С типизации начинается первый этап институционализации, сопровождающийся возникновением первичного социального контроля, обусловленного существованием института. Институт, согласно Лукману и Бергеру, — это «взаимная типизация опривыченных действий деятелями разного рода» [1, с.92.]. Взаимные типизации деятельности и деятелей — институты — принимаются всеми членами социальной группы, они историчны и воплощают социальный контроль. Лукман и Бергер особо подчеркивают, что зачатки институционализации содержатся в каждой социальной ситуации, продолжающейся какое-либо время. Однако историчность социального порядка, т.е. его установление и закрепление во времени, является результатом следующего этапа институционализации — объективации.
Объективация — процесс, посредством которого экстернализированные продукты человеческой деятельности приобретают характер объективности. Второй этап институционализации предполагает превращение институтов в объективную социальную реальность, называемую Лукманом и Бергером «социальным миром» [1, с.101-102.].
Объективация типизаций достигается благодаря «седиментации» и посредством общедоступной знаковой системы. В памяти поколения оседает интерсубъективное знание типизаций (седиментация), закрепляющееся в лингвистической форме (общедоступной знаковой системе). Общедоступная знаковая система — язык — придает статус анонимности таковому опыту посредством его отделения от индивидуальных биографий становится общедоступным, объективно существующим [1, с.113.].
Объективность институтов, согласно Лукману и Бергеру, порождается их воспроизведением в поколениях, их историчностью. Кроме того, она обретается институтами благодаря их статусу «анонимных фактичностей», воспринимаемых индивидом как социальный мир. Только на втором этапе институционализации и возникает «социальный мир вообще, в смысле всеобъемлющей и данной реальности, с которой индивид сталкивается наподобие реальности природного мира» [1, с.99.]. В этой связи Лукман и Бергер, следуя за К. Марксом, подчеркивают, что социальный мир, воспринимаемый индивидом в качестве объективно данного, не обретает тем не менее самостоятельного онтологического статуса, независимого от человеческой деятельности. Взаимосвязь между человеком и социальным миром имеет диалектический характер: производитель социального мира (человек) и продукт человеческой деятельности (общество) взаимодействуют.
Таким образом, Лукман и Бергер указывают на три базовые измерения социального мира. Социальный мир — это и социальная среда, созданная человеком, и объективированная им реальность социального порядка, и сам человек как социальный продукт. Первые два измерения социального мира создаются в процессах экстернализации и объективации, а третье — в процессе интернализации, посредством которой объективированный социальный мир переводится в индивидуальное сознание в ходе социализации [1, с.102.].
Третий этап институционализации — легитимация социального порядка. Согласно Лукману и Бергеру, этому этапу соответствует расширение институционального порядка за пределы жизни одного поколения. Потребность в легитимации — объяснении и оправдании существующего порядка — появляется в силу того, что историческая реальность наследуется новым поколением как традиция. Первоначальный смысл институтов не доступен новому поколению в терминах памяти, в то время как поддержание социального порядка напрямую зависит от усвоения в ходе социализации смысловых содержаний деятельности. Легитимации — это когнитивные и нормативные интерпретации институционального порядка, заучиваемые в процессе социализации [1, с.103-104.].
Итак, как и Парсонс, Лукман и Бергер трактуют институционализацию в качестве динамического процесса, в котором выделяются три стадии. Отличие заключается в определении содержательного наполнения этого процесса. В концепции Парсонса институционализация — это процесс закрепления социальной структуры и способ ее организации. Лукман и Бергер ограничивают содержание институционализации функцией установления социального контроля — объективацией институтов и легитимацией институционального порядка. В силу этого первая стадия институционализации понимается ими как типизация деятельности членов социальной группы. Типизированная деятельность и обозначается в теории Лукмана и Бергера понятием «институт». Вторая стадия — объективация — представляет собой историческое закрепление типов деятельности, достигаемое благодаря ее воспроизведению в поколениях.
