Список литературы
Барзыкина А.И. Социальное пространство: сущность и проблема диагностики (социологический анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - М., 1997.
Вагнер В.А. «Социология» в ботанике (Фито-социология) // Природа. 1912. Сентябрь. С. 1059 – 1080.
Виноградский В.Г. Социальная организация пространства. Философско-социологический анализ. - М.: Наука, 1988.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. - М.: Мысль, 1975.
Гелен. А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл.. П.С.Гуревича; Общ. ред. Ю.Н.Попова. - М.: Прогресс, 1988. – с. 152-201.
Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. Пер. с англ. / Авт. предисл. С.В. Федулов. - М.: Прогресс, 1990.
Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение: Пер. с англ. - М.: Мир, 1992.
Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск, 1974.
Зиммель Г. Об отношении селекционного учения к теории познания // Дарвинизм и теория познания Г. Зиммеля и Ф. Ницше. Дарвинистическая библиотека. Вып. I. - СПб.: С.-Петербургская Коммерческая Типо-Литография, Литейный, 58, 1899. – С. 5-19.
Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // Thesis: теория и история экономических и социальных систем. Альманах. - М. 1994. Т.2. вып. 4. С. 71-96.
Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.
Крученкова Е. П. Принципы отношений мать-детеныш у млекопитающих: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук по специальности 03.00.08 — зоология. - М.: МГУ, 2002.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала: Пер. с нем. / Под ред. А.В. Гладкого; Сост. А.В. Гладкого, А.И. Федорова; Послесловие А.И.Федорова. - М.: Республика, 1998. С. 243-467.
Очкур Ю.А Социальное пространство (философский анализ). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М.: ЛГУ, 1990.
Панов Е.Н. Бегство от одиночества. Индивидуальное и коллективное в природе и в человеческом обществе. - М.: Лазурь, 2001.
Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. - М.: Наука, 1983.
Панов Е.Н. Этология человека: история и перспективы // Поведение животных и человека: сходство и различия. Сб. науч. трудов. - Пущино, 1989. С. 28-62.
Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. - Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 1997.
Плюснин Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: Теоретико-методологический анализ. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.
Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Thesis: теория и история экономических и социальных систем. Альманах. - М. 1994. Т.2. вып. 4. С. 119-157.
Фаст Дж. Язык тела // Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. - М., 1995.
Филиппов А.Ф. О понятии социального пространства // Куда идет Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: Аспект Пресс, 1996. — с. 103 – 113.
Филиппов А.Ф. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы [онлайн] // Дата обращения: 10 февраля 2003. <http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_2/09.html>.
Филиппов А.Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. 1995. № 1. С. 45-69.
Филимонова О.Ф.. Жизненное пространство человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Саратов, 1998.
Чернецкая А.А. Социальное пространство повседневности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. - Саратов, 1999.
Черноушек М. Психология жизненной среды / Пер. с чеш. И.И. Попа. – М.: Мысль, 1989.
Шаталкин А.И. Эволюционный вид как система индивидуальной природы // Журнал общей биологии. 1984. Том XLV, № 3. С. 291-305.
Шмерлина И.А. Биологические парадоксы социальности // Вестник РАН. В печати.
Шмерлина И.А. «Физика социальности» // Вестник РАН. 2003. Том 73. № 6. С. 521-532.
Эпштейн Р.И. Проблема пространства в исследовании социальной формы движения материи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М.: МГУ, 1983.
Dodgshon Robert A. Society in Time and Space. A Geographical Perspective on Change. - Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
Gilbert P. Human nature and suffering. Have etc.: Lawrence Erlbaum assoc., 1989.
GruterM. Law and the mind: biological origin of human behavior. SAGE publications, L., 1991.
Parsons T. The structure of social action. - New York and London: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1937.
[1] К сожалению, данная перспектива анализа не получила развития в марксистской социологии. Так, в монографии В.Г. Виноградского она оказалась смещенной в сторону схоластического пан-исторического теоретизирования. Рассматривая пространственные отношения как показатель силы и плотности социальных связей, автор считает необходимым расширить «теоретико-познавательные пределы» данного подхода и формулирует задачу «развертывания и углубления» содержания понятия «социальное пространство» [3,с.33.]. Он соединяет его с категорией социального времени, что позволяет, по мнению автора, дать динамическую перспективу социально-пространственных отношений. «Социальное пространство, — пишет В.Г. Виноградский, — раскрывается ...как процесс исторического движения общества на той или иной ступени его развития, предстает содержательно развернутым во времени» [3,с.187.]. В представленной интерпретации социальное пространство есть ни много ни мало вместилище истории, социальное “всё”. Превращаясь в тотальный концепт, оно утрачивает свою аналитическую продуктивность. Аналогичный подход характерен и для других философско-социологических работ этого периода (см., например: [14;31]).
