и Россией, основным субъектом, конструирующим данную проблему, является государство, в то время как институты гражданского общества действуют внутри уже сложившегося «большого нарратива». Обсуждается, как повысить роль институтов гражданского общества в преодолении информационного неравенства.

Проблема «информационного неравенства» или, в более жесткой риторической формулировке, «цифрового раскола» («digital divide») относится к числу типичных «новых социальных» проблем. Под «информационным неравенством» понимается неравенство в доступе к современным информационно-коммуникационным технологиям. Обычно оно рассматривается как проявление и частный случай социального неравенства, поскольку «пораженными в информационных правах» оказываются прежде всего социальные низы — в том расширительном толковании, какое дает этому понятию постмарксистская социология (где акцент делается не на традиционном классовом неравенстве, а?на сексизме, расизме, эйджизме и т. п.).

«Информационное неравенство» может рассматриваться как социальная дисфункция, нуждающаяся в коррекции методами современного «welfare state» через расширение возможностей физического доступа к информационно-коммуникационным технологиям (например, создание «центров общественного доступа»), т. е. через включение такого доступа в набор социальных благ, которые государство обязано предоставить гражданам. При этом вопрос о том, а может ли существовать иной субъект решения данной проблемы, помимо государства, даже не ставится, а сама проблема переводится в сферу исчисляемых, т. е. в сферу соответствующей отчетности (сколько центров общественного доступа открыто на душу населения?).

Однако возможен и другой подход к «информационному неравенству». В рамках социального конструкционизма проблема — это в первую очередь результат борьбы за право субъективного определения социальных условий как проблемных. Теория конструирования социальных проблем помещает в центр внимания вопрос о том, кто является субъектом конструирования проблемы, т. е. чьи утверждения-требования превращают ее в предмет общественного внимания. Цикл конструирования социальной проблемы описан еще основоположниками данного направления М. Спектором и Дж. Китсьюзом. Все начинается с того, что некая группа (группы) заявляют, что некое существующее условие является вредным, оскорбительным и нежелательным и пытается сделать его предметом общественного внимания. Затем происходит легитимация данной группы со стороны официальных институтов, что предполагает некую официальную реакцию и поиски путей решения проблемы и может породить новый цикл, связанный с недовольством представителей группы-инициатора бюро-кратическим подходом к решению проблемы, и даже отказ группы от участия в деятельности официальной организации и разворачивание параллельных институтов решения проблемы [15].

Особый интерес с точки зрения социального конструкционизма представляет собой процесс появления новых, нетрадиционных социальных проблем. Как показал Д. Лозик, ни одна проблема не может быть сконструирована как абсолютно новая, так как «совершенно новые утверждения-требования могут быть безуспешными, если аудитория не обладает категориями, позволяющими их понять» [8, 93]. Поэтому при выдвижении новой проблемы используются две основные дискурсивные стратегии: конструирование ее как частного случая или следствия уже существующей проблемы или расширение содержания категории, обозначающей уже известную социальную проблему, чтобы включить в нее новые утверждения-требования.

Мысля в логике социального конструкционизма, следовало бы предположить, что субъектом утверждений-требований об информационном неравенстве первоначально явились некие институты гражданского общества, которым удалось пройти стадию легитимации, а сама она была сформулирована в?рамках традиционной левой «риторики равенства».

Однако это не так. Стратегия администрации США в области внедрения информационно-коммуникационных технологий была впервые определена в?1993?г. официальным документом под названием «Национальная информационная инфраструктура: план действий», в котором речь шла о решение технологических проблем, связанных с созданием «информационной супермагистрали». Понятие «цифровой раскол» было сформулировано в 1996 г. вице-президентом Соединенных Штатов Америки А. Гором в так называемом «Докладе Клинтона-Гора» в Ноксвилле, причем в основе его выступления лежала отнюдь не «риторика равенства», а традиционная «риторика американской мечты». Выступая в Университете штата Теннесси в ходе предвыборной компании, Гор заявил: «Мы бросили вызов нации, чтобы убедиться, что наши дети никогда не будут разделены цифровым расколом. И Америка ответила на этот вызов» [14]. Затем Б. Клинтон, представленный как «лидер, который стремится сделать так, чтобы каждый ученик и каждая семья в Америке получили возможность участвовать в нашем беспредельном технологическом будущем», в речи, перегруженной традиционными тропами, повторил: «Может возникнуть огромный цифровой раскол. Если мы не распространим как можно шире развивающиеся знание и технологию, они могут начать работать на усиление неравенства, напряженности и тревоги людей. Но если мы будем поступать правильно, они станут великой силой, которая поможет нам ответить на вызовы [времени] и соединенными усилиями защитить наши ценности» [14].

