Столь великое покровительство постоянно используется Сюгерием и между строк присутствует во всех его трудах. Наследие Сюгерия невелико, и в оригинале сохранилось только несколько писем и документов: им лично были написаны 26 писем (3 из них адресованы королю Франции, 5 – папе римскому), но почти все они относятся к четырем последним годам его жизни; также его руке принадлежат 8 из дошедших до нас 16 хартий аббата Сен-Дени. Сохранились хартии, написанные не Сюгерием, а касающиеся его (61 хартия), и письма адресованные аббату. Отправителями многих из них были такие известные личности, как герцог Жефруа д’Анжу, папа римский, Бернар Клервоский и Людовик VII; последнему принадлежит 21 письмо из 159.
Что касается написанных им текстов, он был автором 4 произведений, но все они известны по средневековым копиям. Cюгерий пишет 2 исторических произведения: «Жизнеописание Людовика VI Толстого» («Vita Ludovici Grosso»), первое его произведение, начатое в 1137 году, сразу после смерти короля, и законченное несколько лет спустя, около 1143 года, и «Жизнеописание Людовика VII Младшего» («De glorioso rege Ludovico, Ludovici filio»), которое осталось незаконченным и посвящено только первым годам правления Людовика VII до Второго крестового похода. Оба этих произведения уже в Средние века были включены в «Историю Французского королевства» и имеют особое историческое значение. Два других произведения относятся непосредственно к деятельности Сюгерия и представляют большой интерес как с философской, так и с художественной точки зрения.
«Описания освещения церкви Сен-Дени» («Scriptum consecrationis ecclesle Sancti Dionysii») Сюгерий пишет, по всей видимости, сразу после праздничного освящения новых хор, состоявшегося 11 июня 1144 года. Поистине пышное и грандиозное событие сопровождалось освящением более 20 алтарей и переносом реликвий святого Дионисия и двух его сподвижников при участии короля и всех высокопоставленных священнослужителей Франции. Почти все архиепископы и епископы, присутствовавшие на этой церемонии, по возвращении в свои обители начнут перестройку своих соборов и церквей, что позволит новым теологическим принципам и новому архитектурному стилю быстро распространиться на территории Французского королевства. Текст этого сочинения известен по средневековой копии середины XII века, манускрипт с которой принадлежал когда-то Александру Пето, а сейчас хранится в Ватикане 4 . Людовик Градеки находит текст Сюгерия в этом манускрипте и открывает его всему миру, но в нем не хватает двух последних страниц, которые были найдены в более поздней копии, манускрипте XV века, который находится в Париже в библиотеке Арсенал 5 .
В этот же период, а точнее на двадцать третьем году своего управления аббатством 6 , Сюгерий «по настоянию братьев и канонников монастыря» начинает составлять «для памяти потомков» 7 трактат о своей аббатской деятельности «Gesta Suggerii abbatis», который чаще всего переводят на европейские языки как «Повествование об административной деятельности аббата Сюгерия» 8 . Это произведение известно нам по одной копии, сделанной в 1160–1180 годы и хранящейся в Национальной библиотеке Франции 9 .
В двух последних произведениях отражается главная идея теологии Сюгерия, берущая свое начало в неоплатонической мысли западного Средневековья, а «Scriptum consecrationis ecclesle Sancti Dionysii» – это своего рода синтез философии Псевдо-Дионисия, Максима Исповедника, Иоанна Скота Эриугены и Гуго Сен-Викторского.
Вслед за православным исихазмом Максима Исповедника для Сюгерия форма чувствительного мироотношения и миропостижения становится символом Вечного, а разнообразие в мировосприятии для него не является злом, но, развиваясь, оно изживает себя в стремлении к Вечному, которое Едино. Изначально в самом человеке заложено стремление плоти и духа к единому совершенному завершению, так как Бог объединяет все различия и является общим понятием всего совершенного. Близки Сюгерию и христианско-теологические убеждения Эриугены, который в своем трактате «О предопределении», утверждая, что предопределение человека проистекает из воли Бога, защищает христианское учение о единстве Божественной воли с Его сущностью, которая проста и едина.
Но наибольшее влияние на философское мышление аббата Сен-Дени оказывает Псевдо-Дионисий Ареопагит, для которого Вселенная была создана, наполнена жизнью и объединена в единое целое благодаря нескончаемому источнику света по воли Отца – Света Вселенной, откуда формируется утверждение, что между простым вещественным восприятием и сверхчувствительным, невещественным, нет существенного противоречия; между ними существует особая иерархия, идущая от различия к единству. Таким образом, человек с бессмертной душой и снабженный тленным телом, не отрицает физический мир, а, поглощая его, достигает превосходства, возвышается над ним. Все материальное есть не что иное, как материальный свет, который в стремлении к превосходству трансцендирует во всевышний единый Свет и отражает свечение Vera Lux, самого Бога.
