Алексей Александрович Ананьев
I.
Любой из нас вертится в своём субъективном мирке. У нас есть малюсенькие радости, к которым мы стремимся, малюсенькие проблемки, которые мы преодолеваем, – и всё это складывается в малюсенький отрезок времени, называемый жизнью. Подсознательно и сознательно мы пытаемся придать нашему существованию некий смысл, придумывая для себя идеи фикс, заставляя себя верить во что-то высокое (в идеалы, религию), бросаясь с головой в попытки любить и быть любимыми. Наш ограниченный субъективный мирок заставляет нас вертеться как белка в колесе, и так пролетает наш отрезок жизни, а мы даже не успеваем оглядеться вокруг и трезво понять истинную суть происходящего. Давайте приостановимся хотя бы на чуть-чуть, чтобы поднять голову немного выше нашего субъективного болота…
Судьба… Предопределение… Кто-то верит в эти вещи. Другие уверены, что человек сам меняет жизнь и свободен в своих поступках. Третьи твердят, что на все воля Божья. Споров на эту тему много. Достаточно сказать, что в литературе эта тема затрагивается и не раз (вспомнить хотя бы рассуждения Л.Н. Толстого в конце романа «Война и мир» или же главу «Фаталист» известнейшего романа М.Ю. Лермонтова). Я уже не говорю о роли мировых религий и их священных книг в этом вопросе. Человечество в течение всей своей сознательной жизни всегда задавалось вопросом о закономерности происходящих явлений и событий, о причинах тех или иных имевших место фактах, о существовании судьбы. Часто размышления приводили к спорным понятиям свободы личности, обстоятельств, побудивших конкретного человека к совершению определённых поступков. Наука же, частично признавая роль личности в истории, объясняла ход событий (в том числе самых крупномасштабных) с помощью понятий свободы воли и, в то же время, с помощью роли сложившихся обстоятельств, причин и факторов. Споры и поныне не утихают. Это серьезно удивляет. Сейчас я попытаюсь окончательно развеять миф и о судьбе, и о воле человека и Бога. Более того, хочу сказать, что решение затронутого спора имеет одни и те же корни с решением вопросов появления и развития жизни на Земле, объяснения сущности времени, объяснения особенности протекания любых процессов объективной реальности.
Вся тенденция развития науки имеет одну общую направленность: каждое новое открытие чётко и ясно показывает конкретное объяснение конкретного явления. Истолковывающиеся ещё недавно как возникающие «сами по себе» явления находят себе свою причину, а эта причина при дальнейшем изучении также оказывается следствием какой-либо другой причины. Смена дня и ночи, появление болезни у человека, землетрясения, извержения вулканов, войны между государствами, смена империй, приход к власти определённых политических партий, изменения погоды и т.д. – всё это прогнозируемо, если учесть все влияющие факторы. Таким образом, всё происходящее и наблюдаемое находится в строгой причинно-следственной связи. Вот, например, простейший логический эксперимент. Пустим под гору колёсную тележку: тележка проедет по определённой траектории, наедет на какие-нибудь препятствия на своём пути, остановится в определённом месте. Если представить, что мы могли бы воспроизвести все условия, идентичные первому пути, и пустили тележку снова, то она совершит идентичный первому путь, задев те же препятствия и двигаясь на различных участках пути с той же определённой скоростью, с которой двигалась в первом пути. Остановится там же. То есть при идентичности и известности всего набора причин итог (следствие) очевиден. Это ни у кого не вызывает сомнения… Совершенно также закономерно движется Земная кора, возникают атмосферные осадки, меняется экономика государства, происходит очередное сокращение нашего сердца и так далее. Все явления прогнозируемы, а точность прогноза зависит всего лишь от глубины наших знаний, совершенства приборов, опыта. Но вот когда речь заходит о поступках и мышлении людей и роли всего этого во Всемирной истории, то о доказанности причинно-следственных связей предпочитают просто забыть.
Человеку приписывают способность свободы выбора, считают, что то или иное принятое человеком решение могло бы быть и другим (отличным от реального) при одинаковости причин и обстоятельств, предшествующих решению. Однако это является большим заблуждением, что будет мною в приводимых ниже примерах полностью доказано.
Сюжетом многих фантастических фильмов и книг является путешествие во времени, изменения настоящего путём влияния на прошлое, опасность изменения будущего. Часто в таких произведениях проходит мысль об изменении нежелательного хода истории с помощью убийства главных исторических личностей или их предков с целью предотвращения войн, кровопролитий, катастроф. Речь может идти, к примеру, о таких видных диктаторах своего времени, как Гитлер, Сталин, Ленин, Наполеон и т.д. Для начала давайте ответим на вопрос: может ли теоретически тот факт, что если такая историческая личность умерла бы преждевременно или вовсе бы не родилась, изменить ход истории? Ответ несомненный: да, может. Все люди разные по своим генетическим особенностям, воспитанию, жизненному опыту, поведенческим реакциям, характеру, что и определяет их поступки, особенности, последовательность и другие аспекты этих поступков. Очевидно, что историческая личность, не оказавшись в нужное время в нужном месте, не создав определённое окружение вокруг себя, не проявив себя в тех или иных поступках, не поднявшись на тот уровень власти, с которого её решения будут влиять на жизнь огромной массы людей, не направит ход истории в имевшем место направлении. Будь на месте этой исторической личности какой-либо другой человек со своими генетическими и приобретёнными особенностями, обусловливающими определённое строение коры головного мозга, особенности функциональных связей в ней, уникальность мыслительных процессов и т.д., история, естественно, была бы изменена.
Ответим на второй вопрос: а обязательно ли для вмешательства в ход истории убивать человека? Да совершенно незачем! Достаточно лишь, например, помахать рукой отцу Гитлера, и этот самый Гитлер не родится. Почему? Ну, скажем, первое, что приходит в голову – это пример из биологии… Во время полового акта родителей Гитлера, когда он был зачат, яйцеклетка матери была оплодотворена одним из миллионов сперматозоидов отца. А ведь каждый сперматозоид несёт в себе разный генетический материал (братья и сестры в семье, кроме однояйцевых близнецов, не являются копиями друг друга), и в случае оплодотворения другим сперматозоидом и результат будет другим. Вероятность же оплодотворения другим сперматозоидом огромна. В результате родится ребенок в семье, у которого фамилия будет Гитлер, да и имя, скорее всего, у него будет Адольф (хотя может вообще родиться девочка, вероятность чему чуть менее 50 %). Но это будет совершенно другой человек, с другой внешностью, чертами характера, менталитета, мышления, иными физиологическими параметрами, а значит, и с другой «судьбой» (по сути дела это будет брат или сестра того самого неродившегося человека). Вот теперь и ясно, что, помахав ручкой отцу Гитлера, мы хоть чуть-чуть сдвинем всю последовательность его жизненных действий и явлений (на доли секунд сделает позже или раньше очередной шаг или моргнет – а этого уже достаточно), в итоге чего результат оплодотворения будет иным, а история будет изменена. Не будет Второй Мировой войны, миллионов жертв, сломанных судеб – будут другие исторические события, возможно, тоже не менее кровопролитная война, но отличающаяся от той, про которую мы читали в учебниках.
А вообще-то, достаточно и каким-то ничтожным способом повлиять на любого из предков диктатора или даже на кого-нибудь из посторонних людей, каким-либо образом взаимодействовавших с этими предками. А как повлиять? Ну вот, например, достаточно любому из предков диктатора встретить в любой из дней своей жизни на улице не 3-х, как это было в реалии, а 4-х человек… или же проснуться на несколько секунд позже или раньше. Я бы назвал это «внеочередным добавочным явлением». Ну а теперь ответим на главный вопрос: возможно ли это в реальности? – Нет. Почему? – Такое добавочное явление не может произойти, так как не имеет причины к своему осуществлению в реальности. Четвёртый человек не оказался в тот день в поле зрения предка диктатора, потому что не было ему причины выйти на улицу в тот самый момент. А тому, что он не вышел из дома, предшествовала другая определённая причина: например, его кто-то позвал и отвлёк, или он задержался, услышав любимую песню. Соответственно, окрик знакомого или звучание любимой песни тоже не произошли беспричинно. Этим явлениям предшествовали, в свою очередь, другие факторы. Не было причин для этого самого «внеочередного добавочного явления» и оно, как следствие из этих причин, не имело места в реальности. Вот он вам и тот самый опыт: одинаковый путь, пройденный спущенной с горы тележкой при всех равных условиях… Представляете теперь, какую ерунду несут люди (в том числе с экранов телевизоров), когда говорят, что было бы хорошо, если бы в прошлом до их рождения что-то было бы по-другому? Например, не было войн, революций или репрессий. Ну вот тогда бы и этих товарищей, которые бы так хотели этих изменений в истории, тоже бы не было. Не родились бы эти умники просто-напросто – вот и всё (хотя, как уже было сказано выше, такое абсолютно невозможно).
В целом же, все поступки человека (да и не обязательно человека) являются результатом совокупности и взаимодействия таких факторов, как генетический материал (наследственные особенности), обстоятельства (вплоть до силы ветра, количества увиденных вокруг себя людей, запланированных дел), жизненный опыт, структура памяти и прочее. Их все не перечтёшь, а результат конкретен. Одно ясно, что все факторы опосредованы цепью причинно-следственных связей, бесконечно уходящих как в прошлое, так и в будущее. А ещё ясно то, что любой фактор «судьбоносен», т.е. без него бы всё пошло по иному пути. Солдат, погибший в бою, не окажись в то время и в том месте, где его настигла пуля, возможно бы не погиб. А не оказаться в то время, в том месте он мог в том случае, если бы, например, просто чихнул. Но он не чихнул. Причины не было. Результат же конкретен.