К настоящему моменту субкультура скинхедов-наци сравнительно невелика. Помимо давления на скинов со стороны властей, причинами упадка субкультуры является сравнительное снижение ксенофобии в обществе[7][151] и «фактор моды» (мода на скинов прошла, численность их уменьшилась). Кроме того, уменьшение численности субкультуры не означает уменьшения количества молодежи, подверженной ультраправым идеям. Многие из этих молодых людей находят единомышленников в других сообществах; в частности большое количество потенциальных скинхедов привлекает в свои ряды Движение против нелегальной иммиграции.
Гендерный и социальный состав
Скин-движение включает в себя почти исключительно юношей. Грубость, постоянная демонстрация агрессии, питейные практики – всё это мало прельщает девушек.
Девушки в компании скинов – это, как правило, подруги кого-то из участников компании. Эти девушки часто не имеют отношения к скин-движению.
Отдельная категория – «скин-гелз» – девушки-скинхедки. Они более плотно включены в субкультуру, следуют субкультурному стилю во внешнем виде, осуществляют субкультурные практики. Есть даже информация о женских скин-группах; однако, насколько мы смогли установить, эти группы крайне малочисленны и находятся под покровительством мужских компаний.
Социальный состав движения различался на разных этапах его существования.
Первоначально основная часть ультраправой молодежи рекрутировалась из подростков 14–18 лет, происходивших из беднейших, социально неблагополучных семей. Большинство бритоголовых, принадлежащих к этой группе, проживало в бедных «спальных» районах рабочих окраин. Данная молодежь в своей массе в силу возраста и социального развития обладала весьма низким образовательным и культурным уровнем.
Однако в дальнейшем ситуация изменилась. Во второй половине 1990-х годов основную массу скинхедов составляли дети из весьма благополучных социальных слоев. Значительная их часть принадлежала к семьям бывшего советского «среднего класса» – квалифицированных рабочих, работников научно-исследовательских институтов, инженеров, чье благосостояние в 1990-е годы значительно ухудшилось. Многие являлись выходцами из семей, связанных с мелким и средним бизнесом. Есть данные, что в 20% уголовных дел, заведенных на скинхедов, подсудимые оказывались детьми сотрудников милиции, работников прокуратуры или военных[8][152]. У 42% бритоголовых доход на одного члена семьи был ниже среднего, у 34% он определялся как средний[9][153].
Правила бритоголовых
В качестве «программного» документа, содержащего идеологию скинхедов-наци, можно назвать брошюру «Азбука славянских бритоголовых». Ее издания состоят из 15–20 страниц и обычно иллюстрированы картинками из скин-журналов. Единого образца оформления «Азбуки...» не существует. Она была написана в апреле 2000 года московским неонацистом по кличке Салазар и впоследствии неоднократно дополнялась. Текст «Азбуки…» распространялся не только в виде отдельного печатного издания и через националистическую прессу, но и через Интернет. В ходе борьбы с проявлениями неонацизма многие сайты, на которых была выложена «Азбука…» закрывались, однако этот текст можно найти в сети и сейчас.
Первая часть «Азбуки...» посвящена идеологии бритоголовых, вторая – правилам их поведения.
У российских бритоголовых существует определенный набор «понятий» – правил, которым они должны неукоснительно следовать (естественно, при наличии возможности это делать). Эти «понятия» достаточно четко регламентируют, что можно, а что нельзя делать «настоящему бритоголовому», как ему поступать в той или иной ситуации. Ранее эти правила поведения не закреплялись письменно; они были известны «старым» скинхедам, которые доводили их до сведения новичков.
В первую очередь эти правила поведения включают в себя ряд запретов, исполнение которых строго обязательно. Настоящий бритоголовый должен не дружить с «инородцами», стараться не общаться с ними ни при каких обстоятельствах; игнорировать любые попытки контактов с их стороны; при любом удобном случае высказывать им свою ненависть и презрение. Настоящий бритоголовый должен по мере возможностей не допускать дружбы и общения между своими приятелями и «нерусскими». Обращаться за помощью к «инородцу» разрешается только в случае самой крайней необходимости. Запрещается предлагать ему свою помощь, утешать и сочувствовать.
При любом удобном случае настоящий скинхед должен проявлять агрессию по отношению к «инородцу». Это может быть и избиение, и издевательства, и простое оскорбление. Допускается и нанесение «мелкого вреда» – поджога дверей, разбивания стекол, рисования лозунгов.
Отдельно надо заметить, что в отношении смешанных пар «нерусского» (особенно негра, азиата или ярко выраженного «лица кавказской национальности») и «белой» девушки бритоголовый обязан произвести агрессивные действия при малейшей возможности. В отношении девушки (по терминологии скинов – «белой шлюхи»), также должны быть проведены действия, направленные на «разъяснение ей всей "тяжести" ее проступка». При этом «тяжесть» проступка может (но не обязательно) варьироваться в зависимости от степени близости «смешанной» пары (семейной, любовной, дружеской). Под «разъяснением» подразумевается в том числе и избиение девушки наравне с идущим с ней темнокожим парнем.
Отношение к парам «инородцев» немного более нейтрально; на них нападают только при «благоприятной» обстановке, когда нет особого риска. Однако такие пары (особенно семейные пары с детьми) также вызывают крайнюю агрессию, поскольку, по мнению бритоголовых, свидетельствуют о намерениях «небелых» – «размножаться на нашей земле» и, следовательно, «захватывать наше жизненное пространство».
Неосуществление агрессивных действий свидетельствует о лени и, что еще хуже для бритоголового, о трусости; это может привести к утрате авторитета.
Альтернативой агрессивным действиям может служить только активная деятельность по развитию своей организации и всего скин-движения в целом. Это может быть написание листовок, сочинение текстов песен, издание и распространение неонацистской литературы, налаживание контактов с другими скин-организациями.
Если бритоголовый видит драку, в которой участвуют скины, он должен присоединиться к ним, встав на их сторону, не выясняя причин драки. При любой удобной возможности бритоголовый должен помогать «своим» – в первую очередь бритоголовым, а также дружественно настроенным расистам и неонацистам. Помощь должна оказываться и просто «белым людям». Естественно, только в том случае, если «белый человек» не является сектантом, демократом, пацифистом, антифашистом или гомосексуалистом, а главное, разделяет убеждения бритоголовых или хотя бы сочувствует им.
Нападать «без причины» на простых белых людей категорически запрещается; также считается позорным «куражиться» или иным способом задирать «своих». Сами бритоголовые всегда подчеркивают, что именно этим они отличаются от так называемой «урлы» или «гопников».
Внешний вид бритоголовых
Бритоголового, следующего субкультурному канону, можно легко идентифицировать по голове, стриженной наголо и выбритой до блеска. Но на настоящий момент среди российских бритоголовых распространены просто очень коротко подстриженные волосы.
«Классический» комплекс одежды российского скинхеда включает следующие элементы.
Куртка – модель «бомбер» или «скутер» темных цветов. Джинсовые куртки в основном фирм Lee, Levi's, Wrangler.
Футболка – с рисунком в стиле White Power, на военную тему или со сценами насилия. Были популярны майки зеленой камуфляжной раскраски с нашитыми знаками и символами или с наколотыми значками.
Жилетка – камуфляжной раскраски или черного цвета.
Подтяжки.
Ремень – с большой и привлекательной пряжкой. Надо заметить, что очень часто ремень используется в качестве орудия ближнего боя, поэтому обычно скины выбирают пряжки потяжелее. Иногда края пряжки затачиваются или сама пряжка заливается свинцом.
Брюки – джинсы, желательно фирм Lee, Lewi's, Wrangier или камуфлированные штаны темных цветов, заправленные или подвернутые.
Нашивки – военная, NS, White Power, футбольная символика.
Ботинки – тяжелые, например, Dok. Martens, мыс которых закован в металл и выносит нагрузку до 500 кг, а подошвы могут защитить от воздействия кислоты и электрических разрядов. В России многие скины вместо Dok. Martens (стоящих недешево) покупают тяжелые военные ботинки.
По цвету шнурков на ботинках можно определить политическую принадлежность бритоголовых. Черные шнурки считаются нейтральными. Белые шнурки – сторонник идеологии White Power, расист. Коричневые – сторонник идеологии NS, неонацист. Красные – бритоголовый, придерживающийся коммунистической или леворадикальной ориентации. Встречается мнение, что наличие белых шнурков на ботинках является признаком «особой доблести» бритоголового, убийства им (индивидуально или в составе небольшой группы) инородца.
Очень часто бритоголовые надевают вещи камуфляжных расцветок.
Одной из частей «классического» костюма российских скинхедов является хромированная металлическая цепочка весом около 100–150 граммов, длинной около 60–80 см. Она обычно крепится в двух местах на боку джинсов и является средством украшения. Одновременно эта цепочка является грозным средством ближнего боя.
В конце 1990-х – начале 2000-х годов скинхеды носили описанную выше одежду как повседневную. Однако впоследствии, как уже говорилось выше, это стало небезопасно. В нескольких крупных городах России сотрудникам милиции были розданы брошюры с кратким описанием идеологии и субкультуры бритоголовых, а главное с изложением основных деталей внешнего вида. В Москве стали весьма распространенны задержания милицией под любым предлогом (или без него) и допросы подростков, которые внешне выглядели как скинхеды. В связи с этим внешний вид бритоголовых претерпел изменения: сначала исчезли нашивки и символы, потом – хромированные цепочки и камуфляжные брюки. Многие перестали брить головы.