Луман придерживался той позиции, что институционализация представляет собой именно процесс общественного развития, а не его результат. В этом процессе расширяются изначально ограниченные шансы актуального «сомыслия» (консенсуса). Иными словами, институционализация осуществляет генерализацию консенсуса.
Только через институционализацию может быть достигнуто «сомыслие» о ценности актуального опыта в сопоставлении с «ожиданием ожидаемых отношений». Кроме того, в результате этого процесса и осуществляется успешная переоценка консенсуса.
Таким образом, Луман исходил из тезиса, что социологическое изучение общественного развития предполагает выстраивание именно теории механизмов и функций институционализации, а не теории институтов. Он предложил идти не от анализа результата функционирования общества, т.е. не от рассмотрения институтов, а от исследования процесса развития системы, выявляя механизмы, производящие институты [14, p.34.].
По мысли Лумана, об институционализации следует говорить как о процессе, весьма растянутом во времени, образуемом двумя взаимосвязанными частями: «уточняемой» (формирующей «обязывающие решения») и «диффузной». Первая состоит из коммуникативных актов «утверждения тем», относительно которых ожидается консенсус. Вторая представляет собой элементарные процессы формирования мнения и социализации, которые и легитимируют подчинение консенсусу относительно утвержденных тем. В соответствии с этим двухчастным рассмотрением Луман и говорит о двух механизма институционализации — «генерализации оснований смысла» и «институционализации институционализации» [14, p.34.].
Подчеркнем, что в лумановской трактовке институционализация предстает в виде исторического процесса эволюционного развития общества. Так, переход от архаических бесписьменных обществ к «ранним высоким культурам» характеризуется изменением содержания механизмов институционализации. Этот тезис разъясняется через сравнительный анализ специфики процесса институционализации в простейших социальных системах и в сложных обществах. В простейших социальных системах достижение консенсуса и его характер всецело зависят от конкретной ситуации принятия решений.
В теоретической концепции Парсонса сущность процесса институционализации разъясняется путем рассмотрения содержания этого процесса на уровне элементарного взаимодействия и на макроуровне системы. Той же аналитической схемы придерживается и Луман, однако целью его анализа выступает прежде всего обнаружение специфики институционализации на каждом из уровней.
В качестве примера протекания элементарного процесса институционализации Луман рассматривает ситуацию, в которой присутствует более двух участников. Условия этой ситуации таковы, что конечный консенсус будет изначально ограничен вниманием участников и предысторией их отношений. В такой ситуации «мыслимое», т.е. импликации и передача представляемых тем, идентифицируется предметно и социально лишь в размытом виде. Текущее подчинение консенсусу в процессе интеракции обусловлено сложностью отсылки к смыслу, поскольку каждый из участников сталкивается в этой ситуации с необходимостью учитывать и осознавать не только свои ожидания, но и ожидания других участников. Исход ситуации во многом зависит от таланта каждого из участников брать на себя инициативу артикулирования темы и от скорости осмысления происходящего. В таких условиях полная тематизация совместно мыслимого практически исключена, а шансы повлиять на исход обсуждения распределены среди участников весьма неравномерно [14, p.31-32.].
Отличительная особенность процесса институционализации в сложных обществах заключается, по мысли Лумана, в изменении институционализирующего субъекта. Таким субъектом становятся не «ангажированные присутствующие» с их собственным представлением о себе, их ограниченным вниманием, интересами и санкциями, а «неприсутствующие третьи», которые непричастны ситуации, но способны обладать мнением.
Специфика протекания процесса институционализации в таких условиях состоит в обезличивании институционализируемых ожиданий. Ожидание приписывается анонимным третьим, недоступным в непосредственном опыте, но чье мнение невозможно изменить. Неопределенность, недоступность релевантных третьих для оценки и вопросов гарантирует надежность и гомогенность института, ибо в такой ситуации исключено воздействие простого голосования участников коммуникации, непосредственно доступных друг для друга. Кроме того, устанавливаемое согласие распространяется на всех [14, p.33.].
Итак, преобразование сущности процесса институционализации в сравниваемых системах состоит в замене модуса построения элементарного консенсуса, характерного для простейших систем, на модус построения генерализированного консенсуса, свойственного сложным системам. Именно здесь и вычленяются механизмы институционализации сложных обществ — генерализация смысловых оснований институтов в абстрактной (богатой возможностями) форме и «институционализация институционализации» [14, p.34.].