Влияние на Сюгерия трактатов Псевдо-Дионисия, копии которых хранились в библиотеке монастыря, было бесспорным, но окончательное формирование философско-теологической мысли Сюгерия не могло обойтись без влияния его современника, аббата другого набиравшего политическую силу монастыря, философа Гуго Сен-Викторского.
Гуго был первым и наиболее значительным теологом парижской школы Сен-Виктор, основанной Вильгельмом Шампанским в 1108 году и возведенной в статус аббатства несколькими годами позже, в 1113 году. Гуго начинает свою философско-просветительскую деятельность в парижском аббатстве в 1125 году и становится его аббатом в 1133-м. Наиболее известным его произведением считается «Didascalicon de studio legendi», но как настоящий новатор латинской теологии он выступает в своем трактате «De sacramentis fidei christianae». Взяв за основу архитектоническую структуру Иоанна Скота Эриугены, Гуго раскрывает историческое предназначение человека, выдвигая на первый план двойное движение exitus и reditus, которые и обеспечивают продвижение к постижению самого себя и окружающего мира, проходя через три стадии: создание (opus conditionis), падение и затем реставрацию, возрождение (opus restaurationis), что в христианской теологии он ассоциирует с Христом, Церковью и Евхаристией. Будучи последователем августинской мысли, он превосходит традиционные понятия христианской символики, идущие от самого Августина, и предлагает использовать неизвестные до того времени в латинской теологии символические понятия, которые действуют по методу аналогии и сходства с природным бытием, подразумевая естественную, природную взаимосвязь между обозначаемым предметом и реальностью его значения. Особое место в его трудах занимает символическое значение Троицы, которое было непосредственно воспринято Сюгерием и положено в основу организации архитектурного пространства. Гуго окажет влияние на Сюгерия и в толковании трудов Псевдо-Дионисия. Аббат монастыря Сен-Виктор напишет свои комментарии к трактату Псевдо-Дионисия о Небесной иерархии («Expositio de la Hiérarchie céleste du Pseudo-Denys»), который войдет в состав изучаемых в парижском университете сочинений. Именно два этих философских трактата – «Небесная иерархия» Псевдо-Дионисия и «Expositio» Гуго Сен-Викторского – сыграют главную роль в формировании архитектурного замысла Сюгерия.
Для воплощения в жизнь своих смелых теологических идей Сюгерий опирается на три понятия, зародившихся в неоплатоновской мысли средневековой философии: 1) Бог – это всевышний нескончаемый Свет; 2) небесная иерархия; 3) ипостасная Троица.
1. Для Сюгерия свет – это проявление Бога, более того, свет, преломляясь в витражах религиозного содержания, становится словом Божьим и, таким образом, передается человеку через восприятие. Высший же уровень чувственного восприятия, стремящегося к совершенству материального мира, рассматривается Сюгерием как символ Вечного, через который начинается особая иерархия, идущая от различия к единству высшей небесной субстанции, а Всевышний, в свою очередь, проявляется через совершенный Свет и Сам становится этим Светом. Отсюда у Сюгерия такое особое отношение к свету, и средствами архитектуры он стремится наполнить Божественным сиянием самое священное место своей церкви – хору, а также залить светом главный алтарь обители.
Архитектор Сюгерий находит очень смелое решение: он не только увеличивает оконные проемы и заполняет их витражами, но для большего проникновения света в диамбулаторий и хоры, он утраивает их, заменяя простое окно абсидиолями полукапелл с тремя оконными проемами. Три витражных окна занимают почти всю вертикальную поверхность стены пяти так называемых лучистых капелл, что способствует проникновению в три раза более мощного и яркого светового потока, нежели при одном обыкновенном окне.
2. Свет является наивысшей ступенькой Божественной иерархии, которая начинается на уровне материального и связана с различными установками земного мира; следовательно, для аббата Сен-Дени является вполне естественным, что его архитектурный замысел изначально был направлен не только на прославление Божественного начала, но и на удовлетворение духовно-материальных потребностей. Сюгерий начинает свою аббатскую деятельность с увеличения монастыря и улучшения жизни монахов, но при всем том его действия в первую очередь были направлены на придание его обители непревзойденного, великолепного облика самого влиятельного королевского аббатства. Исходя из этого, богатый декор становится необходимым условием сюгериевского проекта, что шло вразрез с простотой распространенного в ту эпоху архитектурного стиля в королевстве Капетингов. В поиске оправданий и доказательств необходимости проводимых им работ по украшению аббатской церкви и затрат на пополнение сокровищницы, Сюгерий пытается дать им теологическое обоснование, утверждая, что реликвии святого Дионисия и его сподвижников, как и столь священная обитель, должны иметь все самое прекрасное и совершенное. Для разрешения этой проблемы аббат Сен-Дени опять же обращается к неоплатоновской философии, умело используя принцип трансцендентности от материального к единому Божественному, нематериальному.