Смекни!
smekni.com

Фитнес-культура как инновационная социальная практика современной российской молодежи (стр. 4 из 5)

Благодаря возможностям включенного наблюдения мы могли сравнить «традиционные» групповые занятия (например, аэробику и ее вариации) и серию программ Mind&Body (йога, пилатес, тай чи, цигун и т.д.). Приведенный далее анализ опирается на результаты лейтмотивных интервью и записи дневника наблюдений одного из участников исследования. Поскольку исследователь, присутствовавший на занятиях, мог сравнивать их с предыдущим аэробным занятием (двери в помещение, предназначенное для групповых занятий, были стеклянными), его внимание привлек тот факт, что из посетителей аэробики на занятие цигун оставались женщины средних лет и лишь две-три молодых девушки, мужчин практически не было.

Резко контрастировало музыкальное оформление: на аэробике звучала очень ритмичная, громкая музыка, на цигун – более плавная, медитативная, инструктор старалась, чтобы музыка не заглушала ее голос. На аэробике – наоборот, инструктор перекрикивала музыку, да и особой необходимости говорить у нее не было. Пространственное размещение, вполне возможно, было связано именно с небольшим количеством человек, но, тем не менее, сложилось впечатление, что к своему личному пространству и пространству соседа каждый относился более внимательно – расположение ковриков позволяет говорить об этом.

Суть занятия цигун заключалась в том, чтобы сосредоточиться на своем внутреннем состоянии, работать не только со своими мышцами, но и с дыханием, со своим сознанием. Вероятно, поэтому коммуникация в группе сводилась к общению «тренер – группа». Межличностных коммуникативных актов практически не наблюдалось.

Если говорить о коммуникативной составляющей занятий в тренажерном зале, то следует отметить, что там люди практически не общаются. Очень редко можно заметить посетителей, вступающих в устную коммуникацию. В основном говорят между собой тренеры и посетители, а общение на уровне «посетитель – посетитель» практически отсутствует. Организация пространства тренажерного зала мало располагает к такой коммуникации: беговые дорожки развернуты в сторону окна, над ними расположены телевизоры, таким образом, занимающиеся на них вынуждены смотреть либо в монитор, либо в окно. В клубах классности «Сити-Фитнес» и «Swim&Gym» тренажеры стоят достаточно далеко друг от друга и расположены для обеспечения максимального комфорта занимающегося – чтобы свободный размах рук и ног не был затруднен соседним тренажером. В такой ситуации если кто-то и захочет поговорить с соседом, то это будет достаточно трудно – мало того, что придется говорить громко, чтобы сосед услышал, надо еще перекричать достаточно громкую музыку, которая слышна повсюду в клубе – в тренажерном зале, в холле, в раздевалке.

Тренажерный зал не предполагает какой-либо инновативности с точки зрения перспектив налаживания коммуникаций между его посетителями. Посетители «честно» занимаются по своей программе, аккуратно исполняя все упражнения, рекомендованные тренером, и не отвлекаясь на разговоры. В то же время посетители тренажерного зала имеют мотивацию к занятиям, сходную с мотивацией посетителей групповых курсов: на первом месте желание быть в хорошем эмоциональном и физическом тонусе, на втором – стремление выглядеть привлекательным, на третьем – духовное развитие и возрождение.

«У меня нет там времени особо общаться, и после занятий с тренером хочется есть, а не общаться!» [Павел, 30 лет, корпоративное управление].

Мотивация посещения фитнес-клубов молодежью

Среди причин посещения фитнес-клуба, названных информантами в ходе интервью, в качестве основных обозначались: стремление следить за своим здоровьем, быть в хорошей физической форме и желание похудеть или набрать мышечную массу.

По мере развертывания интервью возникали и другие причины, вероятно, не называемые в качестве основных из-за их несоответствия образу «правильных причин». В первую очередь упоминалось то, что казалось более «соответствующим», «социально желательным». В числе же «второстепенных» назывались стремление следовать моде на здоровый образ жизни, расширить круг знакомств, пообщаться, поддержать подругу/друга в походах в фитнес-клуб и т.д. Те информанты, кто посещал различные виды индивидуальных занятий, практически не рассматривали время, проведенное в фитнес-клубе, как возможность для знакомств и общения; они говорили, что общение не является целью посещения клуба, а формат тренажерного зала не располагает к коммуникации между его посетителями. Одновременно информанты, посещающие групповые занятия, говорили, во-первых, что общаются со своими товарищами по группе, и во-вторых, чаще рассматривали фитнес-клуб как место для завязывания знакомств и общения.

Наряду с «традиционной» мотивацией были отмечены также упоминания о так называемой «нетрадиционной». Это как стремление к более гармоничным отношениям с собственным телом, так и более «рациональные» причины – обеспечение эффективного функционирования своего тела, развитие выносливости, снятие стресса и т.д. Если сравнить описание ощущений, возникающих после занятий у информантов, демонстрирующих «традиционную» мотивацию, и у тех, чья мотивация более инновативна, то для первых характерно чувство усталости, ощущение поработавших мышц, в то время как вторые говорят о своеобразном подъеме, телесной радости, чувстве эйфории.

