Смекни!
smekni.com

Философские основания идеологии социальной работы (стр. 7 из 7)

Современная «левая» критика способов решения социальных вопросов, выдвигаемых представителями «правых», основывается на отрицании признания рынка и эффективного менеджмента в целях увеличения прибыли и оптимизации расходов государства на социальные нужды в качестве единственных движущих сил общественного развития. «Позаимствовав некоторые либеральные, социалистические и народнические идеи прошлого, новые “новые левые” соединили их с призывами к радикальной демократизации общества и освобождению… от диктата как голого рынка, так и “государства всеобщего благоденствия”», – пишет Т. Шанин 37 . Он подчеркивает, что их критика изобличает попытки привилегированных слоев общества оправдать свой эгоизм ссылками на законы экономики и принципы эффективного управления, а в их анализе центральное место принадлежит вопросам развития личности и защиты человеческого достоинства.

Оказавшись в эпицентре современных дискуссий, вызванных поиском третьего пути – между рынком и Welfare state, социальные работники остаются приверженцами базовых ценностей своей профессиональной идеологии, которой по духу, очевидно, более близка позиция современных левых идеологий. Выстраивая систему приоритетов, в центре которых всегда интересы человека, затем общества и уже потом – тех организаций, где трудятся социальные работники, и государства, они опираются на профессиональные ценности, интернациональные, общечеловеческие по своему характеру, поскольку ядро социальной работы составляет общечеловеческий опыт. Подчеркнем, что в этом проявляется объединительная природа идеологии социальной работы, ее функциональная специфика. Зародившись в недрах гуманистических воззрений эпохи Просвещения, получив обоснование в эпоху Нового времени, она продолжает оказывать воздействие на современное общество, инициируя общественные изменения в соответствии с заключенными в ней ценностями.

Список литературы

1 См.: Леонтович В. В. История либерализма в России, 1762–1914. М., 1995. С. 2.

2 Франк С.«De Profundis» // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 487–488.

3 См.: Вехи. Из глубины. С. 19, 197; Чаянов А. Н. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии (1920) // Утопия и антиутопия ХХ века. М., 1990. С. 1697.

4 Максимов С. И. Правовая реальность: опыт философского осмысления. Харьков, 2002. С. 96.

5 Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. ред. и предисл. П. С. Гуревича. М., 1992. С. 76.

6 См.: Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963–1966. Т. 4. (2). С. 139.

7 Там же. С. 140.

8 См.: Там же. С. 233.

9 Философия Канта и современность. М., 1974. С. 157.

10 Кант. И. Сочинения: В 6 т. М., 1963–1966. T. 4 (2). С. 240.

11 См.: Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости // Современный либерализм / Пер. с англ. Л. Б. Макеевой. М., 1998. С. 191.

12 Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1).

13 Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости. С. 201.

14 Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 190.

15 Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. СПб., 2000. С. 170–171.

16 Там же. С. 174 (здесь П. И. Новгородцев приводит слова Вл. Соловьева).

17 Гегель Г. В. Философия права. М., 1990. С. 57.

18 Там же. С. 289.

19 Там же. С. 284.

20 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

21 Кимлика У. Либеральное равенство // Современный либерализм. С. 140.

22 Ролз Дж. Теория справедливости. С. 67, 223, 267.

23 Кимлика У. Либеральное равенство. С. 153.

24 См.: Ролз Дж. Теория справедливости. С. 267.

25 См.: Белл Д. Культурные противоречия капитализма (фрагмент из книги) // Этическая мысль: Науч.-публицист. чтения / Редкол.: А. А. Гусейнов и др. М., 1990. С. 243–255. Подробный анализ аргументов Белла в его полемике с Ролзом представлен в работе: Оганесян А. К. Равенство и справедливость: (Концепция Д. Роулса и Д. Белла) // Этическая мысль. С. 214–229.

26 См.: Белл Д. Культурные противоречия капитализма. С. 222.

27 Там же. С. 223.

28 Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 3 т. М., 1979. С. 16.

29 Ершов Ю. Г. Философия права: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1997. С. 75.

30 Розанваллон П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния. М., 1997. С. 12–13.

31 См.: Кимлика У. Либеральное равенство. С. 180.

32 Цит. по: Там же. С. 181.

33 Цит. по: Там же. С. 183.

34 См.: Там же. С. 184.

35 Классификация подходов к профессионализации представлена у Е. Ярской-Смирновой. См.: Ярская-Смирнова Е. Р. Профессионализация социальной работы в России в 1990 гг. // Профессионализация социальной работы. Архангельск, 2001.

36 Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под общ. ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М., 1997. С. 10–11.

37 Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 313.