Ильин выступал не за прямые выборы, а за многоступенчатые. На первой стадии будут избираться не члены Государственной думы, а выборщики, и притом выборщики выборщиков: «…села избирают волостных выборщиков, волостные избирают уездных, уездные – губернских, губернские – членов Государственной думы… Это были бы выборы общие (с повышенным качественным и возрастным уровнем), равные (ибо никто бы не имел более одного голоса) и многостепенные» 38 . Важным элементом будущих выборов должна стать их конкурсность. Правительство и народ должны предлагать своих кандидатов на равноправной основе. Так, на волостных выборах четырех кандидатов должен представлять сель-ский сход и четырех кандидатов – начальник уезда. После консультаций остаются по два кандидата с каждой стороны. Уездные и губернские выборы должны быть проведены по такой же схеме. При такой сложной системе отбора важным является не партийная принадлежность кандидата, а его годность, полезность, честность, справедливость, ум и опыт. Грядущей России нужна организованная ставка на качество.
Избирательные права должны получить мужчины начиная с 25 лет и женщины с 30 лет, но с условием, что эти права должны быть соразмерны их государственному горизонту и политической силе суждений. В соответствии с этим избирательного права должны быть лишены люди, «не разумеющие смысла свободы, долга, служения и ответственности; решительно не понимающие государства, его жизни и интересов» 39 . Из избирательных списков должны быть исключены лица, замешанные и причастные к преступлениям коммунистического режима (рядовые коммунисты – на 20 лет, члены Совнаркома, Чека, МВД – навсегда, доносчики – на 20 лет), лица порочных профессий (скупщики краденого, спекулянты, содержательницы публичных домов), члены террористических партий, пьяницы, наркоманы, уголовники, отбывшие срок, – на 10 лет, а также активные безбожники, слабоумные. Лишение избирательных прав должно происходить путем тайного голосования на собрании граждан. Общий список граждан, составленный участковым начальником, зачитывается на собрании граждан. Голосованию о лишении избирательных прав подлежал всякий, против которого было подано пять отводящих записок – без подписи, но с указанием законного основания для отвода. Записки зачитывались вслух, и отведенный имел право выразить публично свое мнение. После этого вопрос решался простым большинством при закрытом голосовании.
Предложения Ильина по ограничению избирательных прав граждан были реализованы в конце XX столетия в странах, освободившихся от коммунистических режимов, – Чехии, Эстонии, Латвии, Литве.
В статье «Основная задача грядущей России» Ильин четко формулирует принципы, на основе которых, по его мнению, должен формироваться правящий слой. Этот слой включает людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, которые несут народу не месть и раскол, а дух освобождения и справедливости. Основными задачами новой элиты является укрепление авторитета государственной власти, уважение к ценностям православной веры, духовной свободы, патриотическому чувству. Правящий слой – это не замкнутая каста: люди честности, ума и таланта должны получить возможность выдвижения наверх. При этом новый правящий слой должен понимать пределы государственной власти. Он призван «вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Он призван чтить и поощрять свободное творчество народа. Он не командует (за исключением армии), а организует и притом лишь в пределах общего и публичного интереса. …России нужна власть, верно блюдущая свою меру» 40 .
Идеи Ильина о формах государственной власти, избирательной системе, организации правящего слоя являются актуальными и для современной России. Так, А. И. Солженицын в своей статье «Как нам обустроить Россию» (1990) вслед за Ильиным пишет, что судьба России не должна быть отдана на откуп политическим партиям: «Интересы партий, да и само существование их – вовсе не тождественны с интересами избирателей… Соперничество партий искажает народную волю. Принцип партийности уже подавляет личность и роль ее, всякая партия есть упрощение и огрубление личности… Никакое коренное решение государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям. При буйстве партий – кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня» 41 . А. И. Солженицын согласен с Ильиным, что «власть – это заповеданное служение и не может быть предметом конкуренции партий» 42 . Выбирать нужно не партии, а отдельных лиц. Выбранный кандидат, по его мнению, должен на весь срок своего избрания выбыть из партии и нести личную ответственность перед массой своих избирателей. В. А. Солженицын также выступает за демократию малых пространств (небольшой город, поселок, станица, волость): «Только в таком объеме люди безошибочно смогут определить избранцев, хорошо известных им и по деловым способностям и по душевным качествам. Здесь – не удержатся ложные репутации, здесь не поможет обманное красноречие или партийные рекомендации» 43 . Он уделяет большое внимание развитию земского самоуправления, которое, по его мнению, должно включать четыре ступени: местное земство (некрупный город, район); уездное земство (современный район, крупный город); областное земство (область); всероссийское земство. В. А. Солженицын предлагает ввести при избрании депутатов систему цензов, в том числе ценз возрастной (кандидат должен быть старше 30 лет) и ценз оседлости (кандидат должен быть укоренен в данной местности и тесно связан с ее интересами). Голосование при этом надо производить только за отдельных лиц, хорошо знакомых.