[2] Как показал А.Ф. Филиппов, неоднозначность позиции Зиммеля в вопросе о причиняющей силе пространственности есть следствие феноменологической трактовки социальности, которая предполагает постоянное процессуальное «перетекание» причины и следствия [23].
[3]Тенденция к локализации жизненной среды, в определенной степени инициировавшая интерес социологов к пространству, имеет, по всей видимости, биологические предпосылки. В литературе высказывается мнение, что человек (как и все живое) «сориентирован» на краткосрочные цели деятельности. Все, что выходит за пределы зоны непосредственной обозримости (то есть, в конечном счете, не подкреплено биологической необходимостью), не находит в нем «живого» отклика. Этот феномен «короткозамкнутых» целей имеет как временное, так и пространственное измерение. Предполагается, в частности, что он имеет отношение к проблеме охраны окружающей среды, воспринимаемой умозрительно из-за несопоставимых с жизнью человека масштабов пространства и времени [см.: 34,р.127-139.].
[4] Мы не останавливаемся специально на «элементарных основаниях» социологии пространства — они чрезвычайно компетентно изложены в работах А.Ф. Филиппова [23;24].
[5] Речь идет о популярной в психологии концепции «тройственности мозга», базирующейся на идеях, высказанных П. Маклейном (P. MacLean). Согласно этой концепции, человеческий мозг содержит, в качестве своей наиболее древней эволюционной части, мозг рептилий (т.н. Р-комплекс), для которых характерно высококонкурентное поведение, в том числе территориально-охранительное. Психобиолог П. Гилберт считает, что «...исчерпывающее понимание ментальной жизни человека должно учитывать наши рептильные истоки (our reptilian beginnings)... наш рептильный мозг, — предполагает он, — является источником многих патологий и деструктивных актов» [33,p.21.].
[6] Данный термин, как пишет К. Лоренц, принадлежит Д. Кэмпбеллу [13,с.250.].
[7] Развернутую характеристику проксемики см. в: [11].
[8] Решающим фактором при этом является способность индивидуального распознавания сородичей.
[9] Это проявляется, в частности, в нарушении режима кормления: мать начинает кормить детенышей по их первому требованию [12,с.37.].
[10] Облигатный – видоспецифический. В отличие от облигатных, факультативные признаки проявляются как особенности индивидуального развития.
[11] Греч. “éu” означает «хорошо», «полностью».
[12] Неслучайно многие специалисты в области поведенческой биологии (этологии) трактуют эту науку как семиотическую (см.: [17,с.58.]).
[13] Различение, которое мы здесь проводим, как и любая классификация, в значительной мере условно. Морфологические конгруэнции существуют и на высших ступенях жизни и проявляются в специфической «подгонке» организменного строения самца и самки, родителей и детенышей (применительно к данным феноменом, термин «конгруэнции» был введен в биологию С.А. Северцовым). Тем не менее, данное различение фиксирует специфику двух эволюционно выработанных способов использования исходного ресурса пространственной близости, и в этом смысле методологически полезно. Кроме того, основные сферы действия морфологических конгруэнций — половая и репродуктивная — если и являются исходной базой развития социальных отношений, отнюдь не раскрывают последние во всей их полноте и специфике.
[14] Использование категорий «организм» и «индивид» в междисциплинарном контексте заставляет прибегать к оговоркам, в силу чрезвычайной запутанности терминологической ситуации с этими понятиями в биологии. В рамках данной статьи нет необходимости ни прояснять данную ситуацию, ни прибегать к современным биологическим интерпретациям названных понятий (см. об этом в: [36]); достаточно указать на то, что в настоящем тексте в соответствии с историко-социологической традицией под «организмом» понимается феномен органической или сверх-органической структурной целостности, а «индивид» трактуется как синоним «особи».