Стратегия жизни выступает как комплексное явление, состоящее из нескольких взаимосвязанных элементов, уникальное соединение которых составляет неповторимость жизнь человека. Изменение одного из элементов влечет за собой существенные перемены в жизни личности. Жизненная стратегия включает в себя три взаимозависимых компонента: 1) ндивидуальный (внутренний), т. е. готовность к проектированию своей жизни, активность в формировании собственной стратегии, уровень притязаний, наличие жизненной цели; 2) социальный, т. е. достижение определенного социального положения в обществе, вхождение в социальную группу, приобретение желаемого социального статуса, ориентация на общественные нормы; 3) культурный — следование определенным культурным образцам, соблюдение традиций [см.: Федотова, 2000]. Индивидуальный компонент жизненной стратегии, в свою очередь, делится на количественные (уровень ответственности и осмысленности жизни) и качественные (жизненные цели, система ценностей личности) составляющие [см.: Васильева, Демченко, 2001]. Объединяя в себе несколько компонентов, стратегия жизни позволяет задать границы для личностного, социального и культурного развития человека. На процесс формирования жизненных стратегий влияет множество факторов. Влияние может быть позитивным (четкая прорисовка целей, появление более эффективных способов решения задач, быстрое достижение цели и т. д.) и негативным (искажение стратегии, выбор девиантных способов совладания с трудностями, препятствия на пути к достижению цели и т. д.). Мы полагаем, что к негативным факторам, оказывающим существенное влияние на реализацию жизненной стратегии, относится среди прочих и насилие в семье.
В социологической литературе насилие в семье (домашнее насилие) рассматривается как система отношений, сложившаяся между членами семьи, характеризующаяся высокой степенью закрытости, жесткой иерархией и консервативностью, подкрепленная общественными нормами и культурными традициями. Данные отношения выстраиваются одним из членов семьи, который для утверждения своей власти и контроля над остальными применяет очень жестокие меры. Согласно общемировой статистике чаще всего жертвами насилия в семье являются женщины и дети (90—95 % всех выявленных случаев домашнего насилия) [см. об этом: Писклакова, Синельников, 2004, 103]. Латентный характер проблемы приводит к различным социальным последствиям: потери человеческих жизней, расходы на социальную помощь для пострадавших, на судебную систему, систему здравоохранения, нарушение социализации детей, рост алкоголизации, наркомании, преступности и проституции среди несовершеннолетних.
Проблема насилия в семье, безусловно, относится к самым страшным социальным бедам нашего общества. Согласно официальным данным, в РФ около 2 млн детей избиваются родителями ежегодно, для 200 тыс. из них результатом становиться смерть, для 2 тыс. самоубийство, а 50 тыс. детей уходят из дома [Дети и суд, 2003, 4]. На 1 января 2007 г. на учете в социальных учреждениях Свердловской области состояло 9 290 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывалось 16 918 детей [Мир в семье, 2008, 11]. В 2006 г. (по данным пресс-службы ГУВД по Свердловской области) сотрудниками правоохранительных органов было зарегистрировано более 18 тыс. заявлений по насилию в семье, к уголовной ответственности было привлечено более 1, 5 тыс. обидчиков [см.: Обл. газ., 2007. № 29—30].
Насилие в семье может проявляться в форме психологического, физического, экономического либо сексуального принуждения, приводя к различной степени нарушений в процессе жизненного проектирования пострадавших. Домашнее насилие препятствует удовлетворению основных потребностей человека, в первую очередь подрывает необходимость каждого человека чувствовать себя в безопасности. Постоянная неудовлетворенность приводит к депривации человека, подтачивает его уверенность в будущем, базовое доверие к миру, лишает возможности бороться и преодолевать трудности. Насилие в семье в первую очередь оказывает влияние на активность личности пострадавших [см.: Абульханова-Славская, 1991, 93], приводит к подавлению и искажению инициативы и ответственности. Вследствие этого формирование жизненной стратегии искажается, человек не пытается решить свои проблемы, мало рассчитывает на поддержку социального окружения, так как полагает, что никто не может помочь ему в ситуации насилия в семье. В нашей стране подробные социологические исследования проблемы домашнего насилия еще только начинаются. В 2007 г. было проведено первое исследование судебных дел по преступлениям внутри семьи. Данные этого исследования помогают оценить социально-экономическое положение пострадавших, проанализировать развитие ситуации до того, как произошло преступление. Всего было исследовано 200 дел по преступлениям, совершенным в Свердловской области в 2006—2007 гг. Более 50 % всех преступлений связаны с причинением побоев и угрозой убийства или причинением тяжкого вреда здоровью. Следует отметить, что в соответствии с данными этого исследования чаще всего в суд обращаются женщины, имеющие невысокий уровень образования (только 3, 6 % имеют высшее образование), 46, 8 % имеют постоянное место работы, а 6, 8 % пострадавших находились в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. Для большинства пострадавших несвойственно прибегать к помощи социального окружения в решении данной проблемы: лишь 2, 7 % всех пострадавших (6 человек) искали поддержки в центрах социальной защиты населения или/и в сельской администрации, только 4, 5 % пользовались услугами адвокатов, в то время как подсудимые обращались за услугами адвоката в 79, 5 % всех дел. Данные свидетельствуют, что несмотря на возможность получить помощь и наличие необходимых ресурсов для этого женщины игнорируют возможности социального окружения, подвергая тем самым себя и своих детей дополнительному риску [Мир в семье, 2008, 5] 1 .
Насилие в семье влияет на все сферы человеческой жизни — биологическую, психологическую, социальную, духовную, нарушает функционирование каждой из них: затрудняет удовлетворение физиологических потребностей, переворачивает систему ценностей, нарушает коммуникации человека, дезорганизует социальную жизнь человека, изменяет мотивы его поведения и т. д. Существуют разные способы того, как нужно справляться с ситуацией домашнего насилия. К. Муздыбаев в своей работе «Стратегия совладания с жизненными трудностями» выделяет два подхода к способам преодоления жизненных затруднений. Первый подход (Перлин и Шулер), основанный на необходимости изменения отношения к проблеме, включает три стратегии: 1) стратегию изменения проблемы (активные действия по ее решению), 2) стратегию изменения способа видения проблемы (принятие ситуации и попытка увидеть положительное в ней) и 3) стратегию управления эмоциональным дистрессом (контроль над эмоциями). Второй подход (Мосс и Шеффер), который разделяет сам Муздыбаев, основан на том, что процесс преодоления жизненных затруднений включает в себя последовательное использование трех стратегий: 1) стратегии, сфокусированной на оценке (понять ситуацию, оценить ее последствия, если перспектива разрешения ситуации неблагоприятная, то включаются механизмы отрицания или преуменьшения угрозы); 2) стратегии, сфокусированной на проблеме (поиск поддержки в социальном окружении, конкретные действия по решению проблемы); 3) стратегии, сфокусированной на эмоциях (управление чувствами, поддержание эмоционального равновесия, надежда на лучшее) [см.: Муздыбаев, 1998].
Нам представляется необходимым скорректировать предложенные классификации применительно к пострадавшим от насилия в семье. Основываясь на классификации Перлин и Шулер, мы выделяем следующие три стратегии поведения пострадавших в ситуации домашнего насилия:
• стратегия активного сопротивления (неприятие насилия, контрнападение, поиск социальных ресурсов, попытки изменить насильника и др.);
• стратегия отрицания проблемы (игнорирование проблемы, попытка скрыть последствия, отрицание насилия);
• стратегия выживания (принятие насилия как нормы семейной жизни, стремление свести к минимуму отрицательные последствия, попытка переосмыслить ситуацию и изменить отношение к ней).
Зачастую выбор той или иной стратегии поведения определяется доступом к социальным ресурсам и личностными качествами человека. Чем больше человек ориентирован на общественные и культурные ценности, тем вероятнее его уход в себя, если насилие расценивается как нормальное явление. Согласно данным общероссийского исследования, проведенного в 2003 г. с участием около 2 100 человек, только четверть опрошенных мужчин считают избиение жены преступлением, остальные полагают, что побои и пьянство мужа — недостаточные основания для развода. В рамках этого исследования была выявлена прямая связь между представлениями респондентов о допустимости насилия и существованием насилия в их семьях [см.: Горшкова, Шурыгина, 2004]. Чем более человек способен осмыслить происходящее в своей жизни, чем выше его социальный статус, тем вероятнее, что он выберет стратегию минимизации последствий либо ухода в себя, так как ему сложнее оказывается признаться себе и окружающим, что он потерпел неудачу в семейной жизни, стыдно признать перед всеми факт насилия в семье.
В заключение хотелось бы отметить, что жизненные стратегии пострадавших от домашнего насилия во многом определяются степенью риска для их жизни и здоровья. Чем подобный риск выше, тем сильнее жизненные стратегии приближены к стратегиям выживания. Насильственные действия со стороны близкого человека воспринимаются как угроза личностной безопасности, вызывают напряжение, которое долгое время не снижается, и вынуждают человека изменять свое обычное поведение, подчиняясь требованиям критической ситуации. Зачастую насилие в семье приводит к существенному изменению жизни человека, ориентируя пострадавшего не на достижение целей, а на выживание в опасной и непредсказуемой среде, которой становиться семья. Другой специфической особенностью жизненных стратегий жертв домашнего насилия является их однонаправленность: в зависимости от личностных особенностей пострадавшие начинают самореализовыватся в какой-то одной сфере, вне семьи. Многие пострадавшие, которые по разным причинам не могут полностью решить проблему насилия, начинают заниматься искусством (рисование, лепка, вышивание и т. д.), другие с головой уходят в работу, изо всех сил стремясь доказать, что они на многое способны в профессиональной деятельности, третьи посвящают себя детям… Насилие в семье существенно ограничивает сферы жизнедеятельности пострадавших, в отдельных случаях затрудняет или даже изменяет направление развития их личности.