Итак, подытожим сказанное. Первый этаж мироздания - физическая природа (внутри него осуществляется физиогенез), второй этаж мироздания - живая природа (внутри него происходит биогенез), третий этаж мироздания - психика (внутри него протекает психогенез) и четвертый этаж мироздания - культура, внутри которого осуществляется культурогенез. Самый старый из этих этажей - первый, самый молодой - последний. Вот почему мироздание скорее похоже не на современный многоэтажный дом, а не крыльцо. Правда, у нижней его ступеньки нет ни начала, ни конца. Что касается трех последующих ступенек, то у них есть начало и, как это ни печально признавать, возможен конец. Он возможен, скажем, с прекращением солнечной энергии, поступающей на Землю.
Дело в том, что в каждом этаже мироздания (или «мирокрыльца») протекают не только прогрессивные, эволюционные, процессы, но и регрессивные, инэволюционные. Прогресс всегда борется с регрессом, эволюция - с инэволюцией. Так, в живой природе инэволюционные процессы связаны с биологическим вырождением, в психике - с психической дегенерацией, в культуре - с ее разрушением[14].
Но не только внутри каждого этажа мироздания происходит борьба эволюции с инэволюцией, эта борьба осуществляется и между разными его этажами: мертвая природа губит живую, живая природа наступает на мертвую и т.д. Но наибольшим инэволюционным потенциалом сейчас обладает культура. Она не только оберегает сама себя и весь мир, но и разрушает его: загрязняет физическую природу, уничтожает живую, перенасыщает психику человека зловредной информацией, которая делает нас психопатами.
Что же отсюда следует? Отсюда следует, что эволюционист видит в мире не только одну эволюцию, он видит в нем и ее противоположность - инэволюцию. Он видит в мире единство и борьбу эволюции с инэволюцией. Но мало видеть, надо и что-то делать! Что же делать людям, вступившим на путь эволюционизма? Содействовать победе эволюции над инэволюцией! Но для начала следовало бы разобраться с понятием эволюционной картины мира.
Под картиной мира обычно понимают «совокупность мировоззренческих знаний о мире»[15]. Эволюционист видит в современном мире результат его долгого развития. Он может выделить в нем четыре части - физическую (мертвую) природу, живую природу, психику и культуру.
Каждая из частей мира составляет предмет четырех частных наук - физики (в широком понимании этого термина), биологии, психологии и культурологии. Эти науки называют частными потому, что каждая из них изучает соответственную часть мира.
Над частными науками возвышается общая наука - наука о мире в целом. Это философия. Она исследует все четыре вида объектов - физические, биологические, психологические и культурологические, но со стороны их общих особенностей. Эти особенности - объективная основа философских категорий (часть и целое, сущность и явление, качество и количество, время и пространство и т.п.). Каждый объект - часть и целое, сущность и явление и т.д[16].
Любая часть мира имеет сложное строение. Так, физическая природа состоит из звезд, к которым принадлежит и Солнце, и планет, к числу которых относится и Земля. Нашу Землю покрывают атмосфера и гидросфера, а сама она состоит из ядра, мантии и земной коры. Физический мир изучается физическими науками, куда входят астрономия, геология, география, химия, микрофизика и др.
Пожалуй, наибольшей сложностью среди четырех частей мира отличается культура. Ее составляет все то, что создано человеком для удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Вот почему она делится на материальную и духовную. Основными компонентами материальной культуры являются пища, одежда, жилище и техника; основными компонентами духовной культуры - религия, наука, искусство, нравственность, политика и язык.
Каждый из выделенных компонентов культуры изучается соответственной наукой.
Так, религия изучается религиеведением, наука - науковедением, искусство - искусствоведением, нравственность - этикой, политика - политологией, а язык - лингвистикой (языкознанием). Более того, шесть сфер духовной культуры - религия, наука, искусство, нравственность, политика и язык - изображают наш мир по-своему. Иначе говоря, этот мир отображается в разных его картинах. Вот почему существует шесть базовых разновидностей картины мира - религиозная (мифологическая), научная, художественная, нравственная, политическая и языковая.
Профессиональными носителями религиозной картины мира являются священники, научной - ученые, художественной - художники, нравственной - нравственные учители (моралисты), политической - политики и языковой - рядовые носители конкретного языка.
Заключение
На рубеже ХХI века естествознание, по-видимому, вступает в новую историческую фазу своего развития - на уровень постнеклассической науки.
Для постнеклассической науки характерно выдвижение на первый план междисциплинарных, комплексных и проблемно-ориентировочных форм исследовательской деятельности. Все чаще в определении познавательных целей науки начинают играть решающую роль не внутринаучные цели, а цели экономического и социально-политического характера.
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Исторически развивающиеся системы представляют собой более сложный тип объекта даже по сравнению с саморегулирующимися системами. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, изменяет свою структуру, характеризуется принципиальной необратимостью процессов и др. Среди таких систем особое место занимают природные комплексы, в которые включен сам человек (объекты экологии, медико-биологические объекты, объекты биотехнологии, системы “человек-машина” и др.)
Становление постнеклассической науки приводит к изменению методологических установок естественнонаучного познания[17]:
формируются особые способы описания и предсказания возможных состояний развивающегося объекта - построение сценариев возможных линий развития системы (в том числе и в точках бифуркации);
идеал построения теории как аксиоматическо-дедуктивной системы все чаще сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний, основанных на методах аппроксимации, компьютерных программах и т.д.;
в естествознании все чаще применяются методы исторической реконструкции объекта, сложившиеся в гуманитарном знании;
по отношению к развивающимся объектам изменяется и стратегия экспериментального исследования: результаты экспериментов с объектом, находящимся на разных этапах развития, могут быть согласованы только с учетом вероятностных линий эволюции системы; особенно это относится к системам, существующим лишь в одном экземпляре - они требуют и особой стратегии экспериментального исследования, поскольку нет возможности воспроизводить первоначальные состояния такого объекта;
нет свободы выбора эксперимента с системами, в которые непосредственно включен человек;
изменяются представления классического и неклассического естествознания о ценностно-нейтральном характере научного исследования - современные способы описания объектов (особенно таких, в которые непосредственно включен сам человек) не только допускают, но даже предполагают введение аксиологических факторов в содержание и структуру способа описания (этика науки, социальная экспертиза программ и др.).
Есть все основания считать, что по мере дальнейшего развития науки все эти современные особенности естественнонаучного познания будут проявлять себя в еще более контрастных и очевидных формах.
Список литературы
Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2003 г., 234 с.
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.: 2001., 220 с.
Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Изд. “Центр”, 1999., 332 с.
Грушевская Т. Г., Садохин П.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: Высшая школа. – М.: 2003., 178 с.
Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000., 257 с.
Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2005., 832с.
Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998., 190 с.
Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000., 356 с.
Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов /нД: “Феликс”, 2002. – 448с.
Краткая философская энциклопедия // Под ред. Е.Ф.Губского. – М., 1994. – С.201.
Материалы сайта http://www.helpeducation.ru/
Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. “Гардарики”. – М.: 2001., 285 с.
Планк М. Введение в теоретическую физику. Механика деформируемых тел. – М.: 3-е изд., испр. – 2005.
Потеев М. И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург., «Питер», 2002., 319 с.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: 1986.
Пьер Тейяр де Шарден Феномен человека. – М., 1987.
Работа предоставлена пользователем Student.km.ru.
[2] Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.: 2001., 220 с.
[3] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: 1986.
[4] Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания. – М.: МГУК, 2003 г., 234 с.
[5] Горелов А.А. Концепция современного естествознания. – М.: Изд. “Центр”, 1999., 332 с.
[6] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/
[7] Потеев М. И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург., «Питер», 2002., 319 с.
[8] Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000., 356 с.
[9] Найдыш В.М. Концепция современного естествознания. “Гардарики”. – М.: 2001., 285 с.
[10] Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов /нД: “Феликс”, 2002. – 448с.
[11] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.: 1986.
[12] Грушевская Т. Г., Садохин П.П. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие: Высшая школа. – М.: 2003., 178 с.
[13] Пьер Тейяр де Шарден Феномен человека. – М., 1987.
[14] Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000., 257 с.
[15] Краткая философская энциклопедия // Под ред. Е.Ф.Губского. – М., 1994. – С.201.
[16] В работе были использованы материалы сайта http://www.helpeducation.ru/
[17] Потеев М. И. Концепции современного естествознания, Санкт-Петербург., «Питер», 2002., 319 с.