Значительная доля опрошенных склонна связывать отсутствие в обществе духовности с тем, что детей редко воспитывают в религиозной обстановке (72%). На наш взгляд, подобная позиция обусловлена тем, что в общественном сознании посредством СМИ активно формируется мнение, что религия, прежде всего православие, выступает единственной основой воспитания духовности в нашем обществе. В силу этого данное мнение часто разделяется людьми, весьма индифферентно относящимися к религии в целом и к православию в частности. Однако вряд ли оправданно причислять к носителям духовного начала только верующих людей.
Итак, к позитивным сторонам религиозного образования неверующими студентами было отнесено то, что человек с его помощью обогащается нравственно, к негативным – возможная дезадаптация в современном обществе. Так, ряд студентов УрАГС высказали мнение, что в религиозных образовательных учреждениях необходимо введение какой-либо специальной дисциплины, в рамках которой семинаристы могли бы изучать проблемы современного общества, реальные, а не только идеальные принципы выживания в нем. Подобное мнение продиктовано убеждением, что религиозное образование воспитывает инфантилизм, неприспособленность к жизни в современном обществе.
Среди опрошенных 72% не согласились с тем, что светское образование ограничивает духовное и нравственное совершенствование человека, и полагают, что данный тип образования развивает в человеке стремление к знаниям, попытку найти свое место в жизни.
Данные опроса выявили преобладающее мнение студентов государственных учебных заведений: система образования ни в коем случае не должна быть построена на религиозных началах. В то же время 52% признают полезным проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию учащихся (студентов) в качестве факультативов, 44% считают полезным включение в образовательные программы религиозных учебных заведений базовых дисциплин светского образования. Четкое разграничение светского и религиозного образования и недопущение их пересечения одобряется всего лишь 20% опрошенных.
Результаты исследования показали, что неверующая молодежь имеет сформировавшуюся позицию в отношении религиозного образования и достаточно хорошо осведомлена о нем. Неверующая студенческая молодежь позитивно оценивает некоторые черты религиозного образования, в то же время в большинстве своем не хотела бы его получать. В ее понимании быть верующим, получать религиозное образование – значит делать себя уязвимым для жизни в обществе рыночной экономики и конкуренции, неспособным адаптироваться к нему.
Безусловно, необходимость взаимодействия системы светского образования как с православной, так и с другими церквами очевидна. Вопрос состоит в поиске форм и аспектов такого взаимодействия. Все разногласия, касающиеся религиозного образования, необходимо преодолевать на основе закона, который также нуждается в совершенствовании.
На наш взгляд, задача светской школы – давать учащимся религиоведческие знания в качестве неотъемлемого компонента гуманитарного знания. Введение в школах религиозно ориентированных предметов будет означать клерикализацию государственной системы образования в России. В то же время учащиеся должны получать знания о религии как важной составляющей истории и культуры, у них необходимо формировать религиозную толерантность. Важная роль в реализации этой функции принадлежит современному светскому религиоведению.
Занятия по религиозному обучению для желающих можно организовать в рамках работы воскресных школ, катехизаторских курсов и других организационных форм развития непрофессионального религиозного образования. Тогда многие проблемы отпадут сами собой, ибо не будут ущемлены ничьи права, не нужно будет ломать голову над тем, как организовать факультативы сразу по многим религиям в рамках одной школы.
Необходимо разграничение официальной позиции школы и государства в отношении религии, с одной стороны, и личным убеждением преподавателя – с другой. И верующий и неверующий учитель обязан занимать нейтральную позицию в отношении религии.