Смекни!
smekni.com

О материальной сущности жизни (стр. 4 из 6)

Инстинктивно человек делает добро. Если мы помогаем страждущему или больному, то подсознательно предполагаем, что если сами окажемся в тяжёлом положении, нам тоже помогут. Инстинкт самосохранения на лицо. Естественно, человек обладает большой способностью проецировать переживания другого существа на себя (проще говоря, «ставить себя на место другого»). Это явление называется эмпатией. Научно доказано, что эмпатия характерна и для других представителей высших животных.

Мы верим в Бога, соблюдаем религиозные законы, боясь того, что нас ждёт в «загробной жизни». Вот они инстинкты самосохранения и боязни перед неизвестным. Забота о детях и любовь к ним, самопожертвование – инстинкт продолжения рода.

Человеку также свойственно совершать то, что мы называем злом. Бороться с конкурентами, угнетать тех, кто слабее тебя, – это проявления естественного отбора. Если мы будем до конца откровенны сами с собой, то ясно ощутим, что иногда не совершить какое-либо преступление (своровать, получить взятку, навредить врагу и т.д.) нас заставляет боязнь наказания, уголовной ответственности, людского осуждения, а не какие-то моральные и духовные убеждения. Многие современные офисные карьеристы, окажись они в Третьем Рейхе, с большим рвением стремились бы занять командные посты, например, в СС и, чтобы выслужиться, убивали бы и пытали людей. Более того, что на сегодняшний день считается злом, раньше могло истолковываться совершенно иначе. Мы сегодня уверены, что Земля имеет форму шара. А жили бы мы в эпоху Средневековья, то рьяно бы утверждали, что Земля плоская, и с большой искренней радостью жарили бы на костре тех, кто с этим спорит.

Преступить закон или нет? Воспользоваться ситуацией или нет? Мы решаем с помощью соотношения «риск/польза». Если соблазн велик (взятка обеспечит виллу под Парижем или придушите гада-врага – и жизнь наладится), а риск мал (свидетелей нет, деньги «сами в руки идут»), то только заядлый трус или ленивый не преступит закон. Нет, конечно же, будут единицы «не от мира сего», которые сознательно откажутся от соблазна. Но и этот отказ – попытка самовыразиться, выделиться из толпы, инстинктивно показаться «выше других».

Я только сразу хочу предупредить читателя, что не пытаюсь как-то оправдать человеческие цели и мотивы, или, наоборот, сказать, что человек – сволочь. Добра и зла нет как таковых, несмотря на иллюзии со всякими «чертями», «тёмными силами», «мефистофелями» и «сатанами», скупающими души и подстрекающими к пороку. Есть только уже описанные выше причинно-следственные связи. Все наши инстинкты – это набор определённых рефлексов. А рефлексы, если мы хоть чуть-чуть вспомним уроки школьной биологии, обусловлены взаимодействием цепочек нервных клеток. Нервные клетки же при развитии человеческого организма формируются и выстраиваются в определённые функционирующие цепи в соответствии с генетическим материалом, заложенным в ДНК организма. Наследственная информация реализуется при взаимодействии ДНК с белками-ферментами и другими молекулами клетки опять-таки по каскаду элементарных химических взаимодействий. ДНК всех существующих на Земле организмов произошла (путём мутаций и других преобразований) от первых появившихся на Земле молекул ДНК, образовавшихся, как уже было сказано выше, из простейших веществ. Вот она, грубо упрощённая цепь бесконечных причинно-следственных связей, и мы вкратце проследили её отрезок от момента появления жизни на Земле до происходящего сегодня в нас и вокруг нас.

Почему же общество борется с преступниками и сажает их в тюрьмы, воспитывает в людях уважение к закону, ставит перед нами некие морально-этические нормы? Да потому что социум, как саморегулирующаяся система, подавляет отдельных выскочек, позволивших себе больше других и преступивших законы, чтобы другим неповадно было. Обществу (государству) это чаще всего удаётся, стабильность может длиться столетиями. Однако периодически хаос нарастает, рычаги влияния общества на людей ослабевают, и всё ранее подавляемое выплёскивается наружу. Начинается мародёрство, людей вешают на улицах, растёт преступность. Распадаются империи, возникают революции, перевороты.

Там, где польза от жизни по законам больше, чем выгода от риска преступлений, люди (в основной своей массе) живут как мирные труженики (вот в развитых странах Европы, например, зачем преступать закон, если уровень жизни высок). А в ситуациях, когда польза от законной жизни никакая (вымирающие от голода страны Африки) или с помощью оружия есть, что делить (например, криминальные 90-е годы в России или 30-е и 40-е в Америке), то будут повально убивать, насиловать, подкупать и в асфальт живьём закатывать. Причём, окажись мирные европейские бюргеры в таких «боевых» условиях, то тоже бы взялись за ножи, забыв не только про законы, но и про библейские заповеди. Конечно же, не только соотношение «риск/польза» всё решает. С одной стороны, не надо забывать, что человек по своей сути – животное социальное, и потребность сосуществовать с обществом у него инстинктивная (вспомним, например, муравейник). С другой стороны, также необходимо помнить о факторе нереализованных амбиций (финансовых, сексуальных, требования внимания к себе), сильное ущемление которых в любом социуме периодически приводит к всплеску правонарушений.

Вообще, то, что считается злом, очень относительно в человеческом понимании. Например, у индейских народов майя был обычай жертвоприношения новорождённых и грудных детей, причём сами родители под всеобщее одобрение соплеменников несли на жестокое убийство своих чад. Сегодня у любого бы из нас от такого бы волосы дыбом стали. Но это совершенно не означает, что современный человек стал более требователен к справедливости. И сейчас общество считается только с сильными мира сего, а самых безголосых и беззащитных втихоря душит. Даже неверующему человеку по элементарной логике понятно, что аборт – это убийство, но дабы облегчить социуму жизнь законы разрешают их производить. Таким же образом, по типу тихой бойни мы убиваем животных не только ради пропитания и жизни (что в принципе естественно в природе), но и ради физиологических опытов, развлечения (при охоте) и красивых шуб. Перечисление можно продолжать и дальше. Человеческое общество так жило, живёт и будет жить, какого бы прогресса и уровня культурного развития не достигло и какими бы благородными идеями не прикрывалось. Наше поведение закономерно (как инфузория сжимается в ответ на раздражение из внешней среды, или камень отскакивает, если по нему ударить другим камнем, в сторону, противоположную удару).

III.

Ну а теперь перейдём к квинтэссенции всех рассуждений. Вот здесь говорилось: «человек», «внешняя среда», «материя», «воспроизведение ДНК»… А что такое человек? – Это кусок материи, взаимодействующий отдельными своими частями внутри себя и с окружающей материей. Представим себе доисторические времена: возникают землетрясения, извергаются потоки лавы, идут атмосферные осадки, формируется газовый состав атмосферы и т.д. – материя движется. Причём движется, как оно и очевидно, в строгом соответствии с физическими законами: будь то простой перенос воздушных масс во время ветра, электрические природные явления, любые химические реакции минералов. Совершенно таким же образом сейчас мы, люди – человеческие организмы, являемся ответвлением этой материи.

Когда при длительном движении материи в различных её частях появились более усложнившиеся её участки – это была зародившаяся «живая материя». Нет особой надобности уточнять, о чём идёт речь: о первых самовоспроизводящихся полимерах (нуклеиновых кислотах, белках) или о первых клеточных формах жизни. Суть только в том, что спонтанно появившиеся первые нуклеиновые кислоты начали самовоспроизводиться, вступая в химическое взаимодействие с простыми молекулами окружающей среды. В течение времени это взаимодействие приводило к возникновению вокруг каждой вновь воспроизведённой нуклеиновой кислоты определённого пространственного соотношения органических и неорганических веществ (речь идёт о живых клетках и их делении). В живую материю вовлекалось всё большая доля неживой, биомасса разрасталась и достигала своего разнообразия. Появлялись и исчезали биологические виды микроорганизмов, растений, грибов, животных и т.д. На определённом этапе ответвлением этой материи появились человеческие организмы. Называйте это, как хотите: эволюцией, развитием жизни на Земле – суть от этого не меняется. Сегодняшняя реальность – это такое же движение и взаимодействие материи, происходящее в виде каскада бесконечных и неисчислимых причинно-следственных связей.

Вот что собой представляет любой организм, в том числе и наш, человеческий? Он состоит из органов, органы – из тканей, ткани – из клеток, клетки – из молекул, молекулы – из атомов. То есть, в конечном счёте, если абстрагироваться от понятий «орган», «ткань», то всё это можно представить как определённое пространственное соотношение набора элементарных атомов, находящихся в определённом физико-химическом взаимодействии друг с другом. Чем, по сути, отличается одна ткань от другой, один орган от другого, в конце концов, один конкретный человек от другого? – Да всё тем же распределением атомов в пространстве. Известно, что примерно за 8 лет жизни практически все вещества, составляющие организм человека, полностью заменяются на аналогичные из внешней среды (с пищей, воздухом – в процессе обмена веществ). То есть, если бы мы пометили каждый атом всех веществ тканей организма, то через 8 лет обнаружили бы их где угодно (в живой или неживой природе), но не в исследуемом нами организме. А организм, соответственно, составляли бы уже другие одноимённые вещества (хотя перед нами «тот самый» человек)… Материя движется и преобразовывается параллельно и в живую и в неживую природу. Химики бы назвали это «динамическим равновесием». Я призываю понять, что с физической точки зрения нет грани между человеком, камнем, лежащим на дороге, шариковой ручкой, которую мы держим в руке и пропитываем истекающей материей чернил пористую материю бумаги. Всё это – материально, и движется и взаимодействует в едином пространстве в едином причинно-следственном каскаде.