Этот уровень условно обозначается как «третий уровень концептуализации оснований познания». В этом случае исследователь работает в формате заданной «извне», т. е. нетематизируемой им когнитивной модели. Этот процесс осуществляется в виде проработки методологических принципов в рамках заданной системы координат, в виде конкретных теоретических построений, а также в виде кодификации результатов познания в контексте определения их практической значимости.
В подобном случае акцент делается на анализе, кодификации и использовании существующих теоретико-методологических построений. Примыкая к определенной научной традиции, исследователь осваивает сформированные в ней методологические инструменты, применяет их в ходе анализа различных теоретических конструкций на предмет их непротиворечивости, ценности, адекватности с точки зрения критериев, выработанных в признаваемой им научной традиции. Он использует соответствующий инструментарий в ходе решения конкретных когнитивных задач.
Здесь необходимо сказать несколько слов по поводу освоения ученым принимаемой им научной традиции, а также его собственного развития. Важным в данном случае является то обстоятельство, что на третьем методологическом уровне соответствующие процессы не предполагают обращения исследователя к концептуализации принципов, определяющих эпистемологическое пространство осваиваемой научной традиции. Это, конечно, не исключает возможности выбора ученым пути следования той или иной научной традиции. Так, в случае осознания им ограниченности, противоречивости или неадекватности используемого методологического инструментария, в случае появления сомнений по поводу целесообразности следования некоторой эпистемологической традиции он вполне может изменить свои методологические «пристрастия» (в логике «проб и ошибок» К. Поппера), отказаться от «устаревшей» концептуальной системы 3 . Однако предпосылки подобного «отказа» проявляются в формате применения соответствующих теоретико-методологических образований. Исследователь в данном случае сталкивается с неадекватностью концептуальной системы с точки зрения ее ограниченности в решении практических когнитивных задач и ищет замену подобной системы (теория, концепция) в рамках иной научной традиции. При этом данный процесс, как правило, не сопровождается проблематизацией принципов соответствующих когнитивных моделей. Подобные модели не существуют для исследователя, работающего в формате заданной «извне» системы координат, что определяется методологическим «потолком» характеризуемого уровня актуализации познавательного процесса 4 . Если же ученый в ходе собственного развития проявляет способность идентифицировать когнитивную модель и работать с ней, то речь заходит уже о «втором методологическом уровне», что не имеет прямого отношения к параметрам «третьего уровня», так как в подобном случае проявляется совсем другая глубина осознания исследователем себя в качестве субъекта познания — совсем другая глубина концептуализации им собственных оснований 5 .
Проблема формирования когнитивной модели
«Второй уровень концептуализации оснований познания» — это уровень, на котором исследователь (сообщество) осознает себя в качестве субъекта формирования когнитивной модели. Последняя из внешней детерминанты превращается в предмет и условие познавательного процесса. Отсюда всякое исследование, осуществляемое на этом методологическом уровне, является ориентированным на формирование, разработку и обоснование значимости теоретико-методологической системы координат, которая постоянно присутствует в фокусе познавательного процесса, хотя в том или ином контексте исследования может и не являться предметом последнего.
В сравнении с «третьим» данный методологический уровень характеризуется большей устойчивостью позиции исследователя. В связи с большей глубиной проработки ученым собственных оснований его теоретические построения становятся более последовательными, а отстаивание своей позиции приобретает более «непреклонный» характер. И связано это с тем, что «отказ» от той или иной позиции в данном случае — это не столько проблема выбора между существующими концепциями, сколько вопрос сохранения ученым собственной теоретико-методологической идентичности 6 .
Разработка исследователем когнитивной модели в контексте осознания себя в качестве субъекта ее формирования не только открывает перед ним больший горизонт познавательных возможностей, но и наделяет грузом ответственности за последовательное развитие исходных методологических принципов и обоснование значимости соответствующей позиции. Это, безусловно, делает его позицию более инертной, превращает исследователя в объект всевозможной критики, но в то же время придает значительно больший теоретико-методологический вес результатам его работы, поскольку именно конструирование когнитивных моделей делает возможным появление научных школ, традиций, векторов развития познавательного процесса — процесса, который осуществляется в пределах когнитивного горизонта той или иной модели познания. А это то, без чего не существует «третьего уровня», так как применять, кодифицировать можно только сформированную когнитивную модель. Этот процесс всегда вторичен, производен от процесса конструирования соответствующего эпистемологического образования 7 .
