Смекни!
smekni.com

Муниципальная служба: к проблеме становления профессии (стр. 2 из 3)

— во-вторых, в рамках конкретных организаций наблюдается наличие профессиональных групп как формальных (отделов, комитетов), так и неформальных (кружков, сообществ), объединенных общими целями и интересами. В результате возможен конфликт интересов среди работников муниципальной службы;

— в-третьих, в силу лоббирования своих интересов местными политическими и экономическими группами осуществление профессиональной деятельности служащими муниципальных органов власти может идти вразрез с интересами населения муниципального образования.

В связи с социальной значимостью труда муниципальных служащих, важностью выполняемых ими функций возрастают требования к эффективности, качеству, востребованности их труда. От работника требуются не только исключительно глубокие знания в области управления, права, экономики, психологии, социологии и других наук и дисциплин, но и наличие высокоразвитых профессиональных норм и ценностей. В современной России контроль над профессиональной деятельностью муниципальных служащих осуществляется прежде всего в отношении их профессионализма и компетентности.

Внимание к профессионализму и компетентности в муниципальной службе обусловлено тем, что в нашей стране становление и развитие муниципальной службы было связано с серьезными историческими кризисами и перерывами в развитии. Выдвинутый когда-то лозунг «Каждая кухарка должна управлять государством» директивно реализовывался через систему органов власти и общественных организаций. Таким образом, вновь создаваемые в 90-е гг. ХХ в. органы муниципальной власти не имели той профессиональной базы, которая способствовала бы их эффективной деятельности. Само гражданское общество также еще настолько неразвито, что решение проблем населения на местах пока невозможно через самоорганизацию местных сообществ. Встал вопрос о подготовке профессиональных специалистов для осуществления данного вида деятельности.

В муниципальной службе постепенно формировалась и развивалась база профессиональных знаний, совершенствовались навыки работы. Требование к?определенному уровню и профилю образования сегодня является необходимым для муниципальных служащих. Необходимо учитывать, что первоначально кадровый состав муниципальной службы формировался из представителей различных профессий. Данные нашего исследования 1 показали, что до прихода в муниципальную службу каждый третий респондент работал в сфере образования — 20 % и производственной сфере — 15 % (транспорт, промышленное производство). Среди других вариантов чаще всего респонденты называли строительство, здравоохранение и сферу финансов. Значительное число муниципальных служащих раннее являлись государственными служащими — 18 %. Это говорит о том, что подавляющее большинство современных муниципальных служащих не имело профессиональной подготовки для работы в муниципальной службе.

Необходимо также учесть, что многие из служащих получили опыт работы в партийно-советском аппарате. Нами было установлено, что большинство муниципальных служащих Свердловской области имеют стаж работы более 10?лет — 46, 6 %. Следовательно, сегодняшние муниципальные служащие зачастую — бывшие работники советов, со знаниями и навыками, присущими тоталитарной системе управления.

Согласно данным нашего исследования, 79 % муниципальных служащих Свердловской области имеют высшее образование, но из них только 11 % — по специальности «Государственное и муниципальное управление». Эта специальность считается профильной в муниципальной службе, но таких специалистов вузы выпускают лишь в последние годы. Из-за разнообразия должностей для муниципальных служащих профильным также считается юридическое и для ряда должностей — экономическое образование.

Муниципальные служащие Свердловской области регулярно проходят повышение квалификации. По данным Службы государственной статистики, в?2008?г. 1416 человек, или 15 % муниципальных служащих, Свердловской области прошли такое обучение. Из числа прошедших обучение 0, 1 % служащих (или 2 чиновника) прошли стажировку за границей; 4, 9 % –профессиональную переподготовку и 95 % повысили свою квалификацию [3, 44]. Но такое обучение имеет одномоментный характер и способствует лишь приобретению отдельных, фрагментарных знаний и навыков, которых сегодня недостаточно для эффективного выполнения служащими своих обязанностей. О том, что муниципальная служба как профессия недостаточно развита, свидетельствует низкий уровень профессиональной культуры служащих. Неподготовленный кадровый состав муниципальной службы, недостаточный уровень ее профессиональной культуры являются характерными проблемами профессии, находящейся в процессе своего становления.

Отметим, что именно профессиональная культура — мера освоения работником своей профессии. Профессиональная культура через свои элементы — нормы, ценности, обычаи — регулирует профессиональную деятельность служащих, обеспечивая определенное отношение людей к своим профессиональным обязанностям. В муниципальной службе, в силу ее направленности на отстаивание интересов и решение проблем населения, потребность в высоком уровне профессиональной культуры особенно высока. Только при высоком уровне развития профессиональной культуры муниципальные служащие могут полностью идентифицировать себя со своей профессией, заинтересованно осуществлять свою профессиональную деятельность, обеспечивая высокую производительность и качество труда. Для того чтобы в муниципальной службе сформировался высокий уровень профессиональной культуры, в ней должны развиваться профессиональные знания, формальные и неформальные нормы, а также профессиональные ценности. Все перечисленные элементы профессиональной культуры должны не только сформироваться и усвоиться профессиональной общностью, но и активно применяться в процессе профессиональной деятельности.

Тот факт, что профессиональная культура российских муниципальных служащих недостаточно развита, подтверждают данные опросов. Так, недовольны состоянием профессиональной культуры муниципальных служащих 75 % населения. При этом большинство респондентов из числа неудовлетворенных уровнем профессиональной культуры служащих отмечали, что лично встречались с?формальным отношением служащих к своим обязанностям — 35 %, протекционизмом — 15 %, грубым или невнимательным обращением — 9 %, отсутствием необходимых знаний — 5 %. Но не все граждане имеют только негативный опыт взаимодействия с муниципальными служащими. Среди положительных аспектов профессиональной деятельности муниципальных служащих часть граждан отметили желание служащих помочь и разобраться в ситуации — 19?%, приветливость и доброжелательность — 14 %, высокий профессионализм — 9?% и высокую скорость работы — 8 %. В большинстве случаев население при взаимодействии с муниципальными служащими остается неудовлетворенным результатами их профессиональной деятельности.

Вместе с тем в ходе исследования был установлен и тот факт, что мнение значительной части населения о служащих сформировалось не под воздействием личных контактов, а посредством СМИ, через общение со знакомыми и на основе стереотипных образов, представленных в фильмах.

Итак, наиболее значимым для респондентов моментом, влияющим на оценку уровня профессиональной культуры муниципальных служащих, является их формальное отношение к обязанностям. Формальное отношение к обязанностям является пороком в любой профессиональной деятельности, так как означает пренебрежительное отношение работника к своему труду, его качеству и результатам. В стремлении определить причину формализма на муниципальной службе мы установили, что среди муниципальных служащих доминирует инструментальный тип мотивации профессиональной деятельности.

Муниципальная служба является общественно значимой профессией, назначение муниципальных служащих — действовать в интересах населения муниципального образования.

Первый тип мотивации, выявленный у муниципальных служащих, — инструментальная мотивация, которая характерна для 50 % респондентов. При инструментарной мотивации работникам важно знать, что за свой труд они получат вознаграждение, как правило определенную сумму денег, карьерное продвижение или признание со стороны руководства. Для таких служащих демотивирующими факторами могут быть медленное карьерное продвижение и непродуманная система оплаты труда.

Стремление к материальному благосостоянию и карьерному продвижению представляется вполне объяснимым, исходя из ценностей, доминирующих в?современном обществе. Именно для общества потребления характерно стремление к материальным благам. Профессиональная культура муниципальных служащих имеет свое содержание и определенный уровень, но будет являться частью общей культуры страны и даже мировой культуры в конкретный временной период.

Второй тип мотивации, выявленный у муниципальных служащих, — недосижительный. Такая мотивация характерна почти для 30 % респондентов. При недосижительной мотивации работник не нацелен на содержательные мотивы труда: ответственность, трудовые достижения, общественную полезность, большой заработок, а работает просто потому, что на данном месте более низкий уровень ответственности, небольшой, но гарантированный заработок, или работает просто по привычке. Недосижительная мотивация ведет к незаинтересованному отношению работников к процессу и результатам своего труда, а в?итоге — к формальному выполнению своих обязанностей.

И третий тип мотивации, характерный для муниципальных служащих, — это профессиональная мотивация. К профессионально мотивированным служащим можно отнести чуть более 20 % респондентов. Этот тип мотивации является наиболее желательным в деятельности муниципальных служащих, так как при профессиональной мотивации работник стремится к профессиональному самосовершенствованию. Для таких служащих характерны склонность к самореализации в профессиональной сфере, желание пополнять свои знания и оптимизировать имеющиеся умения и навыки работы. Для них демотивирующим фактором будет отсутствие возможности в полной мере реализовать себя в любимой профессии. Служащих с данным типом мотивации также интересуют престиж и значимость их профессии в обществе.