В XX столетии в России не было более трезвого и глубокого политического мыслителя, чем Ильин. Он еще в 1920-х годах предвидел крушение коммунистического режима в СССР, научно обосновал неизбежность этого процесса, описал особенности посткоммунистического развития России, которые уже проявляются в современной политической и общественной жизни. Ильин глубоко верил в возрождение России, но при этом предупреждал, что возрождение будет длительным, это будет результатом работы нескольких поколений.
Список литературы
1 См.: Полторацкий Н. П. Русская религиозная философия // Вопр. философии. 1992. № 2. С. 134.
2 См.: Ильин И. А. Родина и мы: Ст. Смоленск, 1995. С. 331.
3 См.: Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Новый мир. 1991. № 10. С. 200.
4 См.: Ильин И. А. Родина и мы. С. 329.
5 См.: Там же. С. 329.
6 Ильин И. А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 10 т. М., 1994. Т. 4. С. 276.
7 Ильин И. А. Наши задачи // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2, кн. 1. С. 104.
8 См.: Ильин И. А. О монархии и республике // Вопр. философии. 1991. № 4. С. 129.
9 См.: Ильин И. А. Родина и мы. С. 465.
10 Там же. С. 465.
11 См.: Ильин И. А. О монархии и республике. С. 140.
12 См.: Там же. С. 135.
13 См.: Там же. С. 97.
14 См.: Там же. С. 136.
15 См.: Там же. С. 145.
16 См.: Там же. С. 133.
17 См.: Ильин И. А. За национальную идею // Слово. 1991. № 4. С. 55.
18 См.: Там же. С. 55.
19 Ильин И. А. Править должны лучшие // Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 2, кн. 1. С. 156.
20 Ильин И. А. Наши задачи. С. 7.
21 См.: Ильин И. А. О монархии и республике. С. 148.
22 Там же. С. 148.
23 Полторацкий Н. П. Иван Александрович: Жизнь, труды, мировоззрение: Сб. ст. // Собр. соч.: Кто мы? О революции. О революционном кризисе наших дней. М., 2001. С. 254.
24 Там же. С. 296.
25 См.: Ильин И. А. Наши задачи. С. 16.
26 См.: Там же. С. 156.
27 Там же. С. 38.
28 Там же. С. 24.
29 Там же. С. 39.
30 Ильин И. А. О сущности правосознания. С. 376.
31 См.: Ильин И. А. Наши задачи. С. 94.
32 Евлампиев И. И. От религиозного экзистенциализма к философии православия // Ильин И. А.: Pro et contra. СПб., 2004. С. 52.
33 Ильин И. А. О монархии и республике. С. 506.
34 Ильин И. А. О сущности правосознания. С. 379.
35 Ильин И. А. Какие же выборы нужны России // Ильин И. А.: Pro et contra. С. 519.
36 Там же. С. 516.
37 Там же. С. 518–519.
38 Ильин И. А. Какие же выборы нужны России. С. 517.
39 Там же. С. 519–520.
40 Полторацкий Н. П. Иван Александрович: Жизнь, труды, мировоззрение. С. 473.
41 Солженицын А. И. Как нам обустроить Россию // Государство Российское: власть и общество. М., 1996. С. 462.
42 Там же. С. 463.
43 Там же.