Смекни!
smekni.com

Реалити-шоу: медиапродукт индивидуализированного общества (стр. 1 из 3)

Реалити-шоу: медиапродукт индивидуализированного общества

А. С. Нелюбина

Последняя треть ХХ века изменила не только облик мира, но и во многом трансформировала сознание человека: сегодня он все чаще отрицает любые формы социальности и подменяет общественные задачи личными желаниями и стремлениями, а состояние общества в целом не учитывается при составлении его жизненных планов. В своей «концепции общества риска» У. Бек указывает, что классовые связи размываются, индивид высвобождается из рамок классовой принадлежности. Он предоставлен сам себе при обустройстве собственной судьбы, карьеры, осознает, что ему придется лично расплачиваться за любые принятые или не принятые им решения. Происходит «субъективизация и индивидуализация рисков и противоречий, порождаемых как отдельными институтами, так и обществом в целом». В подобных условиях «история сжимается до (вечного) настоящего, и все вертится вокруг собственного “я” и личной жизни того или иного человека». Жизнь становится «биографическим разрешением системных противоречий» 1 .

Современные социологи (У. Бек, С. Лэш и Дж. Юрри) называют наше время «эпохой второй современности»: глобализация и постиндустриализм вместо индустриализма, разнонаправленные процессы вместо структур и появление нового человека, индивида неукорененного (не имеющего связи с прошлым, находящегося в изоляции, в ситуации потери норм и ценностей) вместо индивида автономного и массового. Согласно З. Бауману, общество становится «индивидуализированным» 2 : человек сегодня, как правило, делает выбор, отвечающий лишь его склонностям, и выбор этот мало ограничен структурами и нормами, такими, как общество, государство, семья, мораль. Что же повлияло на возникновение этого отщепившегося от социальной ткани, лишенного чувства солидарности и ответственности, ставящего только краткосрочные задачи индивида? Во-первых, незащищенность человека перед не контролируемыми им переменами и ситуация неопределенности, в которой он живет. Знание сегодня стало вероятностным и непрочным, власть предпочитает основываться не на правилах и соглашениях, а на дерегулировании, государство оказывается неспособным решать проблемы и защищать человека, с радостью отдавая как можно больше своих прежних обязанностей и функций в сферу частных интересов и забот. Во-вторых, человек утратил контроль над социальными процессами и пришел к мысли, что раз приходится строить жизнь по собственному усмотрению, то коллективные, согласованные действия не могут принести ему никакой пользы. Пропасть между «общественным» и «частным» расширяется, они оказываются в разных мирах, в каждом из которых действует своя логика, практически неприменимая в другом мире. Перевод частных проблем на язык общественных и наоборот перестает быть возможным; «‘частное’ [сегодня] вторглось на территорию общественного, но отнюдь не для того, чтобы взаимодействовать с ним»; «‘общественное’ колонизируется ‘частным’; ‘публичный интерес’ деградирует до любопытства к частной жизни ‘общественных деятелей’... [a] ‘общественные проблемы’, которые не могут быть подвергнуты подобной редукции, и вовсе перестают быть понятными» 3 .

Ситуация, в которой оказывается человек индивидуализированного общества, влияет и на продукт, который предлагает нам медиасреда. Когда социальное оказывается неважным, множатся программы, которые делают предметом своего интереса частные проблемы. Здесь, опираясь на гипотезу «установления повестки дня» (agenda-setting agenta building) 4 , можно говорить не только об установлении повестки, касающейся социальных и политических проблем, но и об индивидуальной повестке дня — списке частных проблем, которые касаются собственной, личной жизни человека.

Вероятно, именно поэтому формат реалити-шоу, который специалисты считают будущим телевидения, стал столь популярным во всем мире. Специализация этих программ — частная жизнь. Телекритики, киноведы и обычные зрители иногда говорят о них с неким высокомерием, считая, что люди смотрят подобные передачи только для того, чтобы удовлетворить инстинкт подглядывания. Мы уверены, что интерес к подобным шоу в другом. Когда жизнь становится «биографическим решением системных противоречий», когда человек понимает, что лишь ему принимать решения и он сам в ответе за свои поступки, он нуждается в подсказках, которые бы показали ему, к чему приведет тот или иной его шаг именно в частной жизни. В роли таких визуальных обучающих программ и выступают реалити-шоу. Они создают искусственную среду, похожую на настоящую (но все-таки нереальную, потому что наш мир не состоит из группы людей одного возраста, которые думают только о том, какого завести себе партнера или как стать звездой), и выполняют функцию обучения, посвящения частного человека в необходимые ему правила жизни в семье, обществе. «В основу сценария шоу заложен механизм ненавязчивого, почти неуловимого подталкивания зрителя: от неумения, незнания, непонимания к умению, знанию, пониманию» 5 .

