Что такое мышление и сознание? Как известно, за нашу речь отвечают одни участки головного мозга, за зрительные образы – другие, за память – третьи, за координацию движений и других функций организма – четвёртые и т.д. Функционирование каждого участка – это последовательное сочетанное возбуждение (изменение электрического потенциала) одних нервных клеток (нейронов) и торможение других нервных клеток (нейронов). Возбуждение или торможение нервной клетки обусловлено зарядом внутри неё и на её поверхности, заряд же создаётся различным расположением ионов натрия (Na+) внутри наружной мембраны клеток или на её поверхности (уж медики и биологи должны меня тут понять). Кстати, тот же самый хлорид натрия (NaCl, поваренная соль) мы потребляем в пищу и посыпаем им огурцы и помидоры. Все отделы нашей нервной системы, в том числе и кора головного мозга, ответственная за мышление, представляют собой большое количество нейронных цепей и сетей. Электрическое замыкание каждой такой цепи обусловливает элементарный рефлекторный ответ организма. В сумме огромное число таких цепей и определяет мышление, сложные поведенческие реакции и всё, что учёные называют «высшей нервной деятельностью». Здесь можно провести аналогию с современными компьютерными микросхемами. Замыкание цепи микросхемы, как и рефлекс, является в системе двоичного кода элементарной логической операцией. А взаимодействие цепей микросхем и лежит в основе работы современных ЭВМ. Именно микросхемы являются материальной основой всего современного программного обеспечения, выполняющего на сегодняшний день сложнейшую обработку информации (аналогия с высшей нервной деятельностью). Каждый рефлекс – это ответное изменение процессов организма в ответ на какое-либо воздействие из внутренней или внешней среды. Рефлекторные дуги нейронных цепей тянутся от чувствительных окончаний (глаз, органов слуха, болевых рецепторов, осязательных рецепторов кожи, рецепторов давления крови в сосудах и т.д. и т.п.) и заканчиваются эффекторными окончаниями, вовлекающими в реакции другие клетки организма (сокращение мышечных волокон, изменение продукции гормонов и ферментов, модуляция чувствительности самих же рецепторов). Грубо говоря, середина нейронных цепей (вставочные нейроны) и составляет нашу центральную нервную систему. Именно здесь происходит разветвление, перекрывание и взаимодействие разных рефлекторных дуг. Именно одновременное сочетанное перекрывание импульсов зон зрительных образов, слуховых образов, эмоциональных зон, зон памяти и т.д. и лежит в основе нашего сознания и субъективного восприятия мира и при этом определяет сложность поведенческих реакций нашей горячо обсуждаемой высшей нервной деятельности. У каждого из нас в жизни был период «бессознательного» детства. Почему мы его так называем? Да потому, что в этот период жизни ещё не сформированы в достаточном количестве функциональные связи нейронных рефлекторных дуг, лежащие в основе перекрывания.
Инфузория, например, сжимается при появлении неблагоприятных воздействий окружающей среды или, наоборот, передвигается в сторону более благоприятных условий. Её организм – это одна клетка и поведение её элементарно. Организм же человека и высших животных многоклеточный со сложной дифференциацией тканей (в том числе и нервной). Это и обусловливает наблюдаемую сложность поведения, мотивации и эмоциональной окраски поведения при наложении одних условных рефлексов на другие (осуществляем ли мы сложную координацию движений при управлении автомобилем при анализе быстро меняющихся зрительных образов от ситуации на дороге или же испытываем эмоции, идентифицируя в зрительных образах выражения глаз любимого человека). Но, как уже понятно из выше сказанного, замыкание каждой нейронной цепи, попадание в циркулирующие нейронные цепи информации из внешней и внутренней среды, любое наше ответное движение, конкретная мысль, эмоция не происходят беспричинно – они находятся всё в том же едином причинно-следственном каскаде. Деление между «внешней» и «внутренней» средой условно и умозрительно.
Для ещё лучшего представления каскада движения материи можно предложить такой логический эксперимент. Представим себе некий населённый пункт на любом месте нашей планеты. Если мы вообразим невозможное, что могли бы учесть всё движение и преобразование материи (в виде общения людей, погодных условий, зрительных образов, попадающих на сетчатку глаз каждого человека, каскада сознания каждого человека, пространственного расположения и взаимного влияния всех физических тел и полей – вплоть до поведения каждой микрочастицы, всех факторов извне и т.д. и т.п.), то, к примеру, ровно через 10 лет в конкретный момент времени мы бы могли знать, в какой точке пространства и в какой позе будет находиться каждый человек, какое изображение будет на каждом экране монитора или листе бумаги, какая будет сила ветра на улице и скорость потока воды в водопроводных трубах и т.д. Не говоря уже о том, что знали бы всю историю этого города за эти 10 лет: не только кто и когда умер или родился, но и как и когда любому человеку пришла мысль завести будильник или нажать очередную клавишу на клавиатуре компьютера, или когда с каждого дерева упал любой лист.
Характеризуя движение материи, часто приходится ссылаться на физические законы. Действие этих законов определяет существующую реальность. Электрические, химические взаимодействия молекул, связи атомов, гравитация, массоперенос, теплопередача и прочее движение материи происходят по закономерностям, которые мы и называем «законами физики». Причинно-следственные связи соблюдаются всегда, даже на первый взгляд хаотичное броуновское движение частиц небеспорядочно. Если была бы возможность учесть влияние всех соударений, то можно было бы точно определить траекторию любой частицы. Сегодня некоторые умники опровергают детерминизм, ссылаясь на принцип неопределённости Вернера Гейзенберга. Непонятно только, в чём заключается логическая связь между неспособностью современной квантовой физики точно описать траекторию движения микрочастиц и причинно-следственным пониманием нашей реальности. Можно находиться одновременно в двух углах комнаты? – Нет, невозможно. Каскад проходит по определённому пути, материя переходит в определённый момент времени в предопределённое состояние. Даже когда мы произносим любое слово, например, «неопределённость», то и наши мысли, и движение языка и челюстей происходят по строгим причинно-следственным связям по физическим законам. А ещё нужно напомнить, что и энергия, и то, что мы называем информацией, тоже материальны. Тепловая энергия – это движение частиц, кинетическая энергия – это передвижение одних частей материи относительно других, световая энергия – это электромагнитные волны, которые тоже материальны. Зрительная информация – это сочетание электромагнитных волн разных частот, сочетание звуков – это колебания частиц воздуха, осязание – это механическое воздействие на материю наших осязательных рецепторов и т.д.
Вот смотрим мы на картину или на экран монитора, в лицо человека, в окно и т.д. По сути дела на сетчатку наших глаз (а сетчатка – это тоже слой находящихся в определённой структурной взаимосвязи молекул) попадают отражающиеся от поверхности картины световые лучи. На одни участки сетчатки попадают волны, например, синего диапазона и вызывают одни фотохимические изменения в ней, на другие участки попадают волны, например, красного диапазона и вызывают, соответственно, другие изменения. По цепям примыкающих к сетчатке нервных клеток зрительного нерва изменения по каскаду взаимодействий (перезарядка нейронов, химические изменения внутри этих клеток) передаются на нейронные цепи мозга. В свою очередь, в материи мозга одни взаимодействия накладываются на другие (например, увиденное нами распознаётся в соответствии со зрительными образами в памяти, вызывает какие-либо мысли, эмоции и т.д.). Кроме того, наши глаза движутся в орбитах, фокусируясь на определённых частях изображения, изменяется геометрическая форма хрусталика глаза, поворачивается голова вследствие сокращения белков мышечных волокон определённых групп мышц и т.д. То есть, говоря иными словами, материя поверхности картины вступает в физико-химическое взаимодействие с материей нашего организма. Соответственно, то, что данное изображение в определённый момент попало в наше поле зрения под определённым углом в пространстве и в определённой проекции, что когда-то кистью художника краски были распределены определённым образом, – тоже результат причинно-следственного каскада и даже то, что мы будем видеть (слышать, ощущать и т.д.) через 10 минут, в том числе и специально, тоже будет этим каскадом определено. Я уже и не говорю об элементарно понятных материальных взаимодействиях, когда мы поглощаем пищу, и составляющие её молекулы всасываются в кишечнике к нам в кровь, химически изменяются в каждой нашей клетке, заменяют в процессе обмена веществ структуры наших клеток. Не говорю уже и про всё так же материально опосредованное воздействие на наш организм психотропных веществ (наркотиков, лекарств, алкоголя и т.д.), ядов и т.д. Держим мы в руке молоток – переносим эту материю в пространстве, разогреваем её теплом рук, а материя молотка взаимодействует с материей нашего организма, вызывая, например, осязательные ощущения и т.д.