Анализируя эти механизмы, Луман говорит о двух функциях институционализации. Первая функция — это редукция сложности через установление генерализированных смысловых оснований консенсуса. В самом процессе данная функция выполняется путем наделения анонимного институционализирующего субъекта возможностями коммуницировать в форме привилегии интерпретации, чиновничества и процедур. Генерализация оснований смысла, согласно Луману, освобождает от ситуативных замутнений смысла, присущих элементарной совместной жизни, и одновременно открывает возможности для решения индивидуальных проблем [14, p.34.][3].
Вторая функция институционализации — создание оснований для стабильности социальной системы, или «стабилизирующая генерализация». Генерализация смысловых оснований консенсуса приводит к развитию крупномасштабных и долговременных систем, в которых бесконечные элементарные контактные системы выстраиваются и устраняются регулируемым способом. Именно сложность социальной системы принуждает к стабилизирующим генерализациям [14, p.40.].
И, наконец, динамический аспект институционализации трактуется Луманом иначе, нежели он представлен в концепциях М. Орио, А. Гелена, Х. Шельского. Луман полагал, что «направляющая идея деятельности» (idée directrice), об исходной роли которой говорил Орио, — это не начало институтов, а скорее их завершение [14, p.32.].
В рамках лумановского системно-функционального подхода «направляющая идея»/хартия, или «бытийственная ценность» институциональной деятельности является результатом процесса институционализации, поскольку институционализация начинается не с консенсуса, или свободы, а со связи.
Анализируя механизмы институционализации, Луман приходит к выводу, что в природе человека заложено не базовое право на самоопределение, а конкретно утверждаемое растворение собственного «я» в социальном процессе. Только в историческом ходе общественного развития первоначально появляются ожидания консенсуса, а лишь затем — социально и предметно абстрагированные, рискованные предположения консенсуса. Именно поэтапная социальная эволюция и приводит к тому, что «свободы» встраиваются в институты и одновременно производятся новые нормативные установления [14, p.37.].
Подводя итог изложенному, суммируем центральные положения концепции институционализации Лумана. Кардинальное отличие этой концепции от всех предшествующих социологических построений заключается в принципиальном отказе Лумана интерпретировать общество через понятие «институт». В рамках разработанного им подхода общество предстает как операциональная система коммуникаций, отличающая себя от всех прочих систем и от среды («субстрата коммуникаций») посредством специфической формы существования и специфического способа переработки информации о внешнем мире. В качестве такого способа выступает «смысл» — редукция сложности мира к резервуару возможностей опыта и действий. Социальная система, согласно Луману, — это находящаяся в постоянном движении, эволюционирующая целостность. Эволюция социальной системы может быть выявлена и проанализирована через наблюдение за содержанием процесса ее институционализации.
Лумановский анализ процесса институционализации, т.е. генерализации смысловых оснований консенсуса и их стабилизации, позволяет выявить динамическое, процессуальное и функциональное измерения эволюции общества. В динамическом измерении общество характеризуется движением к усложнению — переходом от элементарных коммуникаций к более сложным, базирующимся на смысловом предположении консенсуса. Последующее усложнение социальной системы связано с генерализацией смысловых оснований консенсуса и попыткой их стабилизации. Неопределенное «совокупно мыслимое» обретает свою определенность благодаря генерализации оснований «сомыслия», что, в свою очередь, способствует возникновению рефлексии системы о самой себе. В результате этого и осуществляется переоценка консенсуса, или «институционализация институционализации».
Процессуальное измерение общества — это исторический процесс его эволюции, в котором осуществляется закрепление механизмов институционализации. И в данной связи принципиально важно методологическое замечание Лумана о том, что способ использования этих механизмов позволяет установить социокультурную специфику каждого конкретного общества. Так, в обществах, где проблемы интеграции и стабилизации решаются системой посредством апелляции к религии, генерализация смысловых оснований институтов предстанет в религиозной форме, а институционализация институтов будет базироваться на процессе религиозной экзегезы и проповеди, неотделимом в данном случае от политического господства и права [14, p.34.].