Существует несколько общих вариантов постановки реалити-шоу и множество проектов, в разной степени совмещающих различные подходы. Под категорию реалити попадают программы, в которых используется скрытая камера; любительское видео, где запечатлены незапланированные сюжеты; документальное наблюдение, не нарушающее привычное течение жизни (docy soap); игровые шоу, когда люди специально более или менее длительное время находятся в замкнутом пространстве под наблюдением видеокамер (чаще всего цель участия в подобных играх — получение крупного денежного приза). Существуют шоу с четкой структурой, которая не дает участникам свободы для маневра (конечно, каким бы жест-ким ни был сценарий, он не может предусмотреть каждую реплику и действие героя, его живые, непосредственные эмоции, реакции, поведение). Тем не менее этот тип реалити обладает жестким драматургическим стержнем. Это такие программы, как «Кандидат» (ТНТ), «Последний герой» (Первый канал), «Супермодель» (СТС). Обычно эти проекты укладываются в десяток серий. Вторая группа шоу — «документальное мыло», как правило, они более длительны, вмешательство со стороны организаторов при этом варианте минимально — они лишь задают первоначальную установку, которая и служит главным катализатором в развитии действия. Это, например, многие шоу на канале ТНТ: «Дом-2», проектная задача которого «построить свою любовь» (а если не построишь, то тебя выгонят); «Голод» — сумей без денег и без еды выжить за границей; «Офис» — стань боссом, удержись на этом месте и получишь свой бизнес в реальной жизни.

Один из главных принципов реалити-шоу — героями программы становятся обычные, реальные люди. Телезритель может идентифицировать себя с ними и вместе с ними проживать моменты, которые являются обычными жизненными ситуациями. Обучающие реалити-программы затрагивают все сферы жизни и предназначены для зрителей всех возрастов. Программа «Дом-2» предназначена в первую очередь для молодых людей, подростков, для тех, кто только учится строить отношения с представителями противоположного пола, друзьями, коллективом. Программа «Ребенок-робот» (ТНТ) — для молодых родителей, которые совершают похожие ошибки в начальный период жизни ребенка, причем не только при уходе за младенцем. Программа показывает, что ребенок (пусть даже механический) нуждается в здоровой обстановке — не только физической, но и психологической, и выговор от врача-ведущего получают и те, кто курят при малыше (или несут его в шумный ночной клуб), и те, кто ссорятся и кричат друг на друга в его присутствии. Обучающие реалити для более поздней семейной ситуации — «Дикие дети» (ТНТ), «Няня спешит на помощь» (ТНТ), «Суперняня» (REN-TV) дают мамам и папам уроки общения с подросшими детьми. Они обозначают роли, которые родители должны играть при воспитании ребенка, объясняют, как завоевать авторитет, быть более жестким или, напротив, мягким, как заставить родителя участвовать в воспитании, если он от этого устранился. Легко включается в индивидуальную повестку дня телезрителя программа «Клуб бывших жен» (ТНТ), показывающая непростую ситуацию развода и те модели поведения, которые обычно в этих жизненных обстоятельствах выбирает женщина. Программа предлагает следовать новому стандарту: не плакать целыми днями дома, вспоминая старую жизнь и загоняя себя в депрессию, а сменить обстановку, избавиться от старых вещей, совершить отчаянный поступок и завести новые знакомства.

Программы «Кандидат» (ТНТ), «Офис» (ТНТ) показывают нам многообразие ситуаций в деловой сфере, в области работы и выстраивания карьеры: модели общения с коллегами и конкурентами, варианты «подсиживания» либо, наоборот, взаимопомощи, сплачивания коллектива, выработки командного духа. Шоу «Капитал» (ТНТ), например, дает образцы поведения людей, которые пытаются продать свои идеи — главный товар информационной эпохи. К жюри, состоящему из крупных российских бизнесменов, приходят обычные люди и просят деньги на открытие своего дела. Шоу учит, что ты не станешь успешным предпринимателем, если не будешь следовать определенным для этой сферы образцам: «капиталисты» инвестировали в проекты только тех людей, которые показали, что разбираются в своем деле, просчитали прибыль, объемы производства, товарооборот, расходы, предоставили конкретные цифры, принесли заключенные договоры. Люди с хорошими идеями, но плохим бизнес-планом уходили ни с чем. Программа показывает, что важную роль играют не только характеристики твоего товара или услуги, но и твоя личность, поведение. «Шоколадный» магнат Андрей Коркунов отказался проинвестировать интересный и прибыльный проект только потому, что его предполагаемый партнер вел себя агрессивно.

Индивидуальная повестка дня включает в себя и проблемы здоровья и красоты, очень близкие и понятные каждому человеку. Эта область также не осталась без внимания реалити-шоу. «Формула красоты» (Первый канал), «Уроки пластической хирургии» (ТНТ), «Снимите это немедленно» (СТС) — эти программы показывают нам формы поведения человека, недовольного своей внешностью и пытающегося ее изменить. Действия людей в такой ситуации бывают не только положительными: тренировки, диета, пластические операции, смена гардероба, посещение салонов красоты, но и отрицательными: отказ от спорта, переедание, выплескивание на окружающих негативных эмоций.