Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ и общая характеристика истории развития естественнонаучных картин мира (стр. 3 из 4)

Выдвижение на передний край естествознания биологических проблем, а также особая специфика живых систем дали повод целому ряду ученых заявить о смене лидера современного естествознания. Если раньше таким бесспорным лидером считалась физика, то теперь в таком качестве все больше выступает биология. Основой устройства окружающего мира теперь признаются не механизм и машина, а живой организм. Однако многочисленные противники такого взгляда не без основания заявляют, что поскольку живой организм состоит из тех же молекул, атомов, элементарных частиц и кварков, то по-прежнему лидером естествознания должна оставаться физика.

По-видимому, вопрос о лидерстве в естествознании зависит от множества разнообразных факторов, среди которых решающую роль играют: значение лидирующей науки для общества, точность, разработанность и общность методов ее исследования, возможность их применения в других науках. Несомненно, однако, что самыми впечатляющими для современников являются наиболее крупные открытия, сделанные в лидирующей науке, и перспективы ее дальнейшего развития. С этой точки зрения биология второй половины XX столетия может рассматриваться как лидер современного естествознания, ибо именно в ее рамках были сделаны наиболее революционные открытия.

Различение способов рассмотрения организации сферы природы приводит к формированию различных концепций описания природы, что соответствует также существованию аналогичных способов рассмотрения экономики. Так, корпускулярная и концептуальная концепции описания природы отображаются соответственно в микро- и макроэкономике посредством наличия общих алгоритмов исследования природы и экономики, либо как состоящих из отдельных элементов, либо как представляющих собой единое целое. В то же время концепции существования порядка или беспорядка в природе находят свое отражение и в сфере экономики, где различают концепцию самодостаточности экономической системы, не нуждающейся в ее упорядочении со стороны государства, и концепцию необходимости государственного регулирования экономической системы, неспособной к автоматическому установлению равновесия (порядка).

Научный метод представляет собой яркое воплощение единства всех форм знаний о мире. Тот факт, что познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, свидетельствует, с одной стороны, о взаимосвязи и единстве этих наук, а с другой — об общем, едином источнике их познания, которым служит окружающий нас объективный реальный мир: природа и общество[12].

Широкое распространение идей и принципов системного метода способствовало выдвижению ряда новых проблем мировоззренческого характера. Более того, некоторые западные лидеры системного подхода стали рассматривать его в качестве новой научной философии, которая в отличие от господствовавшей раньше философии позитивизма, подчеркивавшей приоритет анализа и редукции, главный упор делает на синтез и антиредукционизм. В связи с этим особую актуальность приобретает старая философская проблема о соотношении части и целого.

Многие сторонники механицизма и физикализма утверждают, что определяющую роль в этом соотношении играют части, поскольку именно из них возникает целое. Но при этом они игнорируют тот непреложный факт, что в рамках целого части не только взаимодействуют друг с другом, но и испытывают действие со стороны целого. Попытка понятъ целое путем сведения его к анализу частей оказывается несостоятельной именно потому, что она игнорирует синтез, который играет решающую роль в возникновении любой системы. Любое сложное вещество или химическое соединение по своим свойствам отличается от свойств составляющих его простых веществ или элементов. Каждый атом обладает свойствами, отличными от свойств образующих его элементарных частиц. Короче, всякая система характеризуется особыми целостными, интегральными свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Противоположный подход, опирающийся на приоритет целого над частью, не получил в науке широкого распространения потому, что он не может рационально объяснить процесс возникновения целого. Нередко поэтому его сторонники прибегали к допущению иррациональных сил, вроде энтелехии, жизненной силы, и других подобных факторов. В философии подобные взгляды защищают сторонники холизма (от греч. holos — целый), которые считают, что целое всегда предшествует частям и всегда важнее частей. В применении к социальным системам такие принципы обосновывают подавление личности обществом, игнорирование его стремления к свободе и самостоятельности.

На первый взгляд может показаться, что концепция холизма о приоритете целого над частью согласуется с принципами системного метода, который также подчеркивает большое значение идей целостности, интеграции и единства в познании явлений и процессов природы и общества. Но при более внимательном знакомстве оказывается, что холизм чрезмерно преувеличивает роль целого в сравнении с частью, значение синтеза по отношению к анализу. Поэтому он является такой же односторонней концепцией, как атомизм и редукционизм.

Системный подход избегает этих крайностей в познании мира. Он исходит из того, что система как целое возникает не каким-то мистическим и иррациональным путем, а в результате конкретного, специфического взаимодействия вполне определенных реальных частей. Именно вследствие такого взаимодействия частей и образуются новые интегральные свойства системы. Но вновь возникшая целостность, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на части, подчиняя их функционирование задачам и целям единой целостной системы.

Мы видели, что не всякая совокупность или целое образуют систему, и в связи с этим ввели понятие агрегата. Но всякая система есть целое, образованное взаимосвязанными и взаимодействующими его частями. Таким образом, процесс познания природных и социальных систем может быть успешным только тогда, когда в них части и целое будут изучаться не в противопоставлении, а во взаимодействии друг с другом, а анализ сопровождаться синтезом.

3. Представления об эволюционной картине мира.

«Что такое эволюция – теорема, система, гипотеза?. Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она - основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, - вот что такое эволюция»[13].

В словах П.Тейяра де Шардена слово «эволюция» следует заменить на слово «эволюционизм», поскольку у него идет здесь речь не об эволюции как таковой, под которой понимают развитие мира, а об эволюционном мировоззрении или эволюционизме. Эволюционизм - это мировоззрение будущего. Сама эволюция, как бы человечество ни сопротивлялось ей, заставит эволюционизм овладеть массовым, общественным сознанием.

Но что это такое - эволюционное мировоззрение?

Под мировоззрением вообще понимают систему взглядов, сквозь призму которой человек видит мир. Результатом такого видения и является та или иная картина мира. Носитель эволюционного мировоззрения видит в мире результат его многомиллионного развития. Вот почему его картину мира можно назвать эволюционной.

Каким образом можно изобразить эволюционную картину мира в самом общем виде?

С эволюционной точки зрения все мироздание (этим словом мы можем метафорически назвать наш мир) имеет четыре этажа. Первый его этаж составляет физическая (мертвая, неорганическая, косная) природа. Она вечна, хотя и она эволюционирует. Физическую эволюцию мы будем называть физиогенезом. Частью этой эволюции является геогенез - происхождение и развитие Земли.

Второй этаж мироздания - живая природа. Она вышла из недр физической материи. Ее происхождение - величайшая тайна. Происхождение жизни и ее эволюцию иначе называют биогенезом.

Третий этаж мироздания нематериален. Это психика. Она результат эволюции животного мира. Ее эволюция называется психогенезом.

Четвертый этаж мироздания - культура. Что это такое? Культуру составляет все то, что создано человеком для удовлетворения его биологических (в пище, одежде, жилище) и духовных (в религии, науке, искусстве, нравственности и т.д.) потребностей. Культурную эволюцию мы будем называть культурогенезом.

Культурогенез есть не что иное, как процесс очеловечивания или гоминизации. Культура и человек - понятия синхронные: с того момента, как наши животные предки, благодаря их долгой психической эволюции, стали способны создавать первые продукты культуры, они перестали быть животными, а точнее - они вступили на путь гоминизации, превращения в людей. Этот процесс продолжается. У одного человека он достиг большего прогресса, у другого - меньшего. Это значит, что первый в большей мере стал человеком, а другой - в меньшей, т.е. сохранил большую близость с нашими животными предками.

Таким образом, понятие «человек» есть понятие эволюционное. Кроме того, понятия «культура» и «человек» - это понятия однородные. Вот почему очеловечивание (гоминизация) есть не что иное, как окультуривание. Окультуриваться (или очеловечиваться) - значит усваивать культурные ценности, созданные в прошлом, воспроизводить их в настоящем и создавать новые для будущего.