Особенностью осознания исследователем себя в качестве субъекта формирования когнитивной модели является то, что в условиях сосуществования различных концептуальных систем «прозрачна» для него только собственная система координат. Он идентифицирует ее в качестве целостного методологического образования, имея возможность работать с ее конфигурацией на метатеоретическом уровне. Причем, «поднимаясь» на уровень метатеоретической работы с системой координат, которая в данном случае становится структурой критериев, исследователь «видит» и другие когнитивные модели, проявленные в качестве самодостаточных абстрактно-логических структур. Но «видит» он их, исходя из собственных оснований. Это означает, во-первых, отсутствие возможности посмотреть на окружающий мир с позиции другой когнитивной модели 8 , во-вторых, восприятие послед-ней в качестве «конкурирующей» концептуальной системы и, в-третьих, рассмотрение «чужой» концептуальной системы с точки зрения ее соответствия собственным методологическим основаниям. И хотя обоснование доминантности собственной когнитивной модели как «привилегированной» по отношению к другим проявляется в разных формах у различных исследователей (на данном методологическом уровне), суть от этого не меняется. Формируя когнитивную модель, исследователь осваивает окружающий мир, и он просто не может исходить при этом из ложности своих оснований или их вероятностного характера.
Опровержимыми, имеющими вероятностный характер могут быть результаты исследования, осуществляемого на основе подобных принципов, но не сама система координат. В формате конституирования методологических принципов последней вопрос об истинности вообще не ставится, так как его актуализация требует содержания, которое проявляется «внутри» подобной системы координат 9 . Когнитивная модель — это не интерпретация действительности, а структура, опосредующая концептуализацию окружающего мира. Отсюда, формируя ее, исследователь озабочен не доказательством истинности последней в смысле соответствия окружающему миру. Проблемой здесь является не стремление к «истине-соответствию», поскольку для поиска подобного соответствия не существует «аналогов», но обеспечение когерентности когнитивной модели и ее самодостаточности в качестве структуры критериев.
Ученый, работающий на втором методологическом уровне, занимается конструированием и проработкой когнитивной модели в качестве самодостаточной системы координат, которая как таковая безотносительна к другим когнитивным моделям (с точки зрения данного уровня концептуализации оснований). Это означает, что, будучи системой координат, осознаваемой на данном методологическом уровне, она не соприкасается с другими когнитивными моделями как таковыми. Невозможно, находясь в пределах одной когнитивной модели, идентифицировать другую в качестве целостной, самодостаточной системы координат 10 . А выйти за пределы собственной когнитивной модели (не «дистанцироваться» в ходе проявления метатеоретической перспективы, сохраняя при этом собственную позицию на «базовом» уровне концептуальной системы, а выйти за пределы последней), не лишившись теоретико-методологической идентичности, на этом методологическом уровне невозможно.
Как следствие, «взаимодействие» когнитивных моделей принимает здесь опосредованный характер конкуренции «научно-исследовательских программ». В этом смысле формирование когнитивной модели представляет собой не только разработку методологического каркаса и его концептуальное развертывание в виде системы эпистемологических принципов и онтологических представлений. Этот процесс также предполагает «доказательство» практической значимости (не истинности, а именно значимости) когнитивной модели. И только на этом этапе становится возможным (и необходимым) обращение исследователя к содержательным проекциям или теоретико-методологическим фрагментам других когнитивных моделей. А это объясняет его ориентацию на обоснование доминантности собственных представлений и оценку теоретических построений других исследователей исключительно с точки зрения соответствия их выводов его собственным методологическим предпосылкам 11 . Это, конечно, не означает, что данный процесс исключает возможность развития субъектом познания своих представлений в ходе «опредмечивания» методологических предпосылок в виде научной теории (философской концепции), но предполагает, что осуществление названного процесса ориентировано на усиление когерентности собственной концептуальной системы, с одной стороны, и поиск путей расширения объяснительных возможностей опосредованных ею теоретических построений — с другой 12 .