В феноменологической теории общества, восходящей в своем теоретико-методологическом генезисе к работам Шюца и Мида, социальная реальность, как правило, понимается как возникающая в процессе смысловой и деятельностной интеракции индивидов. Противопоставление микро - и макроуровней взаимодействия заменяется противопоставлением субъективная реальность опыта и объективное функционирование общедоступного, разделяемого всеми знания. Проблематичным как в теории социального бихевиоризма Мида, так и в феноменологической теории Шюца, остается решение проблемы того, каким образом выстраивается объективная реальность общества, каковы механизмы ее воспроизведения. В теории Лукмана и Бергера эта проблема решается путем имплицитного заимствования парсоновской методологической схемы интерпретации эмерджентных свойств общества — концепции институционализации. Именно этим и обусловлено введение в теоретическую модель рассмотрения стадий институционализации.
По сути дела схема динамики процесса институционализации та же, что и у Парсонса. Первая стадия парсоновского варианта — стабилизация ценностно-нормативного комплекса, обусловливающая закрепление нормативных образцов действия. В теории Лукмана и Бергера ей соответствует типизация. Вторая стадия в концепции Парсонса — генерализация нормативных моделей действия или возникновение институтов — предстает у Лукмана и Бергера как объективация институтов. Базовое отличие состоит, на наш взгляд, в том, что Лукман и Бергер отождествляют саму деятельность с понятием института, в то время как Парсонс использует это понятие сугубо в аналитических целях. В теории Парсонса понятие «институт» маркирует собой переход с уровня анализа элементарной системы взаимодействия на уровень социальной структуры общества. В самой социальной системе этот переход осуществляется посредством генерализации ценностной системы, т.е. ее нормативного закрепления в институциональных моделях действия.
В своей трактовке объективной реальности общества как типизированной деятельности Лукман и Бергер наследуют немецкой традиции интерпретации институционального генезиса общества. Вслед за Х. Фрейером, А. Геленом, Х. Шельским они постулируют возникновение институтов в качестве маркера возникновения объективной социальной реальности. Таким образом, в их концепции институционализации остается нерешенным вопрос о том, каким образом типизированная деятельность группы преобразуется в общепринятый тип деятельности. Кроме того, трактовка института в качестве объективно данных типизаций деятельности не дает возможности для артикуляции критериев общей классификации институтов и их спецификации в соответствии с различными сферами жизнедеятельности общества.
Сравнительная новизна теоретико-методологического подхода Лукмана и Бергера состоит, на наш взгляд, в определении специфики третьего этапа процесса институционализации. В противоположность своим предшественникам Б. Малиновскому, Х. Шельскому и А. Гелену они указывают на тот факт, что сами институты отнюдь не выполняют интегративной функции. Институты могут сосуществовать и не будучи функционально связанны друг с другом, и восприниматься при этом как самостоятельные пространства смыслов. Интеграция институтов в единый, неразрывный, социальный мир («общедоступный запас знания») достигается не за счет их внешней функциональности, а посредством социальной рефлексии по их поводу [1, с.108.]. Рефлексия такого рода и составляет содержание легитимации, представляющих индивиду мир в качестве «совокупности общепринятых истин относительно реальности» [1, с.110.].
По сравнению с парсоновским пониманием третьей стадии институционализации (интеграция) версия Лукмана и Бергера представляется более проработанной. Так, в парсоновской концепции обнаруживается по сути дела только схематическая фиксация того, что содержание третьей стадии составляет институциональная интеграция подсистем общества. Остается нерешенным вопрос, каковы механизмы этой интеграции.
В теории Лукмана и Бергера в качестве такого механизма служит легитимация — смысловая объективация второго порядка. Легитимация, таким образом, представляет собой рефлексию о существующем институциональном порядке. Она толкуется Лукманом и Бергером как смысловая интерпретация сложившегося порядка, причем интерпретация, предполагающая свою фиксацию.
Именно на третьем этапе институционализации выкристаллизовывается знание об обществе, предстающее как понимание социальной реальности и как ее непрерывное созидание. Понимание социальной реальности — это легитимации, а созидание этой реальности производится социальными ролями. По мысли Лукмана и Бергера, историзация и объективация институтов делают необходимой разработку процедуры легитимации и социального контроля [1, с.118.].