Летом 2004 года московская пранк-команда Z13 приехала с видеокамерой в дом, где живет Спидовая, подкараулила ее на лестничной клетке и сняла небольшой ролик, на котором можно было увидеть и саму легендарную «жертву», и ее внучку Женечку, которая до этого активно обсуждалась во многих пранках.
Видео имело огромную популярность среди пранкеров, после чего практика «походов к жертвам» с видеокамерой стала широко распространенной. Журналистка Рада Разборкис, которая весной 2006 года вместе с пранкерами ездила по квартирам «великих жертв» и пыталась взять у них интервью, писала в статье:
«Пранк наступает. Наступает, мутируя. Если раньше пранкеры доводили своих жертв телефонными подколками до нецензурного выражения эмоций, то теперь они осваивают "беспроводную связь": звонят не по телефону, а в наши двери – напроситься на чаек и "попросить прощения" за свои шутки. <…> Пранкеры снимают своих жертв на видео и выкладывают отчеты в Сети. Пранк-2006 – это видео-пранк»[49][350].
Первоначально общение с «жертвами» во время таких «походов» проходило достаточно мирно: пранкеры вели себя подчеркнуто вежливо, извинялись за свое поведение, благодарили своих «кумиров» и т.д. В свою очередь «жертвы» также часто были настроены к пранкерам доброжелательно; так, например, «забывчивый пенсионер» Борис Чернюк, которого приходила снимать на видео команда R.P.G., несколько раз приглашал гостей к себе в квартиру попить чаю.
В дальнейшем однако ситуация поменялась. Визиты пранкеров больше стали напоминать не походы в гости, а хулиганские вторжения, в свою очередь «жертвы» стали пытаться либо самостоятельно прогнать непрошеных гостей, либо сделать это с помощью милиции. Впрочем, в такого рода противостоянии сила обычно оказывается не на стороне «жертвы». В качестве примера можно привести характерное описание поездки пранкеров в город Кимовск к Раку (Валерию Павловичу Вольнову), которое написал участник описываемых событий CLAUS:
«06.12.08. команда "Moscow Prank Unification" решила навестить самого Валерия Павловича Вольнова. В 14:00 выехали из Москвы и направились по федеральной трассе "М-4" в город Кимовск. <...> Прибыли в Кимовск в 16:30. Не без труда найдя в дом, надели маски и пошли в подъезд. Звонок у Рака не работал. Принялись барабанить в дверь, но никакой реакции не последовало... Решили, что Палыча нету дома. Я выкрутил ему дверную ручку. Вышли посмотреть окна: свет горел. Поднялись во второй раз. По дороге залили ящик Валеры "Тики-таком", перед этим не забыв забрать квитанцию. Напротив двери стал Никита, мы же встали у стены. Постучали. Из-за двери послышался голос пьяного Рака: «Кто?» Никита ответил не менее пьяным голосом, что принёс бухла, на что Вольнов не мог не открыть дверь. И тут начался разъёб.
Когда я увидел Рака, я реально охуел: передо мной стоял не худощавый старичёк, который давал интервью Субботину, а огромнейший жирный боров, весящий не менее центнера. Увидев нас, Валера затрясся: дико обосравшись, Палыч попытался закрыть вторую дверь, но у него ничего не получилось. Рака трясло, он не знал, что делать, не мог даже слово промолвить. Это в очередной раз доказывает то, что Валера – мастер выебонов только по телефону.
Хотя изначально был план ввалиться в квартиру и устроить тотальный разъёб, в конце концов мы пришли к выводу, что совершать правонарушение, попадающее под уголовную статью (статья 139 УК РФ, "Нарушение неприкосновенности жилища"), в сотнях километров от Москвы, где в случае вязалова никакой юридической/финансовой помощи не будет, лучше не стоит. Да и некрасиво это получается: всё-таки не заслуживает Рак такого.
Поразъёбывав Палыча около минуты, мы решили свалить»[50][351].
По состоянию на 2009 год видеозаписи походов к жертвам стали для пранк-сообщества привычным делом: они уже не вызывают такого ажиотажа, как в середине 2000-х годов, однако теперь практически ни одна новая жертва не может быть признана «великой», если с ней нет видеозаписи. Можно говорить о том, что сложился некий канон пранкерского видео: снятые материалы динамично монтируются, на запись накладывается музыка, начинается ролик с изображения того, как пранкеры едут к «жертве» и готовятся к общению с ней, кульминацией ролика является показ «жертвы», а в финале участники видео обычно делятся впечатлениями и подводят итоги поездки.
Пранкерское видео снимается не только во время походов к жертвам, но и во время так называемых поинтов (встреч пранкеров из разных городов). Наиболее крупные встречи обычно проходят 30 апреля, которое неофициально считается праздником – Днем пранкера.
Другой популярной формой творческой активности пранкеров являются так называемые миксы. Речь идет о звуковых файлах, в которых популярные музыкальные произведения доозвучены фразами из пранков, например, поверх исполнения песни Земфиры «СПИД» («А у тебя СПИД, а значит, мы умрем...») накладываются истерические крики Спидовой бабки: «А у тебя глотка спидовая!» и «Заткнись, ссыкунья!».
Создание миксов стало своего рода отдельной специальностью в пранкерской среде, отдельные пранкеры специализируются именно на создании миксов (Shark-Акулыч, Abomb, БYльDoG и др.). Можно выделить две основных стратегии создания миксов. В первом случае фразы «жертв» накладываются на песню так, что складывается ощущение, что «жертва» грубо комментирует отдельные строки песни. Во втором случае оригинальный текст песни не звучит, а вместо него создается новый рифмованный текст из обрывков фраз жертв.
Пранкеры создают не только миксы, но и оригинальные песни и стихотворения о своем хобби. Художественные произведения отдельных членов сообщества на тему пранка называются креативами. Все креативы можно разделить на графические и текстовые. В первом случае объектом творчества становятся разного рода картинки, которые редактируются и переделываются на тему пранка (см. илл. 48, 49). Чаще всего при создании подобных креативов изображения «великих жертв» вклеиваются в то или иное изображение (классическая картина, советский плакат, рекламное изображение, постер фильма и т.п.)[51][352].
Среди текстовых креативов (стихов, песен, переделок песен) важную роль занимает созданный в 2005 году гимн пранкеров «Возьми трубку и зажги мир!» с припевом:
Пранк – это искусство,
Пранк – это прикол.
Бесконечный юмор
Дарит телефон.
Бесконечный юмор,
Бесконечный звон.
Пранк – это искусство,
Пранк – это прикол[52][353].
Популярностью также пользуются песни в форме монолога «великой жертвы» (Спидовой, Рака и т.д.)[53][354], а также песенные хроники тех или иных событий в пранк-сообществе (например, поездок к жертвам)[54][355].
ИК-450: Вместо заключения
Почти все общепризнанные «великие жертвы» пранка (Спидовая, Пиздопидор, Рак и др.) были обнаружены и записаны в середине 2000-х годов. После нескольких лет общения с пранкерами они либо «выдохлись», либо исчезли[55][356]. По мнению многих пранкеров, новых «жертв», сопоставимых с ними, до сих пор не появилось, что приводит к кризису в пранк-движении:
«Современное состояние пранка, по сравнению с 2003–2004-ым годами, тухлое. Тухлое в том плане, что нет мега-супер жертв, таких как pizdopidor и спидовая. Радуют пранки только с ментами и со звездами, ну иногда бывают исключения.
С мнением, что в пранк-сообществе кризис, полностью согласен. Позитивные дела – появляются новые пранк-миксы и всевозможные креативы на известных жертв.
Негативных – не наблюдаю.
Будущее пранка зависит только от везения и удачи, удачи в поиске новых перспективных жертв» [Shaxid, Уфа, 18 лет, опыт – 3 года].
Дополнительные проблемы у движения возникают из-за внутренних конфликтов среди его участников. В 2007 году у сайта Prank.ru возник конкурент – проект Antiprank.ru, куда на некоторое время ушла часть авторитетных пранкеров. Новый сайт просуществовал около года, после чего закрылся из-за ссор и скандалов среди его администрации[56][357].
В 2008 году конкуренцию Prank.ru пытался составить сайт Obzvon.com, пытавшийся продвигать идею «пранка с новым подходом», более гуманного по отношению к жертвам, однако этот проект, изначально задуманный как коммерческий, вызвал крайне негативную реакцию у большинства пранкеров и к осени 2008 года прекратил свое существование[57][358].
Внутренние конфликты пранк-сообщества способствовали возникновению еще одного интернет-проекта, лишь косвенно связанного с хулиганскими телефонными звонками. В 2005 году в гостевой книге пранк-сайта Aboomer.ru возникла традиция писать шуточные сообщения от имени «великих жертв» пранка. Когда пранкер Veterinar выразил возмущение по поводу того, что «зафлудили гостевуху отличного пранк-сайта», сообщения начали писать от его имени, причем речь в них шла о том, что Veterinar был вычислен Раком, осужден за хулиганство и попал в колонию строгого режима ИК-450, где его «опустили» сокамерники с кличками Крот и Хуй-Гигант[58][359].
В дальнейшем в виртуальную колонию ИК-450, для которой был создан отдельный сайт[59][360], стали отправлять всех «обиженников» (тех, кто стал участником каких-то внутренних скандалов или в чем-то провинился перед сообществом). Помимо шуточных сообщений от «заключенных колонии» и «великих жертв» в этой гостевой книге часто размещаются разного рода «креативы»: картинки, стихи и песни, посвященные зоне ИК-450 и ее обитателям (в этих шутках активнее всего обыгрывается тема гомосексуализма).
Многие члены сообщества настолько увлекаются литературной игрой на проекте ИК-450, что фактически забывают о самом пранке и лишь без конца обсуждают истинные или мнимые гомосексуальные пристрастия других представителей сообщества. Многие пранкеры считают, что столь большое внимание к сексуальным пристрастиям отдельных личностей является недостатком современного пранк-сообщества: