Однако в некоторых случаях бритоголовые вспоминают о деталях «классического» стиля. Обычно «по всем правилам», в том числе с наличием знаков и символов, бритоголовые одеваются при посещении каких-либо развлекательных мероприятий «для своих» – например, музыкальных концертов.
Типажи бритоголовых
Как и любая молодежная субкультура, сообщество скинхедов неоднородно. В нем есть ядро (бритоголовые, всерьез увлеченные субкультурной стилистикой и деятельностью) и периферия (случайно или ради моды примкнувшие участники). Кроме того, существует разделение по интересам – каждый выбирает в деятельности субкультуры интересующую его составляющую.
Опишем несколько типажей.
Бойцы (солдаты). Одним из основополагающих в среде скинхедов является культ крепкого кулака и холодной жестокости. Лидерами скин-команд, как правило, становятся не те, кто наиболее умен, начитан, политически грамотен, умеет красноречиво изложить свои мысли, а те, кто силен, агрессивен, обладает навыками боя, может принудить исполнять свои приказы.
Основная деятельность «бойцов» обычно направлена на стычки, конфликты с «небелыми», нерусскими, или даже просто «не скинхедами», а также на подготовку членов группы к таким конфликтам. Всё свое свободное время бритоголовые «спортсмены» тратят на увеличение силы и на развитие мышечной массы в атлетических залах, спортивных секциях или полуподпольных «качалках». Именно участники этой группы и являются основой движения скинхедов. Благодаря многочисленным газетным публикациям именно такая разновидность бритоголовых наиболее известна обычному, среднему человеку.
Однако по степени мотивации группу «бойцов» можно условно разделить на две большие подгруппы.
Те, кто осуществляет (или старается осуществлять) свои агрессивные действия на основании определенного типа идеологии. При этом причины могут быть самыми различными – от личной мести «небелым» до осознанного желания калечить и физически уничтожить «объекты расовой войны».
Агрессивная криминализованная молодежь; довольно многие представители данной категории имеют неславянское или смешанное этническое происхождение. Особенно сильно такие группы молодежи были распространены в 1996–2000-х годах; именно в этот период в скин-движение достаточно органично вступили вчерашние уличные хулиганы, малолетняя шпана городских окраин.
Практически каждый год несколько десятков российских бритоголовых получают значительные тюремные сроки; большей частью это представители «бойцов».
Меломаны и музыканты. Существование скинхедов как в мире, так и в России во многом поддерживается наличием собственного музыкального стиля и большого количества «субкультурных» музыкальных коллективов. Поэтому одним из мест коммуникации для бритоголовых являются концерты (последнее время, как правило, закрытые). Меломаны могут также заниматься коллекционированием и обменом видео- и аудиозаписей, музыкальных журналов, символики и атрибутики скин-групп. В среде поклонников скин-музыки могут быть попытки самостоятельного музыкального творчества. Этот слой скинхедствущей молодежи является наиболее «мирным».
Политики. Настоящие скинхеды, особенно «старые», интересуются политикой, однако почти не участвуют в политической жизни общества и стараются выразить свое политическое кредо только перед друзьями, родственниками и знакомыми. Такие бритоголовые обладают достаточно твердой, устойчивой системой взглядов и воззрений, жестко закрепленной расистско-неонацистской направленности.
Часть наиболее политизированных бритоголовых, понимая неорганизованность и незрелость своего движения, неумение ориентироваться в политическом и околополитическом мире, пытается более тесно сотрудничать с относительно крупными и устойчивыми партиями и организациями типа РНС, ННП, ДПНИ и др.; при этом инициатива подобных контактов часто исходит со стороны этих самых политических организаций. В обмен на помощь и поддержку бритоголовые обеспечивают им в своем лице значительную часть сторонников и сочувствующих, помогают при проведении сходок и митингов, принимают участие в «силовых» акциях, распространении литературы и пропаганде.
«Модники». Отдельно и обособленно в общей массе скинхедов стоит категория «модников» – скинов самой низшей и наиболее презираемой категории. Они носят скин-атрибутику, слушают музыку бритоголовых, иногда посещают скин-концерты, но в массе своей тихи и неагрессивны, не следуют скиновской идеологии и манере поведения. Как правило, они не способны даже ответить на оскорбления и насмешки со стороны «правильных» бритоголовых; тем более, они не могут совершить какой-либо «славный», «геройский» (с точки зрения основной массы бритоголовых) поступок. Категория «модников» составляла наиболее значительную часть скин-движения в период его наибольшей популярности; репрессии против скинхедов быстро свели эту категорию на нет.
Манера поведения бритоголовых
Стереотипы поведения бритоголовых основаны на грубости и агрессии, активном подчеркивании брутального мужского начала. Бритоголовые отмечают, что именно они являют собой образец «настоящих мужиков».
Наблюдается разница в поведении и внешнем виде молодых скинхедов и более взрослых.
Молодых и неопытных бритоголовых выделить проще всего, поскольку они сразу же привлекают к себе всеобщее внимание. В первую очередь они выделяются своим внешним видом, одеваясь подчеркнуто «по-скиновски». Нашивок с символикой может и не присутствовать, но наличие тяжелых ботинок, джинсов и особого типа куртки считается обязательным. В общественных местах они ведут себя вызывающе шумно – громко смеются, постоянно ругаются, громко обсуждают тех, кто по тем или иным причинам им не нравится.
Взрослые и серьезные бритоголовые одеты гораздо скромнее и незаметнее, чем «молодые», да и вести себя они стараются по-взрослому. Как в одиночку, так и в присутствии товарищей они неизменно немногословны и мрачно сосредоточенны. Постоянно осознавая свою расовую, национальную и групповую принадлежность, они стремятся ни одним своим действием, не уронить звания «белого человека». Выделить их из общего числа молодежи можно только при внимательном наблюдении, основываясь как на внешних деталях одежды, так и на манере поведения. Несмотря на «взрослость» они ведут себя подчеркнуто вежливо по отношению к «своим» – простым русским (белым) людям. В общественных местах пожилым людям обязательно
уступают место, помогут поднести какую-либо тяжелую вещь, вежливо ответят на вопрос. Такое же поведение свойственно по отношению к матери с ребенком или беременной женщине. Однако такие же категории «не своих» взрослые бритоголовые так же подчеркнуто не замечают. Или при случае могут сделать какой-либо небольшой выпад в отношении «не своего»: тихо сказать что-либо неприятное, а то и незаметно ударить кулаком. Очень часто даже при отсутствии реальной возможности для нападения они постоянно пристально или с вызовом разглядывают возможные «объекты расовой войны».
Различие в поведении «молодых» и «старых» скинов обусловлено, конечно, особенностями их возрастов, но не только. Надо учитывать, что многие «хулиганы» при достижении определенного возраста уходят из скин-движения (высокая текучесть типична для любых неформальных молодежных объединений); в рядах ультраправых остаются идейные участники, запросы которых выходят за рамки агрессивного молодежного поведения.
В число «нормативных» черт бритоголовых входит возведенная в культ любовь к пиву (этот алкогольный напиток играет для бритоголовых такую же знаковую роль, какую для хиппи и растаманов играет марихуана).
Любят скины и спортивные зрелища, особенно футбол; многие являются заядлыми болельщиками, часто посещают футбольные матчи.
Для значительной части скинхедов характерно увлечение спортом, точнее, его агрессивно-контактными видами, например, боксом, кик-боксингом. Часть бритоголовых занимается силовым атлетическим спортом: тяжелой атлетикой, культуризмом, гиревым спортом. Иногда под эти занятия подводится «идеологическая основа». Бритоголовые говорят, что русский, славянин, ариец (белый европеец) должен быть крепким, сильным и здоровым. Он должен вырастить здоровое поколение, должен уметь дать сдачи «недочеловекам», защитить свое достоинство «белого человека», выжить в схватке с противником и в любой момент быть готовым к отпору со стороны недругов.
По нашим наблюдениям, стиль взаимоотношений в среде скинхедов в разные периоды развития субкультуры был различным. В 1996–1998-х годах, как ни странно, отношения друг к другу были очень жесткими, было много злых «подколок», постоянно вспыхивали конфликты; пренебрежительным было отношение старших к младшим. В 2000–2002 годах уже появилось понимание того, что команду надо сплачивать, появилась атмосфера братства и взаимопомощи. Такое различие обусловлено, в первую очередь, условиями бытования скинхедов в различные годы. В 1996–1998-х это была субкультура, не подвергающаяся гонениям и в то же время модная. Так, мы наблюдали следующий эпизод: двое парней попросили принять их в команду бритоголовых, но их встретили неприветливо – заставили много пить и драться, подкалывали их. Когда парни ушли, мы спросили скинов, почему такое отношение, ведь это были их идейные соратники. Ответ был таким: «К нам люди – всегда придут». И действительно, в те времена недостатка в рекрутируемых со стороны не было. В начале 2000-х положение коренным образом изменилось – бритоголовые стали подвергаться давлению со стороны властей, скинхедом стало быть опасно. Это положительно отразилось на внутренней атмосфере группировок – скины стали уважительнее относиться друг к другу, появилось нормальное покровительственное отношение к молодежи. Еще одна причина изменения характера взаимоотношений – в изменении социального состава субкультуры: как мы уже говорили, волна второй половины 1990-х включала в себя преимущественно «рабочую молодежь», а волна начала 2000-х – молодежь из семей с более высоким достатком и образованием.