Таким образом, в восприятии, обусловленном определенными обстоятельствами, распознанные события утверждают свои собственные отношения схождения. Это утверждение отношений схождения особенно очевидно, когда такт, с которым воспринимающее событие имеет отношение схождения, совпадает с тактом, который является всей целостной природой в текущий момент, другими словами, когда и событие, и воспринимающее событие имеют отношение схождения с одним и тем же тактом.
Третье отношение, необходимое для адекватного понятия природы, а именно отношение «вхождение», можно коротко определить как «модификацию события объектом».
Поскольку события одномоментны и неповторимы, мы не можем формулировать общие суждения, выражающие законы природы, оперируя этими неповторимыми и индивидуальными образованиями. Поэтому, для того чтобы обладать научным знанием, которое представляет собой знание общего, мы обязаны допустить то, к чему оно относится, — элементы постоянства в природе или объекты.
Уайтхед рассматривает объекты как непреходящие элементы природы 21 . Объект является составной частью качества некоторого события. Фактически качество события есть не что иное, как объекты, составляющие эти события, и способы, посредством которых эти объекты осуществляют вхождение в событие. Таким образом, теория объектов — это теория сравнения событий. События можно сравнить только потому, что они воплощают неизменность. Мы сравниваем объекты в событиях всякий раз, когда можем сказать: «Вот это опять». Объекты — это те элементы природы, которые могут «быть снова» 22 .
Философ использует термин «вхождение» (ingression) для обозначения основного отношения объектов к событиям. Вхождение объекта в событие — это способ, посредством которого качество события определяется бытием объекта 23 . То есть событие таково, каково оно есть, благодаря тому, что объект таков, каков он есть. И когда философ размышляет об этой модификации события объектом, он называет отношения между ними «вхождением объекта в событие». В равной степени справедливо и обратное утверждение, что объекты являются тем, что они есть, потому что события таковы, каковы они есть 24 . Природа такова, что не может быть ни событий, ни объектов без вхождения объектов в события. Хотя существуют такие события, что объекты, составляющие их, ускользают от нашего распознавания. Это события в пустом пространстве.
Отношение вхождения имеет несколько видов. Очевидно, существуют разные категории объектов и объекты разных категорий имеют разные взаимоотношения с событиями. Проанализируем некоторые из видов вхождения, которые свойственны разным категориям объектов.
Даже объекты, принадлежащие к одной категории, имеют разные виды вхождения в различные ситуации. Объект является составной частью всей своей сопредельности, при этом его сопредельность неопределенна. К тому же модификация событий вхождением чувствительна к количественным различиям. В конечном счете, считает философ, именно поэтому мы вынуждены предположить, что в некотором смысле каждый объект повсюду входит в природу, хотя его вхождение может быть количественно невыразимо в нашем личном опыте 25 .
Это допущение не ново ни в науке, ни в философии. Очевидно, это необходимая аксиома для философов, считает Уайтхед, которые настаивают на том, что реальность — это система. Философ же придерживается простого тезиса, что природа — это система 26 . Но в этом случае он предполагает, что меньшее следует из большего, и иллюстрирует свое предположение простыми фактами жизни, не прибегая к помощи абстрактных построений теоретической физики.
Объекты бывают значительно удалены от приписываемых им мест, как, например, в том случае, когда ампутированные конечности продолжают вызывать боль, или же в случае, когда боль ощущается не в поврежденном зубе, а в соседнем 27 . Приведенные философом примеры показывают, что представления о расположениях того, что мы видим, до чего мы дотрагиваемся и что мы слышим, не так сильно разъединены. Мы не можем, считает он, цепляться за идею, будто у нас есть два типа впечатлений о природе: одни о первичных качествах, принадлежащих воспринимаемым объектам, а другие о вторичных качествах, являющихся продуктом нашего умственного возбуждения 28 . Научные построения являются только описанием качеств воспринимаемых вещей.
Рассматривая отношения расположения в частности и вхождения вообще, в первую очередь необходимо отметить, что многообразие объектов можно разделить на радикально отличающиеся роды. Для каждого рода «расположение» и «вхождение» имеют специфическое, только ему присущее значение, отличающееся от такового у другого рода, хотя между ними и существует определенная связь.
Поэтому при обсуждении объектов необходимо определить, какой род мы рассматриваем. По мнению философа, существует бесконечное количество категорий объектов. Идея расположения имеет особое значение в отношении трех категорий объектов, которые Уайтхед называет чувственными объектами, воспринимаемыми объектами и научными объектами 29 .
Эти три категории формируют восходящую последовательность, в которой каждый член включает в себя предыдущий. Основой этой последовательности являются чувственные объекты. Эти объекты не включают в себя никакие другие роды объектов. Чувственный объект — это фактор природы, постулируемый чувственным восприятием, который, (1) будучи объектом, не включен в течение природы и (2) не является отношением между другими факторами природы. Чувственный объект соответственно будет релатумом в отношениях, заключающих в себе также и другие факторы природы. Но чувственный объект — это всегда релатум и никогда отношения сами по себе. Уайтхед пишет: «Примеры чувственных объектов — это определенный оттенок цвета, скажем Кембриджский голубой, или тип звука, или специфический тип запаха, или особый тип ощущения. При этом я не говорю об особом лоскуте голубой ткани, увиденном в конкретный момент времени в определенный день. Такой лоскут — это событие, в котором расположен Кембриджский голубой цвет. Также я не говорю о каком-либо особом концертном зале, заполненном звучанием ноты. Я подразумеваю саму ноту, а не кусок объема, заполненный звуком в течение десяти секунд. Для нас естественно думать о ноте самой по себе, но в случае с цветом мы склонны считать его просто отличительной особенностью лоскута ткани. Никто из нас не думает о ноте как об отличительной особенности концертного зала. Мы видим голубой цвет, и мы слышим звучание ноты. И голубой цвет, и звучание ноты непосредственно постулируются дифференциацией чувственного восприятия, которое устанавливает связь между разумом и природой. Голубой цвет постулируется как связанный по своей сущности с другими факторами в природе. В частности, он постулируется как часть отношения “быть расположенным” в событии, которое является его расположением» 30 . Иными словами, чувственные объекты — это «простейшие постоянства, которые мы прослеживаем как тождественные себе во внешних событиях» 31 .
Перейдем к рассмотрению воспринимаемых объектов. Когда мы смотрим на куртку, мы обычно не говорим, что «это лоскут материала Кембриджского голубого цвета»; что действительно приходит нам на ум, так это то, что «это куртка». Также элементом этого восприятия является суждение, что это предмет одежды. То, что мы воспринимаем, является объектом, отличным от обычного чувственного объекта. Это не просто лоскут материала, а нечто большее.
Закон природы таков, что обычно расположение чувственного объекта — это не только расположение этого чувственного объекта для одного определенного воспринимающего события, но это также расположение множества чувственных объектов для множества воспринимающих событий. Например, для любого воспринимающего события расположение чувственного объекта зрения соответствует также расположению чувственного объекта зрения, прикосновения, обоняния и слуха. Более того, эта согласованность расположений воспринимающих объектов влияет на тело, т. е. на воспринимающее событие, приспосабливая его к тому, что восприятие одного чувственного объекта в определенном расположении ведет к подсознательному чувственному восприятию других чувственных объектов в этом же расположении. Это взаимодействие проявляется особенно ярко между прикосновением и зрением.
Также существует определенная корреляция между вхождением в природу чувственных объектов прикосновения и чувственных объектов зрения и в меньшей степени между вхождением других групп чувственных объектов. Уайтхед называет этот вид взаимоотношений «выражением» одного чувственного объекта через другой. Когда вы воспринимаете голубое фланелевое пальто, вам подсознательно кажется, будто вы носите это пальто либо трогаете его. Если вы курильщик, вы можете подсознательно ощущать слабый запах табака. Особенность данного факта, утверждаемая чувственным восприятием пересечения в одной точке подсознательных чувственных объектов вместе с одним или более доминирующими чувственными объектами в аналогичной ситуации, является чувственным восприятием воспринимаемого объекта. Причем воспринимаемый объект не является окончательным результатом размышлений. Это просто фактор природы, лежащий в основе чувственного восприятия. Элемент размышления появляется тогда, когда мы переходим к классификации определенных воспринимаемых объектов. Например, мы говорим: «Это фланель», при этом мы думаем о свойствах фланели и использовании спортивных пальто. Но это все имеет место только после того, как мы сумели мысленно схватить чувственный объект. Предварительные же суждения влияют на объект восприятия, фокусируя и отводя внимание в другую сторону.