Говоря об ощущениях тех, кто стремился изначально к более эффективному функционированию собственного тела, ставил перед собой ясно понимаемые конкретные задачи (к примеру, укрепить мышечный корсет), следует отметить меньший уровень эмоциональности.

«Физически чувствую усталость, эмоционально – подъем, потому что приятно, что и перед собой выполнил какой-то долг. Чисто функционально – хорошее, приподнятое настроение» [Анастасия, 26 лет, офисное администрирование].

Здесь следует отметить, что для многих информантов фитнес из рационально осознаваемой практики заботы о теле и здоровье со временем превратился в неотъемлемый элемент жизненного мира. Те, кто занимался фитнесом на протяжении нескольких лет, говорили, что давно уже посещают фитнес-клубы не по необходимости или для решения задачи поддержания себя в хорошей физической форме, а для удовольствия. При переезде такие вовлеченные в культуру фитнеса посетители старались найти фитнес-клуб, находящийся близко к месту работы или к дому, но не собирались прекращать саму практику посещений фитнес-клуба.

В исследовании мы исходили из того, что существует значимое различие между занятиями спортом «просто для здоровья» (элемент традиционной мотивации) и между рациональным, даже несколько утилитарным подходом к собственному телу (что характерно для рациональной части «нетрадиционной» мотивации). В первом случае понятие абстрактной «пользы для здоровья» может служить своеобразным прикрытием на случай разнообразных вопросов: «А зачем Вам это?» и т.п., совершенно не имея под собой четкого стремления организовать свою деятельность таким образом, чтобы это действительно приносило ощутимую пользу. Скорее, это ответ из серии «так принято говорить». В то же время действительно инновативная мотивация основана на совершенно определенном понимании того, что человек хочет получить от занятий, на четком плане действий в рамках занятий фитнесом (к примеру, какие мышцы нужно тренировать именно сегодня и т.д.). Если дифференцировать эти два, казалось бы, похожих мотива, то нужно говорить о целеустремленности, об ориентации на совершенно определенные результаты.

Время, проведенное в фитнес-клубе, оценивается молодым посетителем в соответствии с преобладающим типом его мотивации. Если говорить о различиях в оценках применительно к носителям «нетрадиционной» мотивации, то следует воспользоваться введенным ранее делением данной мотивации на две составляющие – рациональную (мотивы повышения эффективности собственного тела) и «духовную» (достижение гармонии с собственным телом).

Представители «рационального» подхода к занятиям расценивают время, проведенное в фитнес-клубе как своеобразный капитал, накапливаемый от занятия к занятию, инвестицию «в собственное тело».

«С одной стороны, его (время) сложно находить, но это скорее минус того, что жизнь жестко поделена между работой и семейной жизнью и выкраивать минутку времени на что бы то ни было – чрезвычайно проблематично. Но я это рассматриваю скорее как капиталовложение. Потому что я понимаю, что это повышает мою работоспособность, мою выносливость. И я понимаю, что без фитнеса моя работа может пострадать. То есть это капиталовложение, причем прямое и легко рассчитываемое. Также я считаю, это снижает затраты на таблетки, больничные и т.п.» [Татьяна, 28 лет, управленческий консалтинг].

Посетители, стремящиеся к иным целям, расценивают это время как потраченное для себя, для собственного удовольствия. Так называемая «нетрадиционная» мотивация обусловливает и особое отношение ко времени, проводимому в фитнес-клубе.

Итак, общение играет немаловажную роль в стимулировании посещаемости – это отмечали и менеджеры фитнес-клубов, и сами посетители. Более того, зачастую данный фактор играл основную роль в принятии решения о посещении фитнес-клуба. Попробуем теперь показать, как происходит общение в фитнес-клубе – и между посетителями, и между посетителями и тренерами.

Рассмотрим в первую очередь коммуникацию между посетителями и тренерами. Прежде всего, следует отметить субъективную важность такого общения для посетителей.

«Хороший тренер – редкость. Именно тот, кто будет с тобой заниматься, а не отбывать час» [Павел, 30 лет, корпоративное управление].

Более того, подобное общение зачастую функционально необходимо – нужно быть уверенным в том, что упражнения выполняются правильно, что тот или иной тренажер не несет вреда здоровью и т.д.

«Роль тренера очень большая. Особенно на первом этапе. Потом ты можешь оценить, хороший тренер или нет, перейти к другому тренеру. От тренера зависит, вовлекается человек или нет, потому что у него может просто возникнуть антипатия к этому типу занятий. Разные системы упражнений, по-разному нужно нагрузку для себя выбирать [Людмила, 28 лет, рекламное дело].