Речь Б. Клинтона была смоделирована в лучших американских риторических традициях по образцу знаменитых речей Дж. Кеннеди о «Новом Фронтире», начиная с самой первой, на конвенте Демократической партии в 1960 г. Тогда Кеннеди также говорил о вызове, стоящем перед нацией, и необходимости на него ответить, о том, что за границами Нового Фронтира «лежат неизведанные пространства науки и космоса», и ставил тот же вопрос о ценностях: «Может ли выжить нация, организованная и управляемая так, как наша? Это и есть главный вопрос. Хватит ли нам выдержки и воли? Сможем ли мы пройти испытание веком, который стал свидетелем прорыва не только в оружии массового уничтожения, но и гонке за владычество над небом и дождем, океаном и его приливами, глубинами космоса и глубинами человеческого разума?» [9].

Дж. Кеннеди счел нужным дополнить свой гимн научно-техническому прогрессу ссылкой на фразу пророка Исайи об «обновлении в силе» [Ис., 40:31], тем самым возвращаясь к базовому для американской традиции мифу о «Городе на холме» и «Новом Иерусалиме», созданном свободными и ответственными только перед собой и Богом индивидами на основе договорных отношений. Б. Клинтон уже не нуждался в библейских аллюзиях, однако очевидно, что «цифровой раскол» в его речи является частью большого американского нарратива «ответа на вызов», в рамках которой достижения в научно-техническом прогрессе еще один способ подтвердить достоинство нации в соответствии с?протестантской доктриной успеха как избранности Богом.

Как и следовало ожидать, рамки, в которых легитимируется проблема «цифрового неравенства», при перемещении из Америки в Европу сдвинулись и в свои права вступил левый дискурс «равных возможностей», который до определенной степени (но далеко не до конца) вытесняет риторику вызова. Как показали К. Паувельс и Ж.-К. Буржельман, конструирование «европей-ского пути к информационному обществу» и преодоление «цифрового неравенства» осуществлялось и продолжает осуществляться на пересечении дискурса «глобализации и либерализации» и левого дискурса «информационного общества для всех». Но ориентировались ли творцы «Электронной Европы» на то, что рынок сам решит проблему «информационного неравенства», или же рассуждали о необходимости «сделать новое общество знаний обществом для всех», подчеркивая, что, «делая акцент на всеобщем цифровом включении, Европейская комиссия стремится отделить европейский подход к информационному обществу от того, который существует в других частях света» [12, 42], они исходили из убеждения, что проблема информационного неравенства — это проблема физического доступа, так что для его преодоления достаточно создать технологическую инфраструктуру.

Иными словами, решение проблемы информационного неравенства виделось в рамках применения соответствующих информационно-коммуникационных технологий, как торжество научно-технического прогресса, или, если воспользоваться выражением Дж. Кеннеди, «энергии и мастерства». Создатели европейской модели информационного общества были отнюдь не чужды логики «ответа на вызов», однако в их интерпретации она практически утратила американские мессианские обертоны и превратилась в стремление не отстать от США и Японии по темпам научно-технического прогресса. Этот подход был положен в основу программы «Электронная Европа — информационное общество для каждого», которая начала реализовываться в Евросоюзе с 2000 г.

Однако «информационное неравенство» не сводится только к отсутствию доступа к компьютерам и Интернету: мало обеспечить доступ — необходимо, чтобы люди могли этим доступом воспользоваться. Осведомленность и квалификация в сфере современных информационных технологий — это социальный навык, который стремительно становится «навыком всеобщего распределения», таким же, как умение читать и писать на родном языке. Следует учесть, что за неравенством по уровню компьютерной/информационной грамотности населения скрываются еще как минимум два тесно связанных между собой аспекта информационного неравенства. Во-первых, это проблема отсутствия мотивации, когда люди не хотят пользоваться информационно-компьютерными технологиями, хотя и имеют такую возможность. Во-вторых, информационное неравенство порождается еще и недостаточностью контента: отсутствие мотивации зачастую объясняется именно тем, что люди не могут найти в Интернет-пространстве то, что им нужно, или получить